Персоны

Отто Клемперер

1885–1973
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Отто Клемперер

Биография

Клемперер Отто / Otto Klemperer – немецкий дирижер. 

В судьбе Отто Клемперера, как и в судьбах многих его современников, важнейшую роль сыграла встреча с Густавом Малером, которая состоялась в 1905 году после исполнения Второй симфонии композитора. По рекомендации Малера недавний выпускник частной берлинской Консерватории Штерна получил в 1907 году место дирижера Пражской оперы. После краткосрочных контрактов в театрах Гамбурга, Страсбурга, Кёльна (здесь Клемперер познакомился со своей будущей женой певицей Иоганной Гайслер), он в 1927–1931 годах возглавлял Берлинскую Кролль-оперу, где наряду с классическим репертуаром представил немало современных премьер – Яначека, Шенберга, Хиндемита, Стравинского, который прочно войдет в его репертуар. Но главными в биографии дирижера были немецкие и австрийские композиторы. Их интерпретация принесла Клемпереру славу одного из самых выдающихся дирижеров своего времени. Его официальную карьеру, часто прерываемую болезнями, трудно назвать счастливой. В США, куда он эмигрировал в 1933-м из Германии, Клемперер работал с Нью-Йоркским филармоническим, Филадельфийским и Питтсбургским симфоническим оркестрами, но главным дирижером был лишь в 1933–1939 годах в Филармоническом оркестре Лос-Анджелеса. Вернувшись в Европу в 1954-м, он выступал с разными оркестрами, но свой коллектив обрел лишь в 74 года: в 1959–1973 годах возглавлял лондонский оркестр «Филармония». К этому периоду относится и большинство сделанных Клемперером записей, в числе которых симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, Брукнера, Малера, музыка Баха, Генделя, Стравинского. 

В 1920-е годы Клемперер часто приезжает на гастроли в СССР. В Ленинградской филармонии он с 1924-го по 1929 год дает с оркестром тридцать концертов. То было время, когда в Большом зале выступали известные музыканты со всей Европы, но, пожалуй, никого не принимали так горячо, как Клемперера. Публика недавней имперской столицы, знавшая именитых гастролеров, сразу же оценила масштаб Клемперера. «Мы хорошо помним дирижеров – Никиша, Малера, Мотля, Шуха, Мука, Менгельберга, Вейнгартнера, но Клемперер превосходит их», – писал рецензент уже после первого концерта, состоявшегося 4 ноября 1924 года. 

Особое отношение к нему проявляла и Филармония. Судя по сохранившимся в архивах Большого зала документам, Клемперер нередко переносил первоначально утвержденные даты своих концертов. Но ни досадные переносы, ни излишняя горячность дирижера (а с оркестром на репетициях у него случались конфликты), не были помехой для восхищения им. Концерты Клемперера, дирижировавшего всегда наизусть, как правило, шли с повтором (а это была большая редкость), при переполненном зале, в программках рядом с его именем непременно писали "Generalmusikdirektor", а многочисленная критика публиковала восторженные рецензии (хотя были исключения): Клемперера называют «новым Прометеем дирижерского искусства» и, кажется, не теряют надежды на возможность его работы с Филармоническим оркестром на постоянной основе. 

«Вот дирижер и музыкальный деятель, который необходим Ленинграду и который сумел бы направить музыкальную жизнь по настоящему пути...», – так пишет член художественного совета Филармонии критик Борис Асафьев. Фото с дарственной надписью Филармоническому оркестру
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но Клемперер остается для Ленинграда гастролером. После единственного концерта в ноябре 1924-го он приезжает весной 1925-го на серию выступлений: дирижирует двумя спектаклями «Кармен» в Мариинском театре (Асафьев восклицает: «Если бы в Акопере именно Клемперер мог бы стать центром» …) и дает четыре концерта с Филармоническим оркестром в Большом зале. В одном из них дирижирует премьерой в СССР «Пульчинеллы» Стравинского, потом будут «Петрушка», Сюита № 2 для малого оркестра (авторская версия ранних фортепианных пьес), «Аполлон Мусагет». «Пульчинеллу» Клемперер повторит в апреле того же года в концерте, где прозвучат Вторая симфония Бородина и «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. Это его единственная полностью русская программа, из русской музыки в июне 1928-го будет лишь Шестая симфония Чайковского.

В программах 1927 года есть французы – Дебюсси и Равель. Но главные события этих гастролей – Восьмая симфония Брукнера и Торжественная месса Бетховена: ее Клемперер дирижирует на бетховенских торжествах по случаю 100-летия смерти композитора.

5 мая 1928 года в концерте Клемперера впервые появится Малер, но не симфонический (исполнение объявленной в абонементе симфония № 9 не состоялось): четыре песни Малера споет жена дирижера сопрано Иоганна Клемперер, которой он аккомпанирует на рояле. В этом качестве Клемперер уже появлялся на сцене – в 1925-м он, на немецкий манер – сидя за роялем, вместе с артистами филармонического оркестра солировал в Бранденбургском концерте № 1 Баха. Малера с оркестром Клемперер впервые исполнит в марте 1929, это будет премьера в СССР «Песни о земле», солисты Софья Преображенская и Николай Куклин поют на русском языке в переводе Михаила Кузмина – поэт отмечает премьеру в своем дневнике (через две недели, зайдя в филармонию подписать счет на гонорар, он записывает: «Клемперер в виде гориллы в шубе до пят (наверное, специально для России) бегал, за ним горошком Гаук»). С певцами ленинградского ГАТОБа в этот же приезд дирижер представит сцены и весь третий акт «Парсифаля» Вагнера и Немецкий реквием Брамса (спустя годы он запишет его с Элизабет Шварцкопф и Дитрихом Фишером-Дискау). 

Но больше всего в программах Клемперера Бетховена: увертюра «Эгмонт» (в программке 5 июня 1928 года от руки трогательная надпись – повторена на бис), Торжественная месса, симфонии – №№ 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9. 

После длительного перерыва Отто Клемперер приедет в Большой зал в 1936 году: 29 и 30 мая под его управлением Филармонический оркестр сыграет Третью и Пятую симфонии Бетховена. Так завершится многолетнее сотрудничество музыкантов. 

В 1927 году, когда впереди будет еще много планов, дирижер оставит теплую запись в «Золотой книге» Филармонии: 

Выдающемуся, идеально настроенному Ленинградскому филармоническому оркестру на память о трехгодичной совместной работе (1924–27) по старой дружбе.
Отто Клемперер в день первого исполнения Восьмой симфонии Брукнера (13-е апреля 1927)

И. Р.



Отто Клемперер

Отто Клемперер

Дирижер 13 апреля 1927



Другие материалы

Александр Штример

Александр Штример

Виолончель 1888–1961
Лидия Жук

Лидия Жук

Сопрано ?–1954

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»