Персоны

Гуальтьер Боссэ

1877–1953
© Wikimedia Commons
Гуальтьер Боссэ

Биография

Боссэ Гуальтьер Антонович – оперный и камерный певец, бас.

Получив высшее техническое образование в Мюнхене, уроженец Риги Гуальтьер Боссэ в 1897 году приезжает в Петербург, где берет частные уроки пения у Иосифа Россета. В 1903–1905 он совершенствуется в Милане, поет в оперных театрах Италии, Германии, а через два года возвращается в Россию: в 1905-м его принимают в петербургскую труппу Итальянской оперы, в 1906–1909 он поет в Киевской опере, в 1910-м становится солистом Мариинского театра, где служит до 1935 года.

Его ждет блестящая карьера. Гуальтьер Боссэ – первый исполнитель на русской сцене заглавных басовых партий в операх Вагнера «Валькирия», «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», в «Электре» Рихарда Штрауса. Уже в советский период он участвует в прошедших в ГАТОБе (Мариинском) под управлением Владимира Дранишникова премьерах опер «Дальний звон» Шрекера (Доктор Вегелиус, 1925), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (Леандр, 1926), «Воццек» Берга (Доктор, 1927, в присутствии автора). Сценическую карьеру Боссэ совмещает с преподавательской: с 1913-го по 1949 год ведет вокальный класс в Петербургской консерватории. Пробует себя и как режиссер: в сезоне 1918–1919 в Малом оперном театре (Михайловском) ставит оперы «Миньон» Тома и «Царь-плотник» Лорцинга.

Выступает артист и на концертных площадках. На сцене Дворянского собрания Боссэ пел в Концертах Зилоти и в Концертах Кусевицкого . Под его управлением солировал в Девятой симфонии Бетховена 20 мая 1918 года уже с Государственным симфоническим оркестром. С этим коллективом, получившим статус филармонического, Боссэ выступит 7 декабря 1921 года в Большом зале: партия Вотана из «Валькирии», фрагменты из которой прозвучали в программе Эмиля Купера, считалась визитной карточкой певца. Но появлялся он на сцене Филармонии не часто: в 1925 году несколько раз солировал в «Осуждении Фауста» Берлиоза под управлением Валерия Бердяева, в 1930-м пел в Девятой Бетховена, дирижировал Эрнст Вендель, а на своих последних выступлениях в Большом зале принял участие в концертном исполнении под рояль двух опер: это «Демон» Рубинштейна (апрель 1932) и «Алеко» Рахманинова (зима 1933).

И. Р.


Концерты

  • 7 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. «Зигфрид-идиллия». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Валькирия», «Парсифаль», «Тристан и Изольда» и «Тангейзер»

  • 29 апреля 1924

    Бетховенское фойе (рукопись)

    Вокальный вечер Ф. И. Солнцевой

    В программе: Григ, Шуберт, Шопен, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Глюк, Крейслер, Гречанинов, Римский-Корсаков

  • 4 марта 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 12 марта 1925

    (повторение программы 4 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 15 марта 1925

    (повторение программы 4 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 22 апреля 1925

    Для культотдела Совета профсоюзов

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 28 февраля 1930

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эрнст Вендель (Германия)

    Бетховен. Симфония № 8. Симфония № 9

  • 8 апреля 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт для рабочих организаций

    Рубинштейн. «Демон», опера в концертном исполнении

  • 29 января 1933

    (анонс)

    Закрытый концерт

    Рахманинов. Опера «Алеко» в концертном исполнении. Сборный концерт

  • 3 февраля 1933

    (анонс)

    Закрытый концерт

    Рахманинов. Опера «Алеко» в концертном исполнении. Сборный концерт




Другие материалы

Александр Архангельский и его хор

Александр Архангельский и его хор

Хормейстер 1846–1924
Ада Кобзарева

Ада Кобзарева

Сопрано 1877–1941

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»