Пресса
«Жизнь искусства» № 4
О концерте 30 декабря 1928 и концертах Кнаппертсбуша в январе 1929Филармония
В самом конце первой половины сезона в одном из воскресных утренников на эстраде Филармонии появился с шопеновской программой молодой московский пианист Г. Гинзбург, заявивший себя крупной артистической индивидуальностью. По характеру исполнения принадлежа к виртуозам лирического жанра, Г. Гинзбург владеет в совершенстве всеми ресурсами, необходимыми для тонкого плетения узоров интимно-камерных переживаний. Превосходнейшее мягкое туше, незабываемое pianissimo, чистейшая игра perle, строгий художественный вкус, оберегающий от впадения в сентиментальность, общая музыкальность и высокая культура (не говоря уже о природном выдающемся даровании) — все вместе взятое придает исполнению Гинзбурга большую художественную ценность.
В тот же день вечером состоялся симф. концерт под упр. Н. А. Малько, в котором впервые были исполнены сюита из балета С. Прокофьева «Стальной скок» и концерт для альта с орк. (Kammermusik № 5) Пауля Хиндемита. Балет Прокофьева интересен прежде всего тем, что содержание его взято из советской жизни эпохи гражданской войны. Для композитора, живущего и работающего за границей СССР, такой выбор сюжета чрезвычайно характерен. Но еще более характерно, что в последних трех частях сюиты, идущих без перерыва и заключающих балет, дана, правда, непропорционально длинная, но очень яркая по красочности и изобретательности инструментовки звуковая картина, живописующая металлургический завод в действии. В целом, это новое для нас произведение Прокофьева (оно написано в 1925 г.), насколько можно судить по исполненным отрывкам, представляет незаурядный интерес.
Большое впечатление оставил также альтовой концерт Хиндемита в авторском исполнении. Железная логика музыкальной мысли, конструктивная четкость, неукротимый напористый ритм, приковывающий к себе слух, — все это — отменные качества новинки.
После Прокофьева и Хиндемита «Колокола» Рахманинова, полные безотрадных настроений, не могли привлечь к себе слушателя и заставить его переключиться в пессимистический строй восприятия.
Вторая половина сезона пройдет под знаком преобладания иностранных исполнителей. Вслед за квартетом Амар-Хиндемита, о выступлениях которого речь шла выше, на эстраде Филармонии появился знакомый уже Ленинграду германский дирижер Ганс Кнаппертсбуш. В этот свой приезд артист окончательно завоевал ленинградскую аудиторию своим замечательным дирижерским искусством, высшим проявлением которого оказалась передача итальянских увертюр Шуберта, «Жизни героя» Р. Штрауса и особенно — 5-й симфонии Чайковского, проведенной им дважды и оба раза с необычайным под’емом и мастерством. В исполнении этого артиста чрезвычайно привлекает здоровая эмоциональная зарядка и его своеобразная манера дирижирования, которая при минимуме жестов достигает максимального эффекта.
После показа Чайковского Кнаппертсбуш совершил художественный экскурс в область малых музыкальных форм, форм почти бытовых. Несмотря на кажущуюся рискованность такого сопоставления, экскурс этот, ознакомивший филармоническую аудиторию с танцевальным творчеством Иоганна Штрауса (1825—1899 гг.), оказался во всех отношениях блестящим. Искусство не знает деления своих явлений на «великие» и «малые»; оно различает лишь степень их талантливости и художественной жизнеспособности. Понятно поэтому, что ярко-эмоциональная и ритмически-насыщенная превосходная кнаппертсбушевская интерпретация Штраусовской программы вызвала единодушный энтузиазм слушателей.
SOL