Персоны
Николай Голованов
Биография
Голованов Николай Семёнович – дирижер, композитор, пианист, педагог.
Имя Голованова впервые появилось на афише Большого зала в программе духовной музыки уже в первый летний сезон: в июле 1921 года хор Филармонии (бывший Архангельского) под управлением Чеснокова исполнил "Ныне отпущаеши" Николая Голованова. Регент 1-го разряда, выпускник Московского Синодального училища (1909) и Московской консерватории по классам Сергея Василенко и Михаила Ипполитова-Иванова (1914) в это время уже выступал не только как хоровой, но и как симфонический дирижер. Голованов дебютировал в 1915 году в летних симфонических концертах на «Городском Сокольническом кругу» с оркестром Большого театра. В Большом он будет работать почти всю жизнь: с 1919-го по 1936 год как дирижер (с перерывом на 1928–1930 годы, когда на Голованова начались гонения, породившие даже термин «головановщина», и он был уволен), а затем с 1948-го как главный дирижер. Одновременно с 1919 года он дирижирует спектаклями в Оперной студии Станиславского, а в 1938-м, после очередного увольнения из Большого театра, руководит музыкальной частью в Театре Станиславского, создает оперный радиотеатр, работает и как симфонический дирижер, возглавляя Оркестр Московской филармонии (1926–1929) и Оркестр Всесоюзного радио (1937–1953). Голованов выступает и как пианист, аккомпанируя певцам, чаще всего – своей жене, заслуженной артистке Императорских театров, а потом и народной артистке СССР Антонине Неждановой.
Их совместные камерные концерты на сцене Большого зала состоялись 3 января 1926, 13 января 1928 и 4 марта 1934 годов. Нежданова пела и на первом выступлении Голованова с Ленинградским филармоническим оркестром в 1925 году, исполнив арию Марфы из «Царской невесты» и, впервые, три романса для голоса с оркестром самого Голованова. В той программе прозвучали и другие его сочинения – фрагмент из оперы-кантаты на сюжет балтийской легенды "Принцесса Юрата" и премьера симфонической прелюдии «Саломея» по Оскару Уайльду. Выступления дирижера на сцене Большого зала будут эпизодическими: два концерта с оркестром он дает в 1928 году, по одному в 1933-м (вновь с Неждановой), 1934-м и 1945-м, еще один состоится в 1937-м на выезде – в Доме культуры Промкооперации (с 1960 года это Дворец культуры имени Ленсовета на Каменноостровском).
Как и в Большом театре, где Голованов прославился постановками русских опер, в филармонии дирижер чаще всего исполняет музыку своих соотечественников (хотя есть Григ, Дебюсси, Равель) – Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Стравинского, Рахманинова – в 1934-м Вторую симфонию, а на последнем концерте с оркестром 19 января 1945 года – ленинградскую премьеру Третьей симфонии. Именно Голованов в 1943-м исполнил впервые в СССР и эту симфонию, и Симфонические танцы Рахманинова, который был ему особенно близок и с которым дирижер состоял в переписке.
20 и 21 марта 1946 года Николай Голованов вновь выходит на сцену Большого зала – как композитор: под аккомпанемент автора его романсы на стихи Ахматовой и Есенина исполнили солистки Большого театра Мария Максакова и Наталья Шпиллер. И хотя Голованов в это время не работал в Большом, артисты театра сохраняли с ним теплые личные и творческие отношения.
И. Р.
Концерты
-
29 декабря 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай ГоловановСтравинский. «Петрушка». Римский-Корсаков. Ария Марфы из оперы «Царская невеста». Голованов. Прелюдия к драме «Саломея». Три романса с оркестром. «Пляс Чудищ и хоровод жемчужин» из оперы «Принцесса Юрата»
-
3 января 1926
Народная Артистка Республики
Антонина Васильевна НеждановаВ программе: Григ, Блок, Верди, Аренский, Рахманинов, Делиб, Бизе, Кьерульф, Доницетти, Чайковский, Маяковский, Есенин
-
13 января 1928
Народная Артистка
Антонина Васильевна НеждановаВ программе: Пёниц, Вильбушевич, Бетховен, Кампра, Доницетти, Гуно–Цабель, Островский, Достоевский, Волошин, Беллини, Танеев, Рахманинов, Мессаже
-
3 ноября 1928
2-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай ГоловановСкрябин. Симфония № 2. Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
19 декабря 1928
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай ГоловановБородин. Симфония № 2 «Богатырская». Григ. Лирическая сюита. Концерт для фортепиано с оркестром. Торжественный марш из музыки к пьесе Б. Бьёрнсона «Сигурд Юрсальфар»
-
5 марта 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай ГоловановРавель–Мусоргский. «Картинки с выставки». Дебюсси. Ария Лии из оперы «Блудный сын». Равель. «Моя матушка-гусыня». «Болеро»
-
4 марта 1934
(афиша)
Вокальный вечер
Антонина Нежданова и Иван Козловский
(программа не указана)
-
5 марта 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай Голованов
Рахманинов. Симфония № 2. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром. Мусоргский–Равель. «Картинки с выставки». Равель. Болеро
-
19 января 1945
Симфонический концерт
Дирижер – Николай ГоловановРахманинов. Симфония № 3. Аренский. Вариации на тему Чайковского для струнного оркестра. Песня воина из кантаты «Москва». Торжественная увертюра «1812 год»
-
20 января 1945
(повторение программы 19 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай ГоловановРахманинов. Симфония № 3. Аренский. Вариации на тему Чайковского для струнного оркестра. Чайковский. Песня воина из кантаты «Москва». Торжественная увертюра «1812 год»
-
20 марта 1946
(программка на 20 и 21 марта)
Творческий вечер из произведений Николая Голованова
А. Ахматова. Стихотворения. Голованов. Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой, соч. 27. Вокальный цикл на стихи С. Есенина, соч. 33
-
21 марта 1946
(программка на 20 и 21 марта)
Творческий вечер из произведений Николая Голованова
А. Ахматова. Стихотворения. Голованов. Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой, соч. 27. Вокальный цикл на стихи С. Есенина, соч. 33