Персоны

Александр Цемлинский

1871–1942
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Цемлинский

Биография

Цемлинский Александр, фон / Alexander von Zemlinsky – австрийский композитор и дирижер. 

Первые композиторские опыты выпускника Венской консерватории (1892) Александра Цемлинского высоко оценил Брамс, а позднее – Малер. Близким другом, а впоследствии даже родственником композитора стал Арнольд Шенберг – он был женат на сестре Цемлинского. Цемлинский давал Шенбергу уроки контрапункта и всю жизнь активно пропагандировал его музыку. 

Как дирижер, Цемлинский работал в венской Народной опере, в 1911–1927 – в Немецкой опере в Праге, где под его управлением состоялась премьера монооперы Шенберга «Ожидание». Он дирижировал в Берлинской Кролль-опере – по приглашению ее генеральмузикдиректора Отто Клемперера, преподавал в берлинской Высшей школе музыки, много гастролировал. Под впечатлением от его исполнения опер Моцарта Стравинский – как известно, весьма придирчивый слушатель – сказал: «Из всех дирижеров, которых мне довелось слышать, я назову самым выдающимся Александра Цемлинского».  

До прихода к власти нацистов премьеры сочинений Цемлинского становились значимыми событиями в музыкальной жизни Берлина и Вены. В 1938 году музыкант эмигрировал в США, однако там его карьера – ни дирижерская, ни композиторская, не сложилась. 

Еще до переезда в Америку Цемлинский четырежды приезжал на гастроли в Ленинград. О знаменитом Большом зале филармонии он мог слышать от своих друзей и коллег – в 1912-м здесь дирижировал Шенберг, а с 1924-го – Клемперер. Цемлинский приехал сюда впервые с двумя программами в 1928-м, а затем возвращался в 1931, 1933 и 1935 годах [1]. Уже после первой встречи с Филармоническим оркестром, когда был исполнен Реквием Верди, он оставил запись в «Золотой книге»:

«Выдающемуся оркестру и дорогим людям Ленинградского оркестра на память о нашем первом музицировании и с надеждой на новую встречу.
с сердечной симпатией

8 февраля 1928
Александр Цемлинский».

В программах дирижера есть симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена (№ 5 и № 8), Шуберта (Неоконченная), Альпийская симфония Рихарда Штрауса, инструментальные концерты Мендельсона, Бетховена и Брамса с ленинградскими солистами – Мироном ПолякинымНадеждой Голубовский, Александром Каменским.

Но на общем фоне филармонических афиш выделяются исполненные под управлением Цемлинского масштабные сочинения: Реквием Верди (1928), опера «Фиделио» Бетховена (1931), «Песнь о земле» Малера (1931 и 1933) и оратория «Ацис и Галатея» Генделя, которой 3 февраля 1935 года дирижер завершил свои выступления в Большом зале.



Александр Цемлинский

Александр Цемлинский

Дирижер 8 февраля 1928



Другие материалы

Мария Давыдова

Мария Давыдова

Меццо-сопрано 1889–1987
Тамара Церетели

Тамара Церетели

Контральто 1900–1968

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»