Персоны
Питер Пирс
Биография
Пирс Питер / Pears Peter Neville Luard – английский певец, тенор.
Творческая судьба, да и вся жизнь Питера Пирса были связаны с Бенджамином Бриттеном.
До их случайной встречи у общих друзей в 1936 году биография Пирса складывалась из нескольких дат и фактов – школа небольшого городка Фарнхем графства Суррей (здесь Пирс родился), выступления в школьных постановках комических опер Гилберта-Салливана, с 1928-го – занятия в Кэбл-колледже Оксфордского университета (экзамены в сам университет Пирс провалил), работа ассистентом органиста, учеба в Лондонском Королевском колледже музыки (с 1934-го), который Пирс так и не окончил: пройдя прослушивание на BBC, он получил двухлетний контракт в небольшом вокальном ансамбле ‘’BBC Singers’’.
Питер Пирс и Бенджамин Бриттен в Ленинградской филармонии в день концерта 17 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Специфика голоса Пирса – суховатого, инструментального – вряд ли сулила ему большую карьеру. Но для него начинает писать вокальные циклы, а потом и титульные партии в операх молодой Бриттен, который вскоре станет всемирно известным композитором.
Первый значимый опус – «Семь сонетов Микеланджело» – появился в 1940 году в США, куда друзья вместе уплыли в 1939-м. В Нью-Йорке рождается и идея первой оперы – «Питер Граймс», в основе ее сюжета – поэма уроженца Олдборо Джорджа Крабба «Городок», опубликованная в 1810 году. Статья о поэме попадается на глаза Пирсу, и он предлагает Бриттену подумать об опере. Композитор, поначалу слышавший главного героя в тембре баритона, пишет партию Питера Граймса для тенора Пирса.
Премьера состоится уже в Лондоне, куда Пирс и Бриттен вернутся в 1942 году. В 1943–1947 Питер Пирс работает в театре «Сэдлерс-Уэллс» – поет Рудольфа в «Богеме», Герцога в «Риголетто» и Альфреда в «Травиате», Тамино в «Волшебной флейте» и Феррандо в опере «Так поступают все», Вашека в «Проданной невесте». Здесь 7 июня 1945 года он и исполняет главную партию в премьерной постановке «Питера Граймса».
Питер Пирс и Бенджамин Бриттен в концерте в Большм зале 17 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Премьера следующей оперы Бриттена (камерной) – «Поругание Лукреции», в которой Пирс поет партию рассказчика, случится в 1946 году на первом послевоенном оперном фестивале в Глайндборне. А в 1947-м Бриттен с единомышленниками создает собственный театр – ‘’English Opera Group’’, целью которого становится исполнение новых английских опер, прежде всего, самого Бриттена. Первой для театра стала постановка «Альберта Херринга», главного героя, разумеется, пел Питер Пирс. Оперу с успехом показали на гастролях труппы по городам Англии, в том числе в Олдборо. И Пирсу приходит в голову идея устраивать здесь постоянный фестиваль. С Бриттеном они поселяются в Олдборо, первый фестиваль, история которого продолжается до сегодняшнего дня, проходит в июне 1948 года. Почти на каждом фестивале проходят премьеры новых сочинений Бриттена с участием Пирса.
В 1951 году «Английская оперная группа» представляет премьеру оперы «Билли Бад»: это был дебют Питера Пирса на сцене Королевского театра «Ковент-Гарден». В партии Густава фон Ашенбаха в последней опере Бриттена «Смерть в Венеции», созданной по новелле Томаса Манна, Пирс выйдет и на сцену Метрополитен-оперы в 1974 году.
Для Пирса были созданы и другие сочинения Бриттена, самым популярным из них стала Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра, которая прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии в заключительном концерте Фестиваля английской музыки на гастролях музыкантов в марте 1963 года – Симфоническим оркестром (СО) дирижировал Бенджамин Бриттен. В этот же приезд Пирс выступил под фортепианный аккомпанемент Бриттена в двух концертах: 13 марта разделил вечер с Мстиславом Ростроповичем, 17 марта состоялся его Liederabend. В программах – вокальные циклы Бриттена, песни Шуберта, народные английские песни и песни Пёрселла.
