Персоны

Мария Максакова

1902–1974
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Мария Максакова

Биография

Максакова Мария Петровна – оперная и камерная певица, меццо-сопрано.

Оперную карьеру Мария Максакова начала в Астрахани, где окончила Музыкальное училище. В 1923-м она поступает в Большой театр и прослужит в нем, с небольшим перерывом, до 1953 года. Здесь у Максаковой важнейшие партии меццо-сопранового репертуара, среди которых особенно выделялись героини опер Мусоргского и Римского-Корсакова. Максакова получила признание коллег, публики и властей: несмотря на неблагополучную биографию (второй муж певицы был в 1937-м арестован и расстрелян), она была награждена званиями и государственными премиями, но из театра артистку уволят внезапно, почтовым извещением.

Короткий период, в 1925–1927, Мария Максакова служила в Ленинградском театре оперы и балета (бывшем Мариинском, а тогда ГАТОБе). Именно в это время и состоялось первое выступление молодой певицы с Филармоническим оркестром на сцене Большого зала.

С оркестром она будет петь еще лишь 24 и 26 мая 1939 года, когда столичный Государственный ансамбль оперы и его художественный руководитель Иван Козловский представят в Большом зале свою премьерную концертную постановку – оперу Массне «Вертер»: Вертера поет сам Козловский, а его возлюбленную Шарлотту – Мария Максакова. В марте 1946 года певица примет участие в двух авторских вечерах Николая Голованова, исполнив под его аккомпанемент романсы на стихи Ахматовой и Есенина.

В филармонии Мария Максакова дает и сольные концерты, всего, с марта 1937-го до марта 1963-го, их будет шестнадцать. В программах преимущественно русская музыка – старинные романсы, Глинка, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, два вечера (1939, 1940) полностью посвящены Чайковскому. Из западной вокальной лирики – Григ, Мендельсон, чаще Брамс, а на одном из последних концертов (31 мая 1961) певица исполняет цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины».

В свои программы Мария Максакова включает и народные песни, поначалу только русские, а на своем последнем выступлении в Большом зале, 7 марта 1963 года (ровно через 37 лет после дебюта) поет еще и голландские, польские народные песни, а также романсы английских и латиноамериканских композиторов. В рукописной книге учета концертов, помимо основной программы, указаны бисы. Судя по их количеству, благодарная публика не спешила отпускать Марию Максакову со сцены, получая в награду фактически полноценное третье отделение концерта.


Концерты

  • 7 марта 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Чайковский. Симфония № 2. Римский-Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка». Лядов. Пять русских песен. Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»

  • 19 марта 1937

    Вокальный вечер
    Солистка Большого театра
    Мария Петровна Максакова

    В программе: Аренский, Алябьев, Кюи, Гурилев, Глинка, Сен-Санс, Бизе, Брамс, Мендельсон, Шопен

  • 24 мая 1939

    (программка-буклет на 24 и 26 мая)

    Массне. «Вертер»

    Опера в концертном исполнении

  • 26 мая 1939

    (программка-буклет на 24 и 26 мая)

    Массне. «Вертер»

    Опера в концертном исполнении

  • 28 декабря 1939

    Вокальный вечер
    Заслуженная артистка РСФСР
    Мария Максакова

    Чайковский. Романсы

  • 25 апреля 1940

    (программка с рукописными правками)

    Вокальный вечер
    Мария Максакова

    Чайковский. Романсы

  • 20 марта 1946

    (программка на 20 и 21 марта)

    Творческий вечер из произведений Николая Голованова

    А. Ахматова. Стихотворения. Голованов. Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой, соч. 27. Вокальный цикл на стихи С. Есенина, соч. 33

  • 21 марта 1946

    (программка на 20 и 21 марта)

    Творческий вечер из произведений Николая Голованова

    А. Ахматова. Стихотворения. Голованов. Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой, соч. 27. Вокальный цикл на стихи С. Есенина, соч. 33

  • 30 марта 1951

    Камерный концерт
    Мария Максакова
    Евгений Малинин

    В программе: Бетховен, Лист, Дебюсси, Шопен, Чайковский, Рахманинов, Григ, Сен-Санс, Бизе, Абрамянц, Сарасате, русские народные песни

  • 19 мая 1953

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Мария Максакова

    В программе: Коваль, Заранек, Раков, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Сен-Санс, Бизе, Сарасате, русская плясовая песня, Горький, Маяковский, Симонов

  • 22 февраля 1954

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Мария Максакова

    В программе: Гурилев, Варламов, Алябьев, Балакирев, Сен-Санс, Брамс, Бизе, Чайковский, Сарасате, Лепин, Римский-Корсаков, Шопен, русские народные песни

  • 9 мая 1956

    Вокальный вечер
    Мария Максакова

    В программе: Лебединский, Скотт, Макаров, Коваль, Чайковский, Варламов, Лядов, Алябьев, Бизе, Дебюсси, народные песни

  • 22 февраля 1957

    Вокальный вечер
    Мария Максакова

    В программе: Глинка, Мусоргский, Танеев, Чайковский

  • 3 апреля 1958

    Вокальный вечер
    Мария Максакова

    В программе: Балакирев, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов, Толстая, Макарова, Сарасате, русские народные и старинные песни

  • 12 ноября 1958

    Вокальный вечер
    Мария Максакова

    Вечер русского романса




Другие материалы

Ивонн Астрюк

Ивонн Астрюк

Скрипка 1889–1980
Жан Винер

Жан Винер

Фортепиано 1896–1982

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»