Персоны
Пауль Хиндемит
Биография
Хиндемит Пауль / Paul Hindemith (1895–1963) – немецкий композитор, скрипач, альтист, дирижер, педагог.
После окончания консерватории в родном Франкфурте-на-Майне (1915) Пауль Хиндемит работал концертмейстером оркестра городского оперного театра. Театр он оставляет в 1923 году – к этому времени Хиндемит уже известен как композитор. Его сочинения звучат в Донаушингене (1921) на фестивале современной музыки, руководство которым вскоре будет ему предложено, и на Днях новой музыки в Зальцбурге (1922).
Позже в жизни композитора будет работа в немецких рабочих хорах, вынужденная эмиграция из Германии, изживающей «дегенеративную музыку» (1938). В 1940-м он переедет в США, будет преподавать в Йельском и Гарвардском университетах. В 1953-м вернется в Европу. Хиндемит завоюет известность благодаря своим многочисленным сочинениям для разных инструментов, вокальному циклу «Житие Марии» и фортепианному ’’Ludus tonalis’’ («Игра тональностей»), симфониям «Художник Матис» и «Гармония мира». С такими же названиями еще раньше появились оперы. Всего их у Хиндемита десять: от эпатажной «Убийца, надежда женщин» по Оскару Кокошке (1921) до философской «Долгий рождественский ужин» на либретто Торнтона Уайлдера (1961).
В книгах «Мир композитора» и «Руководство по композиции» Хиндемит изложит собственную систему сочинения музыки. Его назовут классиком, точнее, неоклассиком. Именно это направление выбрал для себя композитор, наследующий традиции старых полифонистов и прежде всего Баха.
Но в 1920-е годы, едва отойдя от увлечения экспрессионизмом, он – ниспровергатель традиций, авангардист, член Международной ассоциации современной музыки и один из самых заметных участников движения за создание нового искусства. Интерес к новой музыке становится причиной ухода Хиндемита из квартетного ансамбля, в котором он играет классический репертуар с 1914 года – сначала на скрипке, а потом на альте.
К премьере своего квартета соч. 16 № 3 на первом фестивале в Донаушингене он создает собственный ансамбль – «Амар-Хиндемит-квартет», альтистом которого останется до 1929 года. Квартет активно гастролирует по Европе и дважды приезжает на гастроли в Россию: в декабре 1927 года музыканты дают в Большом зале пять концертов, а через год еще четыре. В их программах, наряду с классикой, музыка современников – Кодаи, Казеллы, Бартока, Мартину, Стравинского и, конечно, Хиндемита. Кроме нескольких струнных квартетов и трио Хиндемита в исполнении автора прозвучала и его Соната для альта соло.
Хиндемита в Ленинграде уже знали. С момента учреждения Ассоциации современной музыки в Москве (1923), а затем и в Ленинграде (1926), его играли в Филармонии. В Малом зале квартеты Хиндемита исполнял Квартет имени Глазунова, фортепианную музыку – Стефания Банцер и Александр Каменский, альтовую – Александр Рывкин.
В Большом зале под управлением Фрица Штидри 20 октября 1926 года прошла советская премьера Концерта для оркестра Хиндемита, в апреле 1928-го впервые исполнили «Камерную музыку № 1», дирижировал Александр Гаук. А в декабре того же года под управлением Николая Малько прозвучала «Камерная музыка № 5», представляющая собой концерт для альта. Солировал автор. Это было единственное выступление Пауля Хиндемита с Филармоническим оркестром.
Концерты
-
30 декабря 1928
3-й концерт 2-го абонемента
Филармонический оркестр
С участием Пауля Хиндемита
Дирижер – Николай МалькоПрокофьев. Сюита из балета «Стальной скок». Хиндемит. Камерная музыка № 5. Рахманинов. «Колокола»