Персоны
Евгений Нестеренко

Биография
Нестеренко Евгений Евгеньевич – оперный и камерный певец, бас.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Профессионально заниматься пением Евгений Нестеренко начал после 20 лет. Он родился в Москве в семье военного, с 11 лет жил в Челябинске, учиться приехал в Ленинград – на архитектурный факультет Инженерно-строительного института (сейчас Архитектурно-строительный университет), где в 1961-м получил диплом. Во время учебы Нестеренко начал брать уроки вокала, а уже в 1965 году окончил Ленинградскую консерваторию в классе профессора Василия Луканина.
В филармонические программы Нестеренко приглашают еще студентом: с ноября 1962 года он появляется в дневных лекциях-концертах Малого зала, посвященных старинной и современной музыке. Участие в сборных программах певец принимает в течение пяти лет, даже после того, как в мае 1966 года в авторских вечерах Дмитрия Шостаковича под аккомпанемент композитора исполняет премьеры двух вокальных циклов – это «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия» и Пять юморесок на слова из журнала «Крокодил».
В январе 1963 года Евгений Нестеренко впервые выступает в Большом зале, участвуя, наряду с солистами Большого театра, в концертном исполнении оперы Даргомыжского «Каменный гость» (Монах и Командор). А в феврале 1964-го он солирует на премьере оратории Шапорина «Доколе коршуну кружить». Так с первых шагов на сцене обозначается амплитуда репертуара начинающего певца – от Генделя и Баха до новейшей музыки.
Евгений нестеренко в концерте 24 апреля 1965 года: премьера оратории В. Баснера «Весна. Песни. Волнения.» Оркестр ЗКР, дирижер Арвид Янсонс, солисты Евгений Нестеренко и Людмила Филатова, Академическая капелла имени Глинки (хормейстер Ф. М. Козлов).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Студентом Евгения Нестеренко принимают и в труппу Малого театра оперы и балета (Михайловского), где он служит в 1963–1967 годы. Но в целом начало карьеры певца было неторопливым, он набирал репертуар и опыт, в том числе конкурсный. В 1965 году Нестеренко получает IV премию на Всесоюзном конкурсе имени Глинки, в 1967-м – II премию на Международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии, за которым последует приглашение в Театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский) и первый сольный концерт в Филармонии – в Малом зале. Первый сольный вечер в Большом зале состоится в сентябре 1970 года – после победы на IV Международном конкурсе Чайковского в Москве, открывшем миру имена поделивших I премию Елены Образцовой и Тамары Синявской (в женском вокале), Николая Огренича и Евгения Нестеренко (в мужском вокале).
В Ленинградскую филармонию Нестеренко теперь будет приезжать из Москвы: в 1971-м он становится солистом Большого театра, где служит до 2002 года. Впрочем, с 1993-го он делит жизнь между Москвой и Веной, где до 2002 года преподает в Университете музыки и исполнительского искусства. В Австрии востребован не только его большой педагогический опыт – Нестеренко преподавал в Ленинградской консерватории (1967–1972), Институте Гнесиных (1972–1974), Московской консерватории (1975–1993), где заведовал кафедрой сольного пения. Ценен прежде всего его певческий дар, отменная дикция (на разных языках) и культура пения, безупречное чувство стиля, владение огромным репертуаром.
Евгений Нестеренко в концерте 9 октября 1980 года. Симфонический оркестр Филармонии, дирижер Алексаедр Дмитриев.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
На оперных сценах мира, а кроме Большого театра, это Метрополитен, Ковент-Гарден, Ла Скала, «Колон», театры Мюнхена, Вены, Сан-Франциско, Будапешта, Евгений Нестеренко исполнил более пятидесяти партий в операх Глинки, Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова, Россини, Верди и Доницетти, Гуно, Бизе и Дебюсси. Пел Нестеренко и в операх ХХ века – Кутузова в «Войне и мире» Прокофьева, Эдипа в «Царе Эдипе» Стравинского, Герцога Синяя Борода в опере Бартока – за запись «Замка герцога Синяя Борода» с Еленой Образцовой (Юдифь) и оркестром Будапештской оперы под управлением Яноша Ференчика Евгений Нестеренко был удостоен Гран-при «Золотой Орфей» во Франции и высоких наград Венгрии.
Премии и звания певец получал на родине и по всему миру – в США («Грэмми», 1980), Японии («Золотой диск», 1982), Италии (в том числе приз Джованни Дзенателло за выдающееся воплощение образа Аттилы в одноименной опере Дж. Верди, 1985), Германии (Премия имени Вильгельма Фуртвенглера, «как одному из величайших басов нашего столетия», 1992), Австрии (в 1992-м он получил официальный статус каммерзенгера).
