Персоны

Пауль Хиндемит

1895–1963
Пауль Хиндемит, 1923 год
Пауль Хиндемит

Биография

Хиндемит Пауль / Paul Hindemith (1895–1963) – немецкий композитор, скрипач, альтист, дирижер, педагог.

После окончания консерватории в родном Франкфурте-на-Майне (1915) Пауль Хиндемит работал концертмейстером оркестра городского оперного театра. Театр он оставляет в 1923 году – к этому времени Хиндемит уже известен как композитор. Его сочинения звучат в Донаушингене (1921) на фестивале современной музыки, руководство которым вскоре будет ему предложено, и на Днях новой музыки в Зальцбурге (1922).

Позже в жизни композитора будет работа в немецких рабочих хорах, вынужденная эмиграция из Германии, изживающей «дегенеративную музыку» (1938). В 1940-м он переедет в США, будет преподавать в Йельском и Гарвардском университетах. В 1953-м вернется в Европу. Хиндемит завоюет известность благодаря своим многочисленным сочинениям для разных инструментов, вокальному циклу «Житие Марии» и фортепианному ’’Ludus tonalis’’ («Игра тональностей»), симфониям «Художник Матис» и «Гармония мира». С такими же названиями еще раньше появились оперы. Всего их у Хиндемита десять: от эпатажной «Убийца, надежда женщин» по Оскару Кокошке (1921) до философской «Долгий рождественский ужин» на либретто Торнтона Уайлдера (1961).

В книгах «Мир композитора» и «Руководство по композиции» Хиндемит изложит собственную систему сочинения музыки. Его назовут классиком, точнее, неоклассиком. Именно это направление выбрал для себя композитор, наследующий традиции старых полифонистов и прежде всего Баха.

Но в 1920-е годы, едва отойдя от увлечения экспрессионизмом, он – ниспровергатель традиций, авангардист, член Международной ассоциации современной музыки и один из самых заметных участников движения за создание нового искусства. Интерес к новой музыке становится причиной ухода Хиндемита из квартетного ансамбля, в котором он играет классический репертуар с 1914 года – сначала на скрипке, а потом на альте.

К премьере своего квартета соч. 16 № 3 на первом фестивале в Донаушингене он создает собственный ансамбль – «Амар-Хиндемит-квартет», альтистом которого останется до 1929 года. Квартет активно гастролирует по Европе и дважды приезжает на гастроли в Россию: в декабре 1927 года музыканты дают в Большом зале пять концертов, а через год еще четыре. В их программах, наряду с классикой, музыка современников – Кодаи, Казеллы, Бартока, Мартину, Стравинского и, конечно, Хиндемита. Кроме нескольких струнных квартетов и трио Хиндемита в исполнении автора прозвучала и его Соната для альта соло.

Хиндемита в Ленинграде уже знали. С момента учреждения Ассоциации современной музыки в Москве (1923), а затем и в Ленинграде (1926), его играли в Филармонии. В Малом зале квартеты Хиндемита исполнял Квартет имени Глазунова, фортепианную музыку – Стефания Банцер и Александр Каменский, альтовую – Александр Рывкин.

В Большом зале под управлением Фрица Штидри 20 октября 1926 года прошла советская премьера Концерта для оркестра Хиндемита, в апреле 1928-го впервые исполнили «Камерную музыку № 1», дирижировал Александр Гаук. А в декабре того же года под управлением Николая Малько прозвучала «Камерная музыка № 5», представляющая собой концерт для альта. Солировал автор. Это было единственное выступление Пауля Хиндемита с Филармоническим оркестром.



Другие материалы

«Амар–Хиндемит квартет»

«Амар–Хиндемит квартет»

Камерный ансамбль 1921–1933
Кира Мясоедова

Кира Мясоедова

Сопрано 1895–1985

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»