Персоны
Гавриил Попов
Биография
Попов Гавриил Николаевич – композитор, пианист.
После учебы в Ростовской консерватории Гавриил Попов продолжил образование в Петрограде. Здесь он посещает занятия на архитектурном факультете Политехнического института, литературные курсы Института истории искусств, учится в Петроградской консерватории в фортепианном классе Леонида Николаева и в классе композиции Владимира Щербачева.
Уже в конце 1920-х годов Попов заявляет о себе, как об одном из самых перспективных молодых композиторов новой страны. Его Септет, ор. 2 становится знаменем русского авангарда, отдельные части Септета с успехом исполняются за рубежом, а премьера полной версии проходит в Малом зале (ныне Бетховенское фойе БЗФ) Ленинградской филармонии 28 апреля 1927 года [1].
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
История следующего значимого сочинения композитора отразила все перипетии отношений власти к авангарду. В 1932 году Первая симфония Попова получила вторую премию (первая не присуждалась) на конкурсе к 15-летию революции, за нее композитору вручили ценный подарок от Климента Ворошилова. Спустя три года, 22 марта 1935-го, в Большом зале Ленинградский филармонический оркестр под управлением главного дирижера Фрица Штидри играл премьеру Симфонии. Но уже на следующий день она директивно была запрещена к исполнению с формулировкой – «классово-враждебное произведение».
За Симфонию пытаются вступиться Сергей Прокофьев и Виссарион Шебалин. Но это не помогает. В Резолюции общего собрания композиторов и музыковедов Попова называют «законченным типом формалиста, оторванного от современной советской действительности».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Это решило дальнейшую судьбу композитора, дружившего, к тому же, с неправильными людьми – Мейерхольдом, Хармсом.
Попов продолжал сочинять, особенно много работал в кино, написал музыку почти к 40 фильмам (среди них – «Чапаев», «Великий перелом») и даже получил Сталинскую премию. Но исполняли Попова крайне редко. 16 марта 1947 года с Симфонической арией для виолончели с оркестром Попова в Большом зале дебютирует Мстислав Ростропович, дирижирует Марк Паверман.
Ждановское постановление 1948 года становится новым этапом гонений: Гавриила Попова, как и многих других, в том числе его соученика по классу Николаева в Петроградской консерватории Дмитрия Шостаковича, объявили формалистом.
Трудно было предвидеть такую судьбу в 1927 году, когда Гавриил Попов и Дмитрий Шостакович исполняли под управлением Фрица Штидри в Большом зале ми-бемоль мажорный концерт Моцарта для двух фортепиано с оркестром. Это было единственное выступление Попова на сцене Филармонии.
[назад] Септет Попова стоит в программе концерта Ленинградской ассоциации современной музыки в МЗФ с пометкой: полностью – в 1-й раз. В „Красной Газете“ от 21 декабря 1927 г. Борис Асафьев пишет о недавно прошедшей в Москве премьере Септета. Предположить, что ленинградское исполнение прошло мимо Асафьева, сложно. Вероятно, речь шла о первом исполнении Септета в Москве.
Концерты
-
23 ноября 1927
2-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт с участием Дмитрия Шостаковича и Гавриила Попова
Моцарт. Серенада № 10 для духовых инструментов «Gran partita». Концерт для двух фортепиано с оркестром № 10. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
3 апреля 1930
(анонс)
Violinabend
Владимир Фехнер(программа не указана)