Персоны
Владимир Щербачев
Биография
Щербачев Владимир Владимирович – композитор, педагог.
В 1910 году Владимир Щербачев, воспитанник Варшавской гимназии, окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, в 1914 году – Петербургскую консерваторию по классу композиции Максимилиана Штейнберга.
В годы Первой мировой войны дворянин Владимир Щербачев служит в военной автошколе, в Гражданскую войну присоединяется к рабоче-крестьянской армии, в мирной жизни активно включается в музыкальное строительство молодого государства. В 1920 году он становится председателем художественного совета Музыкального отдела Наркомпроса, занимается проблемами реформы музыкального образования, для адаптации зарубежного опыта ездит в командировки в музыкальные академии Германии, Австрии и Франции (1923, 1926).
В Петербургской консерватории, где еще до войны преподавал общий курс фортепиано, Щербачев ведет в 1923–1930 и в 1944–1948 класс композиции. Среди его учеников – Мравинский, Кочуров, Волошинов, Арапов, Мелик-Пашаев, Пригожин.
Из консерватории Щербачева увольняют за формализм «по сокращению штатов» в один день с Шостаковичем. Дважды он вынужденно покидает и пост председателя Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР, которое возглавлял в 1935–1937 и в 1944–1946: Владимир Щербачев был единственным человеком, не проголосовавшим за осуждение оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» на собрании Союза в 1936 году.
До середины 1960-х имя Щербачева постоянно присутствовало на филармонической афише. Из симфоний чаще других звучала последняя Пятая – под управлением Мравинского, Хайкина, Мелик-Пашаева, Рабиновича. Репертуарными были сюиты из музыки к кинофильмам «Петр I» и, особенно, «Гроза». Вторую фортепианную сонату в Большом зале исполнила Мария Юдина, включали в свои программы сочинения Щербачева Квартет имени Глазунова, певцы.
Сам Щербачев дважды появился за пультом Филармонического оркестра, сыгравшего под управлением автора Первую, на тот момент единственную, одночастную симфонию (1921) и Симфониетту (1932).
В 1920-е годы сочинения композитора звучали и в концертах новой музыки, проходивших в Малом зале (ныне Бетховенское фойе БЗФ). В трех таких программах Владимир Щербачев аккомпанировал певице Ксении Дорлиак, исполнившей его романсы на стихи Блока и вокальные опусы Сергея Прокофьева.
И. Р.
Концерты
-
21 сентября 1921
Филармонический оркестр
Дирижеры – Герман Бик, Владимир ЩербачевБик. Симфония in C. Виноградова. Концерт для фортепиано с оркестром. Щербачев. Симфония до минор
-
31 января 1924
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Вечер современной музыки
Квартет имени Глазунова
Ксения Дорлиак
Владимир Щербачев
Николай Амосов
Роберт ЛамбертВ программе: Карнович, Щербачев (без указания произведений)
-
11 декабря 1924
I камерный концерт (Бетховенское фойе)
Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
II серия камерных концертов «Новая музыка»Прокофьев. Увертюра на еврейские темы. Пять песен без слов. «Сказки старой бабушки». Пять стихотворений на слова К. Бальмонта. Хиндемит. Сюита «1922». Струнный квартет № 3
-
16 декабря 1926
II концерт (Бетховенское фойе, общая программка на 2 и 16 декабря с аннотацией на композиторов)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Ленинградской академической филармонииВ программе: Шапорин, Шиллингер, Богданов-Березовский, Григорьев, Карнович, Онеггер, Мясковский, Щербачев, Хиндемит
-
4 февраля 1932
(анонс)
Цикл из произведений советских композиторов
II симфонический концерт
Дирижеры – Владимир Дешевов, Марк Шнейдерман, Владимир ЩербачевДешевов. Самаркандская сюита. Зейдман. Концерт для фортепиано с оркестром. Житомирский. Сюита для оркестра. Щербачев. Симфониетта