Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 3 февраля 1935 в БЗФ„Ацис и Галатея“
Филармония
Скромный по размерам, почти «камерный» оркестр, трое солистов-певцов, хор и дирижер, в противовес обычаю, сидящий за современным роялем, как прежде — за старинным «чембало».
— Вот творческий аппарат, который воссоздает перед слушателем звучание «Ациса и Галатеи», оратории-пасторали Генделя.
Двести пятьдесят лет назад родился Фридрих Георг Гендель, сверстник Баха, замечательный немецкий музыкант, которому суждено было стать национальным композитором Англии.
Более 200 лет отделяют нас и от создания «Ациса и Галатеи». Но превосходная музыка генделевской оратории сохранила и до сих пор силу своего очарования, свежесть и глубину своего художественного воздействия.
Мы мало знаем музыкальное наследие Генделя, — автора сорока опер, двух десятков ораторий и множества других вокальных и инструментальных произведений. И если воскрешение его опер сейчас уже и невозможно и ненужно, то знакомство с ораториями Генделя, в которых его творчество достигает своей вершины, должно несомненно расширить и обогатить музыкальную культуру советского слушателя.
Именно в ораториях, — грандиозных музыкальных фресках для симфонического оркестра, хора и солистов-певцов, — на сюжеты из библии и античной мифологии, — Гендель выковал тот героический и монументальный стиль, который позволил ему стать в музыке, выразителем национального сознания подымавшейся в те времена английской буржуазии.
«Ацис и Галатея», одно из лучших созданий Генделя, — по своему лирическому складу несколько выходит за пределы этой музыкальной героики, представляя собой промежуточную музыкальную форму между оперой и ораторией. Но основные черты генделевского стиля, с его простой и выразительной, часто близкой к духу народной песни мелодией, с его мужественным ритмом, с его крепко организованной музыкальной формой, — отражены в партитуре «Ациса и Галатеи» с исчерпывающей полнотой.
Написана эта оратория Генделя на сюжет древней сицилийской легенды о любви пастуха Ациса к нимфе Галатее, о смерти его от руки великана Полифема и о волшебном превращении его крови в ручей и поныне текущий по долинам Сицилии.
Наивная и трогательная легенда эта вдохновила Генделя на создание музыки, замечательной по своей лирической теплоте и яркой образности. Ее мастерское исполнение на филармонической эстраде дирижером Александром Цемлинским (Вена), солистами Григорьевой (Галатея), Чишко (Ацис), Аббакумовым (Полифем), хором Ак. Капеллы и ГАТОБ’а и оркестром Филармонии, — явилось превосходной данью творческого уважения к памяти великого композитора.
А. Граве