Персоны

Певческая капелла Санкт-Петербурга

1479 – наст. время
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Певческая капелла Санкт-Петербурга

Биография

Певческая капелла Санкт-Петербурга – старейший русский хоровой коллектив.

Свою историю Хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (таково с 1992 года официальное название организации) ведет от 12 августа 1479 года. В этот день Хор государевых певчих дьяков, основанный великим князем Иваном III, принял участие в службе на освящении первого каменного храма Московского Кремля – Успенского собора. С тех пор без Хора певчих дьяков не обходилась ни одно важное событие. Они пели на церемониях венчания на престол, на праздничных церковных службах, на молебнах по случаю военных побед, одной из которых было взятие шведского города Ниеншанц. На этой территории 16 мая 1703 года с участием Хора певчих дьяков проходит богослужение, посвященное закладке Санкт-Петербурга.

В 1713 году Петр I официально переносит столицу Российской империи из Москвы в Петербург, и Хор певчих дьяков становится Придворным хором. Так начинается новая страница его истории. При Екатерине II, в 1763 году, появится и новое название – Императорская придворная певческая капелла.

До конца XVIII века управляющими Капеллы были служившие при царском дворе итальянские композиторы – Балтазар Галуппи, Томаззо Траэтта, Джованни Паизиелло, Джузеппе Сарти, Доменико Чимароза. Плеяда отечественных музыкантов, руководивших Капеллой, начинается с Дмитрия Бортнянского. Он был управляющим в 1796–1826. При нем Капелла обретает и свой дом по набережной Мойки, 20 (нынешнее здание, впрочем, было построено позднее, в 1889 году), где располагается и сейчас. В разные годы Придворным хором руководили Федор Львов и его сын, автор гимна «Боже, Царя храни» Алексей Львов (1837–1861), Милий Балакирев (1883–1894), Антон Аренский (1895–1901), с хором работали Глинка, Римский-Корсаков, Лядов, Ляпунов.

К концу XIX века Хор Певческой капеллы стал непременным участником не только церковной и светской жизни царского двора, но и публичных концертов. В них участвовали и «малолетние певчие» – воспитанники специально созданных при Капелле классов, где дети получали и общее образование. История обучения «малолетних певчих» восходит к 1738 году, когда по высочайшему указу Анны Иоанновны была открыта в украинском городке Глухове певческая школа. Именно отсюда в Петербург привезли одаренного семилетнего мальчика Дмитрия Бортнянского. Позднее в школе были открыты регентские и, по инициативе Римского-Корсакова, инструментальные классы.

Школу Придворной певческой капеллы окончили многие музыканты Придворного оркестра. Воспитанником школы был и Палладий Богданов. Он будет руководить детским хором Хорового училища Капеллы в 1945–1955. Он же окажется и последним управляющим Придворной капеллы, занимая эту должность в 1903–1919.

После череды революций 1917 года Придворная капелла, переименованная сначала в Государственную, а потом в Народную, оказалась в тяжелейшем положении. Хор Капеллы, 1920-е года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Потому, когда для спасения бывшего Придворного оркестра, проходившего когда-то по тому же ведомству, что и Капелла, была учреждена Петроградская филармония, Хор капеллы и ее «малолетних певчих», вместе с учебными классами, включили в штат новой организации, как Хоровую академию, ее заведующим был назначен Сергей Ляпунов, а дирижером – Михаил Климов. Филармонический статус Капеллы определялся Распоряжением наркома просвещения Луначарского от 13 мая 1921 года. Но уже летом в высоких кабинетах обсуждается выведение из штата филармонии Хоровой академии – детского хора, школы, интерната, а 10 декабря Луначарский подписывает Распоряжение о ее переподчинении напрямую Петроградскому отделу художественного образования Главпрофобра. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Положение взрослого хора остается половинчатым. По административно-хозяйственной части он переходит в Хоровую академию, по творческой – подчиняется филармонии. В Распоряжении от 10.12.1921 определено и новое название коллектива: «Государственному хору Госфил. /бывш. Певческой Капеллы/ дать наименование Государственной капеллы».

Но вскоре становится понятным, что двойственной положение Капеллы не способствует ее продуктивной работе и вносит хаос в финансовые и административные вопросы. 1 июля 1922 года Государственная капелла Петрограда получает статус самостоятельной организации – со своим уставом, штатом и помещениями, исторически принадлежавшими Придворной капелле. Должность директора получает Михаил Климов. Названия организации будут меняться еще не раз: Петроградская государственная академическая капелла (октябрь 1922-го), Ленинградская государственная академическая капелла (1924), Ленинградская государственная академическая капелла имени Глинки (имя присвоят 27 января 1954-го). Историческое имя – Певческая капелла Санкт-Петербурга –  вернется в июне 1991 года, а вскоре здесь будет учрежден симфонический оркестр, и с 12 февраля 1992 года организация получит нынешнее официальное название: «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга».

