Пресса

18 апреля 1945

«Правда Украины» (Киев)

О концертах сезона 1944–1945 в БЗФ

Музыкальный сезон в Ленинграде

Только год прошел с того дня, как Красная Армия выгнала немцев из-под Ленинграда. Но как много нового уже в городе! Огромный город по-прежнему снова, как и до войны, свободно дышит полной грудью.

Ленинград всегда по праву считался одним из самых музыкальных городов мира. И сейчас множество симфонических, оперных и сольных концертов проходят в залах, переполненных публикой — не инертной и безучастной, а публикой внимательной и чуткой, с особенной теплотой и сердечностью принимающей своих любимых дирижеров и исполнителей.

Ленинградская филармония во время пребывания в эвакуации в Новосибирске провела там грандиозную работу. Кроме регулярных симфонических, камерных и сольных концертов, было проведено множество концертов-лекций в специально организованном лектории. Не прерывалась и работа в Ленинграде, где постоянно, даже в самые тяжелые дни, оставалась часть артистов и исполнительских коллективов.

Однако только после возвращения всего основного состава филармонии в Ленинград в октябре 1944 г. концертная жизнь здесь приобрела настоящий размах.

Один из лучших коллективов СССР — симфонический оркестр Ленинградской филармонии широко представил в своих программах произведения крупнейших советских композиторов. Уже были исполнены под управлением главного дирижера Мравинского такие произведении, как 5-я и 7-я симфонии Шостаковича, имевшие обычный огромный успех; 8-я симфония Шостаковича, впервые прозвучавшая в Ленинграде и тепло встреченная слушателями; 24-я симфония Мясковского. В концерте, которым дирижировал главный дирижер Ленинградского радиокомитета Элиасберг, была исполнена обаятельная симфония москвича Ракова, написанная в мягких, лирических тонах, с большой сердечностью. В ближайшие дни состоится первое исполнение пятой симфонии Прокофьева, с нетерпением ожидаемое ленинградскими слушателями.

Под управлением Мравинского прозвучали также 3-я симфония Бетховена, 1-я и 4-я Брамса, 5-я и б-я Чайковского, фантастическая симфония Берлиоза, «Поэма экстаза» Скрябина, ми-бемоль-мажорная симфония Моцарта.

С выдающимся успехом прошли выступления Н. С. Голованова, поставившего, впервые перед ленинградской аудиторией великолепную 3-ю симфонию Рахманинова и увертюру «1812 год» Чайковского, прозвучавшую с колоссальной силой.

Несколько позднее было показано еще одно из последних произведений Рахманинова — его вариации на тему Паганини для фортепиано с оркестром (солист—Яков Зак, дирижер—Курт Зандерлинг). Поразительное единство ансамбля, превосходное звучание, темпераментное исполнение вызвали овации всего зала.

Исключительно плодотворной является деятельность второго дирижера симфонического оркестра Ленинградской филармонии Курта Зандерлинга. Он сразу завоевал симпатии ленинградцев своей вдумчивостью, глубиной и полнотой исполнительского замысла. Из его наибольших удач следует отметить исполнение таких разнохарактерных произведений, как симфония Танеева, 4-я симфония Глазунова, 5-я Дворжака, 7-я и 8-я Бетховена 3-я Брукнера, соль-минорная симфония Моцарта, «Вальс» Равеля.

Успешно прошли концерты лауреата Всесоюзного конкурса дирижеров Константина Иванова, впервые выступившего перед ленинградскими слушателями. Иванов обладает первоклассной дирижерской техникой, во многом напоминающей технику Н. Рахлина. Отличная память, выработанный до мельчайших деталей исполнительский план, стальной ритм, огненный темперамент — все это привело к тому что хорошо знакомые произведения — 1-я и 5-я симфонии, «Ромео и Джульетта» и «Итальянское Каприччио» Чайковского прозвучали с поразительной силой, причем Иванов нашел в них ряд новых, привлекательных черт. Солистами в этих концертах были превосходный пианист Павел Серебряков и вновь вернувшийся к концертной деятельности известный скрипач Борис Фишман.

Из других солистов, выступивших в симфонических концертах, следует отметить Гилельса, с огромным успехом исполнившего фортепианный концерт Чайковского; Ойстраха, с блеском сыгравшего скрипичный концерт Чайковского. Хорошо запомнилось тонкое исполнение 1-го концерта Шопена Обориным; до-минорного концерта Моцарта, вдохновенно сыгранного Юдиной; тщательную отделку всех деталей в звучании 1-го концерта Бетховена, показанного Перельманом.

