Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концерте 28 января 1935 в БЗФА. Цемлинский
Гастролирующий у нас венский дирижер А. Цемлинский — один из крупных западноевропейских мастеров оркестра, представитель малеровской дирижерской школы.
В его поведении на эстраде нет ничего лишнего, ничего от позы, от желания показывать себя самого. Поразительная сила воздействия на оркестр и на слушателей достигается Цемлинским искренней волей донести до сознания аудитории музыку, как единое целое. В этом отношении характерен прием дирижера, предупреждающий аплодисменты зала после отдельных частей симфонии.
Популярная пятая симфония Бетховена показалась в его трактовке заново осмысленным и по-новому увлекательным произведением. В строгой простоте исполнения, в убедительности художественного замысла, в ритмической точности и отделке деталей — основная сила исполнительского процесса Цемлинского.
Цемлинский при всем своем огромном артистическом темпераменте сдержанный, мудрый художник, не актер, не гипнотизирующий исполнительский коллектив индивидуалист, а чуткий вожак, «ответственный» первый голос оркестровой массы. Только благодаря этим свойствам дирижера и возможно было достичь такого большого впечатления от программы, исполненной с одной репетиции (Цемлинский прибыл в Ленинград лишь утром, в день концерта).
Огромный опыт, знание и чутье Цемлинского сказались и в ответственном аккомпанементе солистке концерта Н. Голубовской — с настоящим пониманием бетховенского стиля, с индивидуально присушим ей мастерским владением звуком рояля, она исполнила 4-й концерт Бетховена.
На огромной высоте и самый «инструмент» маститого дирижера — оркестр Филармонии, еще раз выявивший свою высокую культуру, художественную гибкость, выдающуюся исполнительскую организованность.
В. М.