Ленинградская государственная академическая капелла, 22 мая 1952 года. Дирижер Г. А. Дмитревский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Столетие со дня смерти М. И. Глинки, 18 февраля 1957 года. Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки, Оркестр ЗКР. Дирижер Борис Хайкин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но, вне зависимости от статуса, с первых дней существования Филармонии Капелла оставалась важнейшим, а до 1960-х годов фактически единственным, участником исполнений кантатно-ораториальных сочинений в Большом зале. При участии Капеллы здесь звучали симфония № 9 и Торжественная месса Бетховена, реквиемы Моцарта, Верди, Берлиоза, Листа, концертные версии опер Вагнера, Верди, Массне, Чайковского, Даллапиккола, оратории, мессы и кантаты Баха, Генделя, Гайдна, Шуберта, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Глазунова, симфонии Малера, баллада «Огненный всадник» Вольфа, «Прометей» Скрябина, «Александр Невский» и «Иван Грозный» Прокофьева, «Песнь о лесах» и «Казнь Степана Разина» Шостаковича, сочинения для хора и оркестра Шапорина, Юдина, Левитина, позже «Патетическая оратория», «Поэма памяти Сергея Есенина», «Курские песни» Георгия Свиридова, «Поэтория» Родиона Щедрина, сюиты из опер Андрея Петрова, Сергея Слонимского.

К выступлениям Капеллу готовят ее главные дирижеры – Михаил Георгиевич Климов (1919–1935), Елизавета Петровна Кудрявцева – хормейстер коллектива, в разные годы исполнявшая обязанности художественного руководителя (1935–1936, 1941–1944, 1955–1956), Александр Васильевич Свешников (1937–1941), Георгий Александрович Дмитревский (1944–1953), Александр Иванович Анисимов (1955–1965), Владимир Николаевич Минин (1965–1967), Федор Михайлович Козлов (1967–1972), Авенир Васильевич Михайлов (1972–1974), Владислав Александрович Чернушенко, который руководит Капеллой с 1974 года.

Владислав Чернушенко.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Концерты с участием Капеллы со сложнейшими программами проходят в Большом зале несколько раз в месяц. Значительно реже Хор выступал с сольными концертами.

В первом сезоне (1921/1922) Капелла под управлением Климова представила серии просветительских концертов с панорамной историей русской и европейской хоровой музыки. В ноябре 1921 года в Малом зале (Бетховенское фойе) хористы пели Литургию Св. Иоанна Златоуста Чайковского, в январе 1922-го в цикле «Академических хоровых концертов филармонии» в Большом зале Хор исполнил Всенощную Рахманинова, а в мае того же года его Литургию. Уже в следующем году в полной мере начнет действовать запрет на духовную музыку, а Хор a cappella будет появляться, в основном, в сборных программах с исполнением революционных и народных песен. И, хотя хоровые коллективы – украинские, белорусские, грузинские, московские – регулярно выступали в Филармонии, Капелла с сольными программами выходила лишь эпизодически: три концерта дала под управлением Михаила Климова (1930, 1931, 1934), по одному под управлением Георгия Дмитревского (1946), Александра Анисимова (1959) и Федора Козлова (1971).

28 мая 1922 года в Большом зале с оркестром под управлением Климова поет Хор мальчиков – так проведут «Бенефис малолетних певчих хора Государственной филармонии». С сольными номерами юные артисты выступают редко, в сборных программах, и лишь 29 мая 1923-го детский хор даст закрытый концерт для Петроградского отдела народного образования. Во время войны Хоровое училище капеллы эвакуируют в Москву и там на его основе учреждают Московское хоровое училище. В 1945 году Ленинградский хор мальчиков приходится воссоздавать заново, эта работа ложится на плечи Капеллы. В 1955 году Хоровое училище получает статус самостоятельного учебного заведения, но преемственные и творческие связи с Капеллой сохраняет навсегда.

Традиция сольных филармонических концертов Капеллы возрождается с приходом Владислава Чернушенко. Уже в первом концерте 5 марта 1980 года Хор под его управлением исполняет не только отделение Георгия Свиридова, но и русскую духовную музыку – Бортнянского, Чайковского, Рахманинова, Чеснокова. И, хотя до отменившей цензуру перестройки еще пять лет, а духовные названия сочинений зашифровываются, наступление перемен ощущается во всем. 27 сентября 1983 года Капелла исполняет «Всенощное бдение» Рахманинова. Ни программку, ни афишу Филармония не выпускает, есть лишь рукописный анонс на фасаде и запись в концертной книге: «Пятнадцать хоров, соч 37».

14 января 1988 года, уже с официальной рекламой, «Всенощное бдение для хора a cappella, соч. 37 Рахманинова» вновь прозвучит в исполнении Капеллы, которая споет его в Большом зале еще не раз. Будут в программах и Литургия Иоанна Златоуста Чайковского и Рахманинова, и «Страстная седмица» Гречанинова, и монографический вечер из сочинений Павла Чеснокова, и духовные концерты Архангельского, Кастальского, Титова. Будет много современной музыки – Свиридов и Гаврилин, Слонимский, Фалик.

