Персоны
Иван Козловский
Биография
Козловский Иван Семенович – певец, тенор.
Обладатель множества премий и наград, Иван Козловский купался в любви поклонников. У служебного входа Большого театра его всегда встречала толпа. Его голос звучал по радио и с пластинок по всей стране. Козловский много гастролировал по Союзу, часто бывал на Украине, где родился и вырос. Но по непонятным причинам в Ленинград практически не приезжал.
Петь Козловский начал с раннего детства: в семь лет он поступил в хор Михайловского монастыря под Киевом. Как признавался позднее сам Иван Семенович, мать мечтала видеть его священником, но из монастырских стен он отправился сначала в хористы Троицкого Народного дома в Киеве, затем окончил Киевский музыкально-драматический институт, и уже как солист пел на сценах Полтавы, Харькова и Свердловска.
В Москву он приехал в 1926 году состоявшимся оперным певцом. Козловского сразу приглашают в Большой театр, сразу дают главные теноровые партии. В это же время в Большом работает и другой легендарный тенор – Сергей Лемешев. Славу «первого Ленского страны» артисты делят между собой с трудом, а противостояние пылких поклонниц – «лемешисток» и «козловитянок» – войдет в городской фольклор едкими анекдотами. Несмотря на большой успех в театре, Козловский, очевидно, ощущал скованность оперным репертуаром и недовольство театральными нравами. Он много выступает с концертами, в том числе с народным песенным репертуаром.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
На афише Большого зала Ленинградской филармонии имя Ивана Козловского впервые появляется 4 марта 1934 года: он и Антонина Нежданова дают концерт под аккомпанемент Николая Голованова. В 1936 году артист неожиданно начинает сотрудничать с «джазом» Виктора Кнушевицкого, а в 1938-м становится организатором Государственного оперного ансамбля СССР. В этой идее певца поддержал Владимир Немирович-Данченко, который был горячим поклонником Козловского. В Ансамбле Иван Семенович выступает не только как певец и организатор, но и как режиссер. Его режиссерским дебютом будет «Вертер» Массне, представленный в зале Московской консерватории в октябре 1938 года.
Именно с «Вертером» Козловский вновь приедет в Большой зал на два концерта в мае 1939 года. Критики отмечали, что Козловский сумел превратить концертное исполнение оперы (сценический реквизит и декорации были крайне скупыми) в напряженный спектакль. Приглашая в Ансамбль певцов-солистов Большого театра, Козловский мог не заботиться о вокальной стороне – она в любом случае была на высоте, его главной задачей как режиссера было взаимодействие артистов на сцене.
Партию Вертера пел сам Козловский, Шарлотту – Мария Максакова. Имена исполнителей остальных действующих лиц были не столько известны. Но, очевидно, атмосфера коллектива, царившее в нем «чувство ансамбля», стало причиной того, что в филармонической программке указаны не только участники ленинградских концертов, но и все артисты, певшие в «Вертере» на разных сценах.
Евгений Светланов и Иван Козловский. Большой зал Московской консерватории.
Фото: Л. Владимиров (Москва). Хранится в архиве Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С Государственным оперным ансамблем Иван Козловский поставит «Паяцев» Леонкавалло, «Джанни Скикки» Пуччини, «Орфея» Глюка, в Большом театре будет петь до 1954 года и до самых преклонных лет выступать на концертных сценах. Но в афише Ленинградской филармонии его имя больше не появится.
О. Р.
Концерты
-
4 марта 1934
(афиша)
Вокальный вечер
Антонина Нежданова и Иван Козловский
(программа не указана)
-
24 мая 1939
(программка-буклет на 24 и 26 мая)
Массне. «Вертер»
Опера в концертном исполнении
-
26 мая 1939
(программка-буклет на 24 и 26 мая)
Массне. «Вертер»
Опера в концертном исполнении