Персоны
Александр Цемлинский
Биография
Цемлинский Александр, фон / Alexander von Zemlinsky – австрийский композитор и дирижер.
Первые композиторские опыты выпускника Венской консерватории (1892) Александра Цемлинского высоко оценил Брамс, а позднее – Малер. Близким другом, а впоследствии даже родственником композитора стал Арнольд Шенберг – он был женат на сестре Цемлинского. Цемлинский давал Шенбергу уроки контрапункта и всю жизнь активно пропагандировал его музыку.
Как дирижер, Цемлинский работал в венской Народной опере, в 1911–1927 – в Немецкой опере в Праге, где под его управлением состоялась премьера монооперы Шенберга «Ожидание». Он дирижировал в Берлинской Кролль-опере – по приглашению ее генеральмузикдиректора Отто Клемперера, преподавал в берлинской Высшей школе музыки, много гастролировал. Под впечатлением от его исполнения опер Моцарта Стравинский – как известно, весьма придирчивый слушатель – сказал: «Из всех дирижеров, которых мне довелось слышать, я назову самым выдающимся Александра Цемлинского».
До прихода к власти нацистов премьеры сочинений Цемлинского становились значимыми событиями в музыкальной жизни Берлина и Вены. В 1938 году музыкант эмигрировал в США, однако там его карьера – ни дирижерская, ни композиторская, не сложилась.
Еще до переезда в Америку Цемлинский четырежды приезжал на гастроли в Ленинград. О знаменитом Большом зале филармонии он мог слышать от своих друзей и коллег – в 1912-м здесь дирижировал Шенберг, а с 1924-го – Клемперер. Цемлинский приехал сюда впервые с двумя программами в 1928-м, а затем возвращался в 1931, 1933 и 1935 годах [1]. Уже после первой встречи с Филармоническим оркестром, когда был исполнен Реквием Верди, он оставил запись в «Золотой книге»:
«Выдающемуся оркестру и дорогим людям Ленинградского оркестра на память о нашем первом музицировании и с надеждой на новую встречу.
с сердечной симпатией
8 февраля 1928
Александр Цемлинский».
В программах дирижера есть симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена (№ 5 и № 8), Шуберта (Неоконченная), Альпийская симфония Рихарда Штрауса, инструментальные концерты Мендельсона, Бетховена и Брамса с ленинградскими солистами – Мироном Полякиным, Надеждой Голубовский, Александром Каменским.
Но на общем фоне филармонических афиш выделяются исполненные под управлением Цемлинского масштабные сочинения: Реквием Верди (1928), опера «Фиделио» Бетховена (1931), «Песнь о земле» Малера (1931 и 1933) и оратория «Ацис и Галатея» Генделя, которой 3 февраля 1935 года дирижер завершил свои выступления в Большом зале.
Концерты
-
1 февраля 1928
5-й концерт 3-го абонемента
Верди. Реквием
Дирижер – Александр ЦемлинскийВерди. Реквием
-
4 февраля 1928
6-й концерт 2-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ЦемлинскийВебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок». Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Р. Штраус. «Альпийская симфония»
-
8 февраля 1928
5-й концерт 1-го абонемента
Верди. Реквием
Дирижер – Александр ЦемлинскийВерди. Реквием
-
9 ноября 1931
(анонс и машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр Цемлинский (Берлин)Бетховен. Симфония № 8. Малер. «Песнь о земле»
-
17 ноября 1931
(машинопись с пометкой: действительны билеты, взятые на 4 ноября)
Симфонический концерт
Последний концерт п/у Александра ЦемлинскогоР. Штраус. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 8
-
9 ноября 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр Цемлинский
Моцарт. Симфония. Малер. «Песнь о земле»
-
28 января 1935
(анонс)
Симфонический концерт
Бетховен
Дирижер – Александр Цемлинский (Вена)Бетховен. Увертюра «На освящение дома». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 5
-
31 января 1935
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр Цемлинский (Вена)Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Моцарт. Симфония № 38 «Пражская»
-
3 февраля 1935
5-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр Цемлинский (Вена)Гендель. Оратория «Ацис и Галатея». Бетховен. Симфония № 5