Персоны

Александр Архангельский

1846–1935
Источник изображения: Wikimedia commons
Александр Архангельский

Биография

Архангельский Александр Андреевич– русский хоровой дирижер и композитор, создатель и руководитель коллектива «Хор Архангельского».

С детства Архангельский пел в церковных хорах Пензенской губернии. В 1870 году приехал в Петербург, а спустя два года сдал экстерном экзамены на звание регента в Придворной Певческой капелле. В 1880-м музыкант создал собственный небольшой церковный ансамбль, который вскоре получит известность, как Хор Архангельского. Уже к концу 1880-х разросшийся коллектив стал участником светских концертов. Кроме выступлений в Петербурге, хор гастролировал по России и Западной Европе, в 1888–1890 дал серию просветительских «исторических концертов», в которых исполнил музыку разных стилей и эпох – от Палестрины до современных русских композиторов. В репертуаре Хора были также оратории Генделя, мессы Бетховена, Россини, Шуберта. Архангельский сочинял и сам: он автор духовных хоров, Всенощной, двух Литургий. Дирижер впервые заменил детские голоса в хоре на женские, что значительно расширило возможности коллектива; это нововведение вошло в практику и других хоров. Он основал церковно-певческое благотворительное общество, которое занималось материальной помощью заболевшим хористам и их семьям.

Качество коллектива высоко ценил Сергей Кусевицкий: Хор Архангельского был единственным хоровым ансамблем, выступавшим в антрепризе Кусевицкого в зале Дворянского собрания в 1909–1916. При его участии в программах «Концертов Сергея Кусевицкого» прозвучали «Фауст-симфония» Листа и «Манфред» Шумана, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Прометей» Скрябина, «Колокола» Рахманинова и «По прочтении псалма» Танеева, кантаты Баха, Реквием Верди, Торжественная месса и симфония № 9 Бетховена.

В 1917 году хор оказался в сложном положении. В отличие от Придворного оркестра и Придворной капеллы, объявивших себя сразу после установления власти Учредительного собрания государственными, частный Хор Архангельского не имел формального права на подобный статус и к названию своему прибавил слово «коммунальный», то есть общественный, принадлежащий коммуне.

Официальное положение государственного коллектива Хор Архангельского получит в мае 1921 года, когда, наряду с хором Певческой капеллы, войдет в состав Петроградской филармонии. У обоих коллективов теперь новые названия (старые, впрочем, во избежание путаницы указывают в скобках): Академический хор Государственной филармонии (бывш. Архангельского) и Хоровая академия (бывш. Певческая капелла).

Бывший Хор Архангельского начинает давать концерты в Большом зале без участия своего руководителя: в июле представит серию программ духовной и светской музыки под управлением Павла Чеснокова, в августе–сентябре исполнит хоры Танеева и Всенощную Рахманинова под управлением Михаила Климова. Единственный концерт в новой филармонической биографии Александра Архангельского состоится 29 декабря 1921 года и будет посвящен 50-летию творческой деятельности дирижера, отметившего в октябре 75-й день рождения. Составившие программу мотет Баха, светские хоры Танеева и Гречанинова, а также духовную музыку самого юбиляра исполняют «соединенные хоры Хоровой академии (бывш. Певческая капелла) и Государственного академического (бывш. Хора Архангельского)».

Оба коллектива к этому времени уже выведены из штата Филармонии. В сентябре 1921 года Хор Архангельского, в составе которого поет 82 человека, был передан в ведение Политпросвета – структурного подразделения Комиссариата народного просвещения. Коллектив пытается выжить. В Большом зале в декабре 1922-го под управлением Павла Чеснокова проходит два духовных и один светский концерт, «устраиваемый Государственным Академическим Хором» (вероятно, в аренду).

21 марта 1923 года в Филармонии Андрей Пащенко будет дирижировать премьерой своей симфонии № 2, исполненной, как свидетельствует афиша, оркестром «при участии Государственного академического хора (бывш. Архангельского)».

Сам создатель хора Александр Андреевич Архангельский после 43-х лет работы завершит сотрудничество с коллективом. Звание заслуженного артиста Республики, присвоенное ему к юбилею, не повлияет на решение эмигрировать. Из России в начале 1923-го он уезжает в Прагу, где по рекомендации Гречанинова руководит Общестуденческим русским хором.

Музыкант уйдет из жизни 16 ноября 1924 года в возрасте 78 лет.

В январе 1925-го газета «Жизнь искусства» (№ 1) публикует рецензию на состоявшийся в Большом зале вечер памяти Александра Архангельского. Вероятно, это был закрытый концерт без афиши, во всяком случае, никаких следов его проведения в архивах Филармонии не сохранилось, и газетная заметка – единственное свидетельство события.

„Жизнь искусства“ № 1 за 1925 г.

ПО КОНЦЕРТАМ
Вечер памяти А. А. Архангельского.
Госуд. Акад. Хор память скончавшегося своего основателя почтил собранием в б. зале Филармонии. Первое отделение вечера было посвящено обстоятельному докладу проф. В. Г. Каратыгина, воспоминаниям т. Невдачина о личных встречах с Архангельским и исполнению 3-х частей из Реквиема Керубини (с аккомпанементом фортепиано и фисгармонии).
Насколько доклад В. Г. Каратыгина отличался исчерпывающей содержательностью, настолько же речь т. Невдачина изобиловала малоинтересными рассказами о разных «владыках» и уверениями «верующих» о несомненной принадлежности Архангельского к «лону православной церкви». Приходилось только удивляться отсутствию такта у оратора.
Не менее пуста и по провинциальному напыщенна оказалась речь проф. Н. И. Привалова, произнесенная перед 2-м отделением. Ложный пафос, воздевание рук к портрету Архангельского, непомерное преувеличение заслуг «гениального» Архангельского едва ли способствовали уяснению истинного значения его в хоровом деле.
В заключении вечера были стройно исполнены под управлением И. В. Немцева бесхитростные, недурно сделанные переложения Архангельского различных национальных мелодий. Они знакомы уже нам по предшествующим выступлениям хора. Отмечу Андалузское болеро для сопрано с хором, очень тепло и искренно исполненное артисткой хора Е. В. Кулагиной.

Дальнейшая судьба Хора сложилась, по-видимому, не лучшим образом. Справочные источники приводят не подкрепленную никакими деталями информацию о его существовании до 1935 года.


Концерты

  • 29 декабря 1921

    Концерт в день 50-летия музыкальной и артистической деятельности Александра Андреевича Архангельского
    При участии соединенных хоров Хоровой академии (бывшая Певческая Капелла) и Государственного академического хора (бывшего хора Архангельского)
    Дирижер – юбиляр, Александр Архангельский

    В программе: Бах, Архангельский, Танеев, Гречанинов



«Жизнь искусства» № 1

О концерте в честь А. Архангельского в 1925 в БЗФ 5 января 1925



Другие материалы

Владимир Щербачев

Владимир Щербачев

Дирижер 1889–1952
Гуальтьер Боссэ

Гуальтьер Боссэ

Бас 1877–1953

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»