Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концерте 7 января 1935 в БЗФОбразец высокого мастерства
В исполнении негритянской певицы Мариан Андерсон, выступившей в Филармонии с большой ответственной программой, не только много интересного, но и поучительного.
Об’ем ее голоса настолько обширен, что и нижние «альтовые» звуки и позиции высокого сопрано ей одинаково доступны. Тембр ее голоса чрезвычайно разнообразен. Звук на различных участках голоса Андерсон окрашен различно, совмещая в себе противоречивые свойства лирической теплоты и драматической напряженности, мягкости, большой силы и внешнего блеска.
Этими редкими природными данными певица пользуется, как настоящий мастер вокального искусства. Камерный интимный стиль песни и пафос театральной оперной музыки ей одинаково доступны. Поет ли Андерсон классическую арию Генделя, романс Брамса, монолог Верди (из оперы «Дон Карлос») — художественное впечатление достигается ею не отдельными частностями вокального исполнения, а разносторонним охватом музыкального материала, выявлением наиболее типичных черт музыкального образа.
Песни Шуберта в передаче М. Андерсон прозвучали совсем по-новому. Новизна впечатления об’ясняется не стремлением певицы быть оригинальной, а, наоборот, крайней простотой, искренностью.
Образцом большой творческой культуры и художественного вкуса является ее исполнение незначительного по содержанию романса Черепнина «Я б тебя поцеловала». У Андерсон он вырос в целый содержательный поэтический эпизод. Менее удался романс Чайковского «Кабы знала я» и певице, и ее талантливому аккомпаниатору К. Веханен, но самый характер русской песни Андерсон хорошо чувствует.
В исполнении на бис артистка блеснула мощным дыханием, замечательной трелью, как будто бы не вяжущейся с ее амплуа альтового голоса, целым рядом интересных звуковых эффектов (тембровые подражания кукушке), еще более подчеркнувших незаурядность, ширину ее творческого дарования.
В. Музалевский