Концерт 23 сентября 1999 года. Валерий Гаврилин, "Перезвоны". К 60-летию композитора. Дирижер и художественный руководитель Владислав Чернушенко.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 2003 году под управлением Владислава Чернушенко Хор даст в Большом зале серию концертов к 300-летию основания Придворной певческой капеллы, в 2004-м представит цикл программ, которым отметит 525 лет со дня создания Хора государевых певчих дьяков. С 1992 года хористы чаще выступают в Большом зале с Симфоническим оркестром капеллы, а в последнее десятилетие концерты дают в основном в своем доме на набережной Мойки и на гастролях – по стране и за рубежом. В сольных программах Хора звучат и народные песни в обработке Палладия Богданова и Александра Свешникова, чьи имена неразрывно связаны с историей Певческой капеллы.

И. Р. 


Концерты

  • 30 августа 1921

    Концерт–митинг памяти М. С. Урицкого
    Филармонический оркестр и хор Государственной Академической Капеллы
    Дирижер – Михаил Климов

    «Вы жертвою пали». Интернационал. Моцарт. Реквием

  • 31 августа 1921

    Концерт Академического хора Государственной Филармонии
    Танеев
    Дирижер – Михаил Климов

    Танеев. Произведения для хора a capella

  • 3 сентября 1921

    Концерт Академического хора Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Рахманинов. Всенощное бдение

  • 17 сентября 1921

    Концерт Академического хора Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Танеев. Произведения для хора a capella

  • 24 сентября 1921

    (повторение программы 3 сентября)

    Концерт Академического хора Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Рахманинов. Всенощное бдение

  • 28 сентября 1921

    Концерт хора Академии Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    В программе: Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский, Орлов, Гречанинов, Лядов, Ляпунов, Петров, Щиглев, Никольский, Некрасов, Архангельский

  • 2 октября 1921

    (повторение программы 28 сентября)

    Концерт хора Академии Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    В программе: Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский, Орлов, Гречанинов, Лядов, Ляпунов, Петров, Щиглев, Никольский, Некрасов, Архангельский

  • 17 ноября 1921

    Малый зал, бывший зал Хоровой Академии

    Хор Академии Государственной Филармонии
    под управлением Михаила Климова
    (в ознаменование 28 годовщины со дня смерти П. И. Чайковского)

    Чайковский. Литургия Св. Иоанна Златоуста

  • 20 ноября 1921

    Малый зал, бывший зал Хоровой Академии (повторение программы 17 ноября)

    Хор Академии Государственной Филармонии
    под управлением Михаила Климова
    (в ознаменование 28 годовщины со дня смерти П. И. Чайковского)

    Чайковский. Литургия Св. Иоанна Златоуста

  • 24 ноября 1921

    Вечер посвящен Неделе III Коммунистического интернационала

    Филармонический оркестр и хор Академии Государственной Филармонии
    Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил Климов

    Вагнер. Фрагменты из опер «Риенци» и «Валькирия». Скрябин. «Поэма экстаза». Революционные русские народные песни

  • 29 декабря 1921

    Соединенный хор Хоровой академии (бывшей Певческой Капеллы) и Государственного академического хора (бывшего хора Архангельского)
    Дирижер – юбиляр, Александр Архангельский

    В программе: Бах, Архангельский, Танеев, Гречанинов

  • 12 января 1922

    Концерт Государственной Капеллы
    Дирижер – Михаил Климов

    Русское хоровое пение XV–XVII веков

  • 15 января 1922

    (восстановлено по афише, хранящейся в фонде М. Г. Климова в Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки)

    Академические Хоровые концерты Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Чайковский. Литургия Святого Иоанна Златоуста, соч. 41

  • 22 января 1922

    Академические Хоровые концерты Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Рахманинов. Всенощное бдение

  • 5 февраля 1922

    (повторение программы 12 января)

    Концерт Государственной Капеллы
    Дирижер – Михаил Климов

    Русское хоровое пение XV–XVII веков

  • 8 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Римский-Корсаков
    Дирижер – Михаил Бихтер

    Римский-Корсаков. «Антар». Прелюдия-кантата «Из Гомера». Концерт для фортепиано с оркестром

  • 12 февраля 1922

    Памяти Пушкина
    Дирижер – Эмиль Купер

    В программе: Римский-Корсаков, Глинка, Бородин, Чайковский, Балакирев, Глазунов

  • 16 февраля 1922

    Академические хоровые концерты Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Старинные мастера хорового пения XV–XVII веков

  • 25 февраля 1922

    Хор Государственной академической капеллы и Филармонический оркестр
    Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил Климов

    В программе: Чесноков, Гречанинов, Кюи, Римский-Корсаков, Гендель, Вагнер, Р. Штраус

  • 7 мая 1922

    Концерт хора Государственной академической филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Рахманинов. Литургия святого Иоанна Златоуста




Другие материалы

Надежда Калинина

Надежда Калинина

Меццо-сопрано 1879–1953
Надежда Голубовская

Надежда Голубовская

Фортепиано 1891–1975

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»