Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 15 мая 1946 в БЗФ«Реквием» Верди
НА КОНЦЕРТЕ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Джузеппе Верди написал «Реквием», когда ему было шестьдесят лет, уже после того, как широко прозвучали его «Травиата», «Риголетто», «Аида».
Следуя классическим образцам — реквиемам Баха, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Керубини, Берлиоза — Верди также написал своё произведение на латинский текст, разделил на традиционные главы. Но напрасно было бы искать в этом прекрасном монументальном произведении то, что составляет обычную сущность церковного «Реквиема». По своему содержанию, по духу и смыслу «Реквием» Верди явился произведением глубоко философским, земным и реальным. Посвящённое памяти друга Верди, известного итальянского писателя Мандзони, написанное для большого симфонического оркестра, хора и четырёх солистов, оно полно глубочайших мыслей и чувств.
Светлые воспоминания об ушедшей юности, любовь, нежность, скорбь, сожаление, размышления о жизни, о смерти — всё, что теснит грудь в минуту расставания с близким другом, — вот, что наполняет «Реквием» Верди. И самый стиль музыки — оперный и формы «Реквиема» — театральны. Недаром же он сразу стал достоянием светской музыки, недаром вызвал гнев и нападки церковников.
Верди достиг в этом произведении величайшего мастерства. В нём покоряет слушателя мелодическая насыщенность и певучесть, захватывает богатейшая и бесконечно красочная гармония, тончайшая тщательность инструментовки.
И здесь сразу же нужно отметить серьёзную работу дирижёра лауреата Сталинской премии, заслуженного деятеля искусств, профессора Б. Э. Хайкина.
Один из лучших наших дирижёров, вдумчивый интерпретатор, превосходный руководитель крупных оркестровых и хоровых ансамблей, Б. Э. Хайкин проникновенно передал замысел композитора, раскрыл красоту и мощь «Реквиема». Под его управлением замечательный симфонический оркестр Филармонии, хор Ленинградской академической капеллы (художественный руководитель Г. Дмитревский, дирижёр Е. Кудрявцева) исполнили «Реквием» с высоким мастерством.
В полной мере соответствовали хору и оркестру солисты. Народная артистка РСФСР С. П. Преображенская, артистка Н. А. Серваль, лауреат Сталинской премии Б. М. Фрейдков и Заслуженный артист Б. О. Гефт тонко передали стиль исполняемого произведения. Необходимо отметить молодую, к сожалению, редко выступающую, артистку Серваль (драматическое сопрано), на долю которой выпала наибольшая партия. Артистка обладает очень красивым и большим голосом.
«Реквием» Верди в зале Ленинградской филармонии прозвучал как подлинный и большой музыкальный праздник.
29 мая «Реквием» Верди будет исполнен вторично в том же составе.
Сем. Розенфельд