Персоны

Жан Винер

1896–1982
Жан Винер

Биография

Винер Жан (в программках – Вьенер) / Jean Wiener – французский композитор, пианист, джазовый музыкант.

Парижскую консерваторию Жан Винер окончил у Андре Жедальжа, затем занимался с Эриком Сати – гуру молодых французских композиторов. Пианист и композитор Ив Нат (19 декабря 1928 года он будет играть с оркестром в Большом зале Ленинградской филармонии) открыл Винеру афроамериканскую музыку, и джаз стал главным в его жизни. Винер играл популярную и джазовую музыку (в 1924–1950 в дуэте с пианистом Клеманом Дусе) в кабаре и мюзик-холлах Парижа, концертировал по Европе, сочинял, в основном, для кино. Первый фильм с музыкой Винера «Женщина ниоткуда» вышел на экран в 1922-м, а последний, «У месье преклонный возраст», уже после смерти композитора, в 1987 году.

Весной 1926 года Жан Винер, вместе с Дариюсом Мийо (они были сокурсниками, вместе учились у Жедальжа) приезжает на три концерта в Большой зал. В двух камерных программах – 21 и 26 марта – он исполняет собственные сочинения, пронизанные джазовыми ритмами, музыку своего наставника Эрика Сати и пьесы молодых коллег – Франсиса Пуленка и Жоржа Орика (в сонатине Орика исполнитель не указан, но это, очевидно, был Винер, так как Мийо в камерных концертах играл только свою музыку).

В еженедельнике «Жизнь искусства» № 14 за 1926 год (1-я неделя апреля) в саркастической статье «С Парижем во вкусах мы явно не сойдемся» автор пишет: «Третье выступление Мийо–Винера грозило бы Филармонии крупным дефицитом».

И все же оно состоялось (во всяком случае, никаких сведений об отмене в архивах нет): 10 апреля Жан Винер исполнил с оркестром свой «Франко-американский концерт», соединивший афроамериканский джаз со стилем французской шансон, и «Пять этюдов» для фортепиано с оркестром Мийо, который был за дирижерским пультом [1].

Концерты парижских гостей подверглись жесткой критике в прессе. Рецензент особенно ругал Мийо, но и о Винере отзывался нелицеприятно: «Жана Винера, как композитора, трудно оценить по одному выступлению. Кое-что в его вещах дает возможность говорить об искренности автора, о музыкальном (пусть неглубоком) мышлении, но рядом с этим раскрывается такая обыденщина и плоскость, что приходится или перестать верить автору, или усомниться в нём, как в художнике. Скверное впечатление оставляют «американизмы» Винера, пошло-кабацкие по содержанию и ограниченные по форме» («Ленинградская правда» от 27.03.1926, № 76). Лишь Игорь Глебов (Борис Асафьев) услышал в программах французских гостей музыку будущего.


Концерты

  • 21 марта 1926

    Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера

    В программе: Мийо, Сати, Пуленк, Винер

  • 26 марта 1926

    Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера

    В программе: Сати, Винер, Мийо, Орик, Пуленк

  • 10 апреля 1926

    Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера

    Сати. Две гимнопедии. Пуленк. Увертюра. Орик. Ноктюрн из балета «Facheux». Винер. Франко-американский концерт. Мийо. Симфоническая сюита № 2 «Протей». Пять этюдов для фортепиано с оркестром. Танцевальная сюита «Тоска по Бразилии»



«Рабочий и театр»‎ № 14

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ 27 марта 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ 27 марта 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 14

О концертах Мийо и Винера весной 1926 Апрель 1926



Другие материалы

Мария Максакова

Мария Максакова

Меццо-сопрано 1902–1974
Василий Николаев

Василий Николаев

Кларнет 1875–1963

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»