Пресса

7 марта 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 3 марта 1945 в БЗФ

ВЕЧЕР ГРУЗИНСКОЙ МУЗЫКИ

3 марта в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся вечер грузинской музыки, на котором впервые в Ленинграде были исполнены симфония А. Баланчивадзе, концерт для рояля с оркестром Мачавариани и отрывки из грузинских опер.

Грузинская музыка давно завоевала симпатии советской музыкальной общественности. Имена композиторов Аракишвили, Туския, Киладзе, Мшвелидзе, Баланчивадзе пользуются широкой известностью не только на их родине, в солнечной Грузии, — они хорошо известны также слушателям, посещающим симфонические концерты в Москве, Ленинграде и других городах Союза.

Эти композиторы, основывая своё творчество на народных истоках, используя увлекательные ритмы народных танцев и песен, сумели сочетать это с принципами европейского, и в первую очередь, русского, классического симфонизма.

Уже исполнявшиеся в Ленинграде перед войной симфонические поэмы Киладзе — «Отшельник» и Мшвелидзе — «Витязь в тигровой шкуре» свидетельствовали о тяготении грузинских композиторов к монументальным формам, о большой красочности их музыки и богатстве оркестрового колорита.

Закончившаяся недавно в Тбилиси декада советской музыки Закавказья показала большой рост молодой грузинской музыки, её крепнущую органическую связь с великой музыкальной культурой русского народа. Выросло также поколение одаренных молодых композиторов, воспитанных Грузинской консерваторией, — Габичвадзе, Мачавариани, Торадзе и др. Этот рост, зрелость были продемонстрированы также и в концерте Ленинградской филармонии. Наиболее значительным произведением программы явилась симфония А. Баланчивадзе, талантливого композитора, воспитанника Ленинградской консерватории (по классу проф. В. В. Щербачёва), хорошо известного ленинградцам по красочному балету «Сердце гор», поставленному в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова.

Произведение Баланчивадзе при всей индивидуальности авторского почерка являет собой яркий пример претворения в национальном творчестве лучших традиций русского и советского симфонизма.

Музыка симфонии глубоко содержательна, насыщена большим мелодическим дыханием. Она пленяет слушателя мягкой лирикой и волнует напряжённым драматизмом. Симфония интересна, но и необычна по своему замыслу. Эта необычность построения частей создаёт некоторую неясность художественного замысла всего произведения, что является, пожалуй, наиболее существенным недостатком этого превосходного в целом сочинения.

Первая часть (Allegro vivo) не выполняет в общей форме симфонии той роли, которую она обычно призвана выполнять; она изобилует «скерцозными» моментами и не даёт нужной драматургической завязки всему сочинению. Главная тема её — лёгкая и «кружевная» — не достигает большой выразительности и силы в своём развитии. Разработка несколько клочковата и не всегда эффектна в смысле оркестровой звучности.

Вторая часть — медленная и мелодичная. Она оставляет превосходное впечатление своей свежестью и теплотой.

Третья часть, построенная в виде вариаций, занимает место обычного «скерцо». Её тема, проходя через ряд трансформаций, достигает большой динамической силы и заканчивается своеобразным маршем.

Четвёртая часть (финал) написана в медленном темпе (Adagio).

Это — лучшая и наиболее глубокая часть симфонии; она является очень большим достижением автора. Прекрасная, широкая мелодия достигает огромного напряжения.

В этой части очень удачно и красочно использован орган, который дважды выступает в качестве солирующего инструмента. В конце финала, после трубных фанфар, вновь звучат темы из первых частей симфоний, как бы об’единяя все части в одно целое. Всю симфонию завершает подъёмная и эмоциональная концовка, которая звучит очень мощно и ярко. Симфония А. Баланчивадзе, несмотря на указанные недостатки, слушается от начала до конца с нарастающим интересом.

Во втором крупном произведении — концерте для рояля с оркестром Мачавариани — порадовала талантливость и искренность молодого автора. Но всё же это произведение оставило менее значительное впечатление. Бросается в глаза несовершенство формы, импровизационность изложения и отсутствие ясной линии развития тематического материала.

Во второй части заметно сильное влияние музыки Хачатуряна. Вместе с тем концерт обладает мелодическим богатством и известной драматической напряжённостью.

Вечер закончился исполнением вокально-оркестровых фрагментов из грузинских опер Тактакишвили и Аракишвили, хорошо прозвучавших у народных артистов Грузинской ССР Сохадзе и Амиранишвили.

Дирижёр — заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Азмайпарашвили с большим эмоциональным под’ёмом провёл всю программу и особенно симфонию Баланчивадзе, которая была горячо встречена аудиторией.

Успеху симфонии также содействовали заслуженный коллектив республики, симфонический оркестр Ленинградской филармонии, чутко выполнявший все указания дирижёра, и исполнение проф. И. А. Браудо (орган). Очень хорошее впечатление произвела солистка Грузинской филармонии Мачутадзе, с большим артистическим увлечением исполнившая концерт Мачавариани. Пианистка обладает отличными данными и хорошим, полным звуком; она хорошо справилась с динамическими и техническими трудностями нового сочинения.

Представители музыкальной общественности Ленинграда, собравшиеся на концерте, тепло приветствовали выдающихся деятелей грузинского музыкального искусства.

О. Евлахов



Другие материалы

13 февраля 1945

«Ленинградская правда»

О Камерном зале в помещении Театра кукол на Невском проспекте, 52
1 марта 1945

«Ленинградская правда»

О концертах 17 и 21 февраля 1945 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»