Персоны
Стефания Банцер
Биография
Банцер Стефания Викторовна – пианистка, артистка Академического квинтета Филармонии.
Биографические сведения о пианистке собирались из разных источников. На сохранившихся фотографиях из семейного архива (они продавались на одном из интернет-аукционов) на обороте фото Стефании Банцер-Вагановой указано, что в 1907 году она окончила Николаевскую гимназию, а затем получила диплом «свободного художника» в Петроградской консерватории. Откуда появилась вторая часть фамилии пианистки – Ваганова, на данный момент выяснить не удалось. В мемуарах Ольги Гильденбрандт-Арбениной Стефания Банцер упоминается как первая жена поэта и режиссера Константина Ляндау. Из писем Дмитрия Шостаковича мы также узнаем, что в юности Банцер, в пару с ним, работала тапером, в том числе играла с оркестром Севзапкино во время сеансов.
В Большом зале пианистка появилась буквально в первый месяц первого филармонического сезона: она вошла в состав Академического квинтета филармонии, выступившего здесь 21 июля 1921 года с монографической программой Бетховена.
На этой сцене Банцер еще дважды будет играть в «Трио памяти великого артиста» Чайковского: первый раз с участниками Квинтета в мае 1922-го, а второй, после длительного перерыва, в ноябре 1925 года, но уже с Виктором Заветновским (скрипка) и Ильей Бриком (виолончель) – солистами Филармонического оркестра. С этим коллективом, еще в бытность его Государственным оркестром, Стефания Банцер сотрудничала в сезоне 1918–1919, когда играла в Гербовом зале Зимнего дворца и в Павловском вокзале под управлением Эраста Беллинга и Александра Глазунова, с которым была в самых теплых отношениях. В семейном архиве сохранилось фото Глазунова с личной надписью композитора, где он выражает благодарность «дорогой Стефочке».
Чаще пианистка выступала в Малом зале Филармонии (ныне Бетховенское фойе БЗФ) – не только в составе Квинтета, но и как солистка, а также играла в сонатных вечерах в ансамбле с французской скрипачкой Ивонной Астрюк и скрипачом Квинтета Наумом Кранцем. Вместе они исполнили сонаты Моцарта, Бетховена, Грига, вместе играли и на своем последнем концерте в Малом зале 16 апреля 1926 года.
Вскоре Наум Кранц, вслед за остальными струнниками Академического квинтета, эмигрирует. Стефания Банцер окажется единственной участницей ансамбля, не уехавшей из Советской России. В июне 1929 года журнал «Жизнь искусства» (№ 23) опубликовал краткое сообщение о скоропостижной смерти Стефании Банцер, отметив среди ее заслуг не только исполнительскую деятельность, но и ее педагогическую работу в Третьем музыкальном техникуме – будущем Училище при консерватории.
И. Р.
Концерты
-
28 апреля 1922
Бетховенское фойе (машинопись)
Вечер сонат для скрипки и фортепиано
Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 10. Шуман. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 2
-
21 мая 1922
Камерный концерт
ЧайковскийЧайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»
-
2 февраля 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер
В программе: Бетховен, Брамс, Туилле (без указания произведений)
-
1 апреля 1924
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Юбилейный концерт
Наум КранцВ программе: Чайковский, Брамс, Гендель, Шуберт (без указания произведений)
-
29 апреля 1924
Бетховенское фойе (рукопись)
Вокальный вечер Ф. И. Солнцевой
В программе: Григ, Шуберт, Шопен, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Глюк, Крейслер, Гречанинов, Римский-Корсаков
-
18 мая 1924
Бетховенское фойе (рукопись)
Бетховен
Вечер сонат для скрипки и фортепиано
Заслуженный артист Наум Кранц и Стефания БанцерБетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 4. Соната для скрипки и фортепиано № 5 «Весенняя». Соната для скрипки и фортепиано № 7
-
22 ноября 1925
Камерно-хореографический концерт
В программе: Рахманинов, Чайковский, Пуни, Русские былины, Русские песни, Венгерский танец
-
2 марта 1926
Бетховенское фойе (программа с аннотацией и зарубежными рецензиями на И. Астрюк)
Violinabend
Ивонн Астрюк (Париж)Франк. Соната для скрипки и фортепиано. Бах. Сюита для скрипки соло. Дебюсси. Соната для скрипки и фортепиано. Форе. Анданте для скрипки и фортепиано. Буланже. «Весеннее утро». Фалья. Популярная испанская сюита
-
16 апреля 1926
Бетховенское фойе
Сонатный вечер
Заслуженный артист Наум Кранц и Стефания БанцерШуман. Соната № 2 ре минор. Брамс. Соната № 2 ля мажор. Хиндемит. Соната ми-бемоль мажор. Соната ре мажор