Персоны
Гуальтьер Боссэ

Биография
Боссэ Гуальтьер Антонович – оперный и камерный певец, бас.
Получив высшее техническое образование в Мюнхене, уроженец Риги Гуальтьер Боссэ в 1897 году приезжает в Петербург, где берет частные уроки пения у Иосифа Россета. В 1903–1905 он совершенствуется в Милане, поет в оперных театрах Италии, Германии, а через два года возвращается в Россию: в 1905-м его принимают в петербургскую труппу Итальянской оперы, в 1906–1909 он поет в Киевской опере, в 1910-м становится солистом Мариинского театра, где служит до 1935 года.
Его ждет блестящая карьера. Гуальтьер Боссэ – первый исполнитель на русской сцене заглавных басовых партий в операх Вагнера «Валькирия», «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», в «Электре» Рихарда Штрауса. Уже в советский период он участвует в прошедших в ГАТОБе (Мариинском) под управлением Владимира Дранишникова премьерах опер «Дальний звон» Шрекера (Доктор Вегелиус, 1925), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (Леандр, 1926), «Воццек» Берга (Доктор, 1927, в присутствии автора). Сценическую карьеру Боссэ совмещает с преподавательской: с 1913-го по 1949 год ведет вокальный класс в Петербургской консерватории. Пробует себя и как режиссер: в сезоне 1918–1919 в Малом оперном театре (Михайловском) ставит оперы «Миньон» Тома и «Царь-плотник» Лорцинга.
Выступает артист и на концертных площадках. На сцене Дворянского собрания Боссэ пел в Концертах Зилоти и в Концертах Кусевицкого . Под его управлением солировал в Девятой симфонии Бетховена 20 мая 1918 года уже с Государственным симфоническим оркестром. С этим коллективом, получившим статус филармонического, Боссэ выступит 7 декабря 1921 года в Большом зале: партия Вотана из «Валькирии», фрагменты из которой прозвучали в программе Эмиля Купера, считалась визитной карточкой певца. Но появлялся он на сцене Филармонии не часто: в 1925 году несколько раз солировал в «Осуждении Фауста» Берлиоза под управлением Валерия Бердяева, в 1930-м пел в Девятой Бетховена, дирижировал Эрнст Вендель, а на своих последних выступлениях в Большом зале принял участие в концертном исполнении под рояль двух опер: это «Демон» Рубинштейна (апрель 1932) и «Алеко» Рахманинова (зима 1933).
И. Р.
Концерты
-
7 декабря 1921
Филармонический оркестр
Вагнер
Дирижер – Эмиль КуперВагнер. «Зигфрид-идиллия». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Валькирия», «Парсифаль», «Тристан и Изольда» и «Тангейзер»
-
29 апреля 1924
Бетховенское фойе (рукопись)
Вокальный вечер Ф. И. Солнцевой
В программе: Григ, Шуберт, Шопен, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Глюк, Крейслер, Гречанинов, Римский-Корсаков
-
4 марта 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
12 марта 1925
(повторение программы 4 марта)
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
15 марта 1925
(повторение программы 4 марта)
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
22 апреля 1925
Для культотдела Совета профсоюзов
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
28 февраля 1930
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Эрнст Вендель (Германия)
Бетховен. Симфония № 8. Симфония № 9
-
8 апреля 1932
(анонс)
Закрытый концерт для рабочих организаций
Рубинштейн. «Демон», опера в концертном исполнении
-
29 января 1933
(анонс)
Закрытый концерт
Рахманинов. Опера «Алеко» в концертном исполнении. Сборный концерт
-
3 февраля 1933
(анонс)
Закрытый концерт
Рахманинов. Опера «Алеко» в концертном исполнении. Сборный концерт