После одного из мартовских концертов певец оставляет запись в филармоническом альбоме – «Золотой книге», она стоит рядом с автографом Бриттена:
«Восхитительнейшая неделя с самыми дружелюбными и превосходными музыкантами.
Питер Пирс
1963»
Валторнист Барри Таквелл, Бенджамин Бриттен и Питер Пирс в Ленинградской филармонии в день концерта 19 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С камерными программами Пирс и Бриттен гастролировали по всему миру – с песнями Шуберта, Шумана, Бриттена и старой английской вокальной музыкой, обработки которой Бриттен специально делал для Пирса.
Оркестровая версия песен Генри Пёрселла, собранная в сборник «Британский Орфей», прозвучит и 14 марта 1963 года в Большом зале филармонии: Заслуженным коллективом дирижирует Норман Дель Мар, солирует Питер Пирс. Весной 1971 года в СССР вновь состоится Фестиваль английского искусства: 18 апреля четыре песни из сборника «Британский Орфей» Питер Пирс исполнит с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Бенджамина Бриттена.
Концерт 18 апреля 1971 года. Дирижер Бенджамин Бриттен, солист Питер Пирс. Лондонский симфонический оркестр.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После смерти композитора в 1976 году Питер Пирс продолжит концертировать (до 1980-го), руководить фестивалем в Олдборо, преподавать вокал в Олдборнской школе, которую основал вместе с Бриттеном в 1972 году. Память об их содружестве хранят многочисленные записи, в том числе и запись Реквиема Бриттена, сделанная на фирме Decca в 1963 году Лондонским симфоническим оркестром под управлением автора с Галиной Вишневской, Питером Пирсом и Дитрихом Фишером-Дискау.
На Decca осуществлены и другие записи Пирса – старой английской и немецкой музыки, «Страстей по Матфею» Баха (Пирс – Евангелист) под управлением Отто Клемперера, «Фасадов» Уолтона, «Царя Эдипа» Стравинского. Но в историю Питер Пирс вошел, прежде всего, как блестящий интерпретатор музыки Бенджамина Бриттена.
И. Р.
Концерты
-
13 марта 1963
Фестиваль английского музыкального искусства
Камерный концерт
Шуберт. Соната Арпеджионе. Lieder. Бриттен. Фрагменты на тексты Хельдерлина. Соната для виолончели и фортепиано.
-
15 марта 1963
Фестиваль английского музыкального искусства
Симфонический концерт
Дирижер – Норман Дель Мар (Великобритания)Уолтон. Комическая увертюра «Скапино». Моцарт. Концерт № 4 для валторны с оркестром. Типпет. Ритуальные танцы из оперы «Свадьба в середине лета». Перселл. Пять песен из сборника «Орфеус Британикус» (обр. Бриттена). Бриттен. Четыре морские интерлюдии и пассакалия из оперы «Питер Граймс».
-
17 марта 1963
Фестиваль английского музыкального искусства
Вокальный вечер. Питер Пирс, тенор (Великобритания)В программе: Перселл, Шуберт, Бриттен, народные песни в обработке Бриттена
-
19 марта 1963
Фестиваль английского музыкального искусства
Симфонический концерт
Дирижеры – Бенджамин Бриттен и Норман Дель Мар (Великобритания)Бриттен. Симфония-реквием. Перселл. Чакона для струнных. Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Холст. «Планеты», симфоническая сюита.
-
18 апреля 1971
5-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Бенджамин Бриттен (Великобритания)Пёрселл. Чакона соль минор. Пёрселл–Бриттен. Четыре песни. Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония для виолончели с оркестром. Холст. Прелюдия и скерцо «Хаммерсмит»