Многочисленную аудиторию собрал концерт органной музыки, данный проф. Браудо на большом органе филармонии. Программа была составлена из произведений Баха, Генделя и Вивальди. Солистка — одна из лучших певиц СССР — С. Л. Преображенская, обладающая редким по силе и поразительным по красоте меццо-сопрано, спела в сопровождении органа две арии из кантаты Баха.

Владимир Софроницкий об’являет подряд четыре программы, включающие две сонаты и мефисто-вальс Листа, сонату, скерцо, фантазию и балладу Шопена, сонату и симфонические этюды Шумана, сонату Глазунова, две сонаты Скрябина, прелюды Рахманинова и Шостаковича и ряд других, более мелких произведений. Пианист имеет большой успех.

С сольными концертами выступили также хорошо известные всему Советскому Союзу Гилельс (3-я соната Прокофьева, Бах, Брамс, Рахманинов), Оборин (Скарлатти, Шопен, Шуман), Ойстрах (Шуберт, Паганини, Шоссон, Видор, Дебюсси), Юдина, выступившая с оригинальной программой, составленной из вариаций Баха на тему Генделя, вариаций Брамса на тему Баха, фантазии Шопена и второй сонаты Шостаковича.

Впервые представший перед Ленинградской публикой пианист Святослав Рихтер сразу завоевал себе прочные симпатии ленинградцев. Действительно, это — исполнитель крупного масштаба и выдающегося дарования.

Нельзя не отметить первоклассного латвийского певца Александровича. Обладатель голоса необычайной теплоты и мягкого тембра, Александрович владеет им с поразительным искусством. Ленинградские слушатели приняли его с особенной сердечностью. Они не забыли выступлений Александровича в Ленинграде в тяжелые дни блокады.

Из камерных концертов особенное внимание слушателей привлёк авторский концерт Шостаковича с участием квартета им. Бетховена. Были исполнены фортепианный квинтет, удостоенный Сталинской премии накануне войны, а также 2-й струнный квартет и фортепианное трио, исполнявшееся впервые. Автор и исполнители были восторженно приняты многочисленными слушателями. На высоком художественном уровне прошел вечер фортепианных трио в исполнении Оборина, Ойстраха и Кнушевицкого. Трудная программа, включающая трио Равеля и Рахманинова, прошла тельным успехом.

С целым рядом концертов выступил один из лучших ансамблей СССР – квартет им. Глазунова. Особенный интерес вызвало исполнение «Флорентийского секстета» Чайковского.

С превосходным пониманием исполняемых произведений камерный певец Флакс в сопровождении проф. Меровича провел ряд трудных программ, составленных из редко исполняемых произведений Бетховена, Мусоргского и других авторов. Один концерт был посвящен англо-американской музыке.

Большое количество концертов с разнообразными программами дал в Ленинграде хор русской народной песни им. Пятницкого.

Аудитория Ленинградской филармонии на редкость обширна и разнообразна. Наряду с концертной деятельностью симфонического оркестра, выступающего два раза в неделю — по средам и субботам, не считая экстренных концертов — множества сольных и камерных концертов — филармония проводит в двух залах несколько циклов музыкального лектория при участии первоклассных исполнителей.

Сейчас большая группа ленинградских артистов выехала в Финляндию, где будет дано много концертов по всей стране. Среди исполнителей — пианист проф. Серебряков, артистка театра им. Кирова Халилеева, известные танцовщики того же театра Дудинская и Сергеев и другие.

Необычайно важным является то, что филармония находится в постоянном общении со своими слушателями. Среди них распространяются специальные анкеты, с помощью которых филармония узнает мнение слушателей об исполнителях и дирижерах, о качестве даваемых концертов и составляемых программ. Регулярно устраиваются конференции слушателей. Большим успехом пользуются краткие аннотации, выпускаемые к каждому из концертов и составленные с большим уменьем. Этот чрезвычайно ценный опыт работы со слушателями следовало бы использовать Украинской госфилармонии.

Глеб Таранов, доктор искусствоведения, г. Ленинград.



Другие материалы

18 марта 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 14 марта 1945 в БЗФ
11 апреля 1945

«Ленинградская правда»

О концертах 8–10 апреля 1945 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»