Награды Евгению Нестеренко присуждали не только за оперные, но и за камерные программы. Он был прекрасным интерпретатором немецкой lied и русского романса – Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, современников – Шостаковича, Свиридова. Романсы Георгия Свиридова Нестеренко нередко пел и под аккомпанемент автора – в Большом и Малом залах. В ансамбле с Дмитрием Шостаковичем выступал лишь раз – в 1966 году в Малом зале. Но именно Евгению Нестеренко Шостакович доверил первое исполнение одного из своих последних опусов – Сюиты на стихи Микеланджело Буонарроти: премьера прошла в присутствии автора в Малом зале 23 декабря 1974 года, аккомпанировал Евгений Шендерович.
Идеальный ансамбль Нестеренко и Шендеровича сложился в середине 1960-х. Этот дуэт двух прекрасных музыкантов, интеллигентов и интеллектуалов был очень петербургским несмотря на «ленинградские» времена.
Вместе они дали и свой последний концерт в Ленинградской филармонии – вечер романсов Чайковского в Малом зале 30 мая 1990 года. Еще раньше Евгений Нестеренко завершил выступления в Большом зале. В свой последний приезд сюда в июне 1986 года он дал сольный концерт с программой из романсов Свиридова и солировал, вместе с Евгенией Целовальник, в симфонии № 14 Шостаковича.
И. Р.
Концерты
-
20 января 1963
4-й концерт 6-го абонемента
Даргомыжский. "Каменный гость". Опера в концертном исполнении
Дирижер – Борис ХайкинДаргомыжский. «Каменный гость»
-
21 января 1963
(повтор исполнения 20 января)
Даргомыжский. "Каменный гость". Опера в концертном исполнении
Дирижер – Борис ХайкинДргомыжский. «Каменный гость»
-
1 февраля 1964
8-й концерт 6-го абонемента сезона 1962-63 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновРахманинов. Симфонические танцы. Шапорин. Оратория «Доколе коршуну кружить»
-
2 февраля 1964
(повторение программы 1 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновРахманинов. Симфонические танцы. Шапорин. Оратория «Доколе коршуну кружить»
-
24 апреля 1965
5-й концерт 9-го абонемента (для рабочей молодежи)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсПетров. «Песни наших дней», симфонический цикл. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Баснер. «Весна. Песни. Волнения», оратория.
-
6 марта 1967
5-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Оганес ЧекиджянРоссини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник». Мотет «Stabat Mater»
-
29 апреля 1967
5-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсКотляревский. Симфония. Пушков. Концерт для скрипки с оркестром. Кравченко. Оратория «Октябрьский ветер»
-
18 сентября 1967
Хоровой концерт
Хор Ленинградского радио и телевиденияВ программе: Салманов, Даргомыжский, Шостакович, революционные песни, народные песни, Гуаставино
-
9 октября 1967
1-й концерт 6-го абонемента
Симфонический оркестр
Дирижер – Абрам СтасевичШапорин. Оратория «Доколе коршуну кружить». Романсы. Сюита «Блоха»
-
5 мая 1969
5-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Увертюра к опере «Вильгельм Телль». «Stabat Mater»
-
7 мая 1969
(повтор программы 5 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Увертюра к опере «Вильгельм Телль». «Stabat Mater»
-
17 июня 1969
7-й концерт 8-го абонемента
Бах. Месса си минор
Дирижер – Джемал ДалгатБах. Месса си минор
-
19 июня 1969
6-й концерт 6-го абонемента (повтор программы 17 июня)
Бах. Месса си минор
Дирижер – Джемал ДалгатБах. Месса си минор
-
5 марта 1970
Бах. Месса си минор
Дирижер – Джемал ДалгатБах. Месса си минор
-
25 сентября 1970
Вокальный вечер
Евгений Нестеренко (бас)В программе: Чайковский, Бородин, Свиридов, Прокофьев, Гендель, Шуберт, Верди, Россини
-
7 ноября 1970
(анонс)
Праздничный концерт
Государственный академический Русский народный оркестр имени Н. Осипова(программа не указана)
-
8 ноября 1970 (вечером)
(анонс)
Праздничный концерт
Государственный академический Русский народный оркестр имени Н. Осипова(программа не указана)
-
8 ноября 1970 (днем)
(анонс)
Праздничный концерт
Государственный академический Русский народный оркестр имени Н. Осипова(программа не указана)
-
25 марта 1971
Вокальный вечер
Евгений Нестеренко, басВ программе: Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Мусоргский, Глазунов, Свиридов
-
5 октября 1971
Вокальный вечер
Евгений Нестеренко (бас)В программе: Бах, Гендель, Моцарт, Верди, Чайковский, Рахманинов, Глазунов