Персоны

Гуальтьер Боссэ

1877–1953
© Wikimedia Commons
Гуальтьер Боссэ

Биография

Боссэ Гуальтьер Антонович – оперный и камерный певец, бас.

Получив высшее техническое образование в Мюнхене, уроженец Риги Гуальтьер Боссэ в 1897 году приезжает в Петербург, где берет частные уроки пения у Иосифа Россета. В 1903–1905 он совершенствуется в Милане, поет в оперных театрах Италии, Германии, а через два года возвращается в Россию: в 1905-м его принимают в петербургскую труппу Итальянской оперы, в 1906–1909 он поет в Киевской опере, в 1910-м становится солистом Мариинского театра, где служит до 1935 года.

Его ждет блестящая карьера. Гуальтьер Боссэ – первый исполнитель на русской сцене заглавных басовых партий в операх Вагнера «Валькирия», «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», в «Электре» Рихарда Штрауса. Уже в советский период он участвует в прошедших в ГАТОБе под управлением Владимира Дранишникова премьерах опер «Дальний звон» Шрекера (Доктор Вегелиус, 1925), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (Леандр, 1926), «Воццек» Берга (Доктор, 1927, в присутствии автора). Сценическую карьеру Боссэ совмещает с преподавательской: с 1913-го по 1949 год ведет вокальный класс в Петербургской консерватории. Пробует себя и как режиссер: в сезоне 1918–1919 в Малом оперном театре ставит оперы «Миньон» Тома и «Царь-плотник» Лорцинга.

Выступает артист и на концертных площадках. На сцене Дворянского собрания Боссэ пел в Концертах Зилоти и в Концертах Кусевицкого . Под его управлением солировал в Девятой симфонии Бетховена 20 мая 1918 года уже с Государственным симфоническим оркестром. С этим коллективом, получившим статус филармонического, Боссэ выступит 7 декабря 1921 года в Большом зале: партия Вотана из «Валькирии», фрагменты из которой прозвучали в программе Эмиля Купера, считалась визитной карточкой певца. Но появлялся он на сцене Филармонии не часто: в 1925 году несколько раз солировал в «Осуждении Фауста» Берлиоза под управлением Валерия Бердяева, в 1930-м пел в Девятой Бетховена, дирижировал Эрнст Вендель, а на своих последних выступлениях в Большом зале принял участие в концертном исполнении под рояль двух опер: это «Демон» Рубинштейна (апрель 1932) и «Алеко» Рахманинова (зима 1933).


Концерты

  • 7 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. «Зигфрид-идиллия». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Валькирия», «Парсифаль», «Тристан и Изольда» и «Тангейзер»

  • 29 апреля 1924

    Бетховенское фойе (рукопись)

    Вокальный вечер Ф. И. Солнцевой

    В программе: Григ, Шуберт, Шопен, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Глюк, Крейслер, Гречанинов, Римский-Корсаков

  • 4 марта 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 12 марта 1925

    (повторение программы 4 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 15 марта 1925

    (повторение программы 4 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 22 апреля 1925

    Для культотдела Совета профсоюзов

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 28 февраля 1930

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эрнст Вендель (Германия)

    Бетховен. Симфония № 8. Симфония № 9

  • 8 апреля 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт для рабочих организаций

    Рубинштейн. «Демон», опера в концертном исполнении

  • 29 января 1933

    (анонс)

    Закрытый концерт

    Рахманинов. Опера «Алеко» в концертном исполнении. Сборный концерт

  • 3 февраля 1933

    (анонс)

    Закрытый концерт

    Рахманинов. Опера «Алеко» в концертном исполнении. Сборный концерт




Другие материалы

Александр Архангельский

Александр Архангельский

Хормейстер 1846–1935
Ада Кобзарева

Ада Кобзарева

Сопрано 1877–1941

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»