Пресса
«Ленинградская правда»
О концертах 8–10 апреля 1945 в БЗФНа концерте народного танца
Гастроли Государственного ансамбля народного танца Союза ССР под художественным руководством народного артиста РСФСР, лауреата Сталинской премии Игоря Моисеева
Игорь Моисеев талантливый представитель советского хореографического искусства, создатель и художественный руководитель ансамбля народного танца Союза ССР. В результате длительного и углублённого изучения фольклорных первоисточников танцевального движения, музыки и костюмов народов нашей родины Игорь Моисеев создал целый ряд прекрасных народных танцев. Эти танцы-картины дают зрителю не только яркое представление о сущности народного танцевального искусства, но и раскрывают перед ним поэзию и национальные особенности каждого народа. Выступления ансамбля И. Моисеева в Ленинградской филармония после длительного перерыва, естественно, вызывают живой интерес ленинградской общественности.
Программа концерта на этот раз носит несколько смешанный характер. Здесь мы видим ряд старых и новых народных танцев. В программе широко представлена русская тема, воплощённая в танцах русско-этнографических, гротесково-комедийных, в картинках прошлого и танцах современной советской деревни.
Открывается концерт русской танцевальной сюитой. Плавные лебединые движения женщин, одетых в старинные русские костюмы, виртуозные присядки мужчин, прекрасная отточенная работа всех участников создают почти этнографическую картину.
Рядом с русской танцевальной сюитой ярко выделяется остроумный номер «Трепак» на музыку Чайковского. Свободно, без нажима и излишнего шаржа, рисует постановщик два образа русского пьянчужки-мужичка и драчливой, крикливой бабы. Жанровая картинка, танец-басня, в котором найдены и интересно разработаны движения каждого персонажа, типаж, костюм, это вызывает у восторженного зрителя несмолкаемые аплодисменты (исполнители Александра Лахтионова и Михаил Тарасов).
Жанровая сценка «Воскресенье» из цикла «Картинки прошлого» поставлена И. Моисеевым с большим чувством меры и тонким юмором. Прекрасно найдены типажи кокетливых мещанок и их кавалеров-сердцеедов. Исполнители (кухарка — Анна Кобзева, горничная — Лидия Тимофеева, приказчик — Валерьян Арсеньев, официант — Виктор Аристов) легко и остро пародируют сцену свидания. В старинной польке-кадрили из этого же цикла «Картинки прошлого» — та же тщательность разработки образов жантильно-жеманных кисейных барышень и их кавалеров. В номере «Колхозная деревня» заметно некоторое однообразие движений и режиссёрских приёмов, несмотря на ряд интересных типажей.
Рядом с этими жанровыми картинками, рисующими в танце русский быт прошлого, пёстрой и яркой вереницей проходят перед зрителем народные танцы. Выделяется танец «Бульба», очень простой в своих движениях и в то же время интересный по выдумке и оригинальности танцевальной композиции. Исполняется он балетным женским составом очень весело и жизнерадостно. Хороша пляска казанских татар, исполняемая артистами Тамарой Зейферт, Марией Кузьминовой, Игорем Филатовым и Ильей Израиловым. Прекрасно поставлен киргизский мужской танец (арт. Иван Карташёв, Андрей Самусенко и Виктор Носков), технически очень трудный. Он уносит зрителя в далёкие степи Киргизии, тонко передаёт особенности танцевальной культуры киргизского народа. Запомнился симд— северо-осетинский танец, в котором женщины в белых платьях, меланхолично опустив глаза, плывут среди летящих, как орлы, горцев, великолепных танцоров, отличающихся почти фантастическим умением ходить на пальцах (солисты Тахно Израйлов и Леонид Мадикянц). Также надо отметить весёлый, но несколько длинный танец «Юрочка» и танец таджикских девушек, исполненный очень грациозно.
Из старых номеров нельзя не отметить «Нанайскую борьбу» в исполнении Игоря Буланинова.
Последним номером программы был показан морской танец, в котором блестящая выдумка режиссёра и балетмейстера нашла своё полное разрешение. Правда, номер по своему стилю сильно выпадает из всей программы. Он как-то не сочетается с показанными народными танцами, но свидетельствует о громадных творческих возможностях талантливого коллектива и его руководителя.
Нельзя не похвалить прекрасную работу художника Бориса Матрунина, очень способствующего успеху ансамбля. Его костюмы театральны и народны. Большая изобретательность художника, яркость красок дополняют творческую мысль постановщика. Также приятно слышать сопровождение всех танцев симфоническим оркестром (дирижёры Самсон Гальперин и Евгений Авксентьев).
Ансамбль под руководством Игоря Моисеева — явление большое и незаурядное. Богато и многообразно танцевальное творчество нашего народа, и хвала постановщику-новатору, не просто переносящему на сцену народный танец, а вносящему своё мастерство, свою творческую мысль в богатую сокровищницу народного искусства.
Заслуженная артистка РСФСР Н. Анисимова