Персоны

Геннадий Проваторов

1929–2010
Источник изображения: classicalmusicnews.ru
Геннадий Проваторов

Биография

Проваторов Геннадий Пантелеймонович – дирижер.

Имя Геннадия Проваторова в русской истории и культуре связано, прежде всего, с Дмитрием Шостаковичем: в 1962 году в Московском музыкальном театре К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко почти тайно состоялась премьера второй редакции некогда запрещенной оперы композитора, поменявшей название, – теперь уже не «Леди Макбет Мценского уезда», а «Катерина Измайлова». Дирижировал Геннадий Проваторов. Это событие всколыхнуло не только всю Москву, но и всю советскую интеллигенцию, приезжавшую на премьеру из разных городов большой страны. Репетиции шли в присутствии автора, который остался благодарен и постановщикам, и дирижеру, сумевшему сохранить мрачную экспрессивность, столь поразившую в 1936 году еще в той, первой «Леди Макбет».

Когда-то именно с Шостаковича у Проваторова начался пока не осознанный роман с музыкой. В пять лет он услышал по радио Третью симфонию композитора и, по признанию в одном из поздних интервью, запомнил целые куски той записи на всю жизнь.

Отца – поэта-сатирика Пантелеймона Прошкина – Геннадий Проваторов не помнил, его репрессировали в 1930-м, а в 1932-м он погиб в лагерях. В районную музыкальную школу сына отдала мама, с 4-го класса он учился уже в ЦМШ, эвакуацию провел в Пензе, а по возвращении поступил на фортепианный факультет Московской консерватории в класс Александра Борисовича Гольденвейзера. Профессор не был в восторге от пианистических данных студента, которого звали тогда Геннадий Прошкин, но регулярно помогал ему (как, впрочем, и многим нуждающимся), материально. В годы учебы он работал концертмейстером-иллюстратором в Московской филармонии (играл на лекциях перед концертами), ходил на все симфонические репетиции и концерты, а на четвертом курсе начал параллельно учиться на факультете оперно-симфонического дирижирования – сначала у Кирилла Кондрашина, затем у Александра Гаука.

В 1952 году выпускник получает диплом пианиста, в 1956-м – дирижера. В этой профессии он и нашел свое призвание, за пульт вышел уже под фамилией «Проваторов». До 1961-го он работает с областными оркестрами Москвы, Харькова, Днепропетровска, в 1961–1965 – штатным дирижером Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда и состоялась премьера «Катерины Измайловой», а запись оперы (1964) была удостоена в Париже Grand Prix du Disque (1966).

В Театр Станиславского и Немировича-Данченко Проваторов вернется как главный дирижер и художественный руководитель в 1991 году, под его управлением здесь пройдут возобновленные постановки «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», премьера «Руслана и Людмилы», но задержится он здесь лишь на пять сезонов. Спокойный и деликатный в общении, за пультом Проваторов был темпераментным, требовательным, его эмоциональный напор и диктат в интерпретации представлялся коллегам чрезмерным. Еще короче было его руководство Одесской оперой (1965–1968) и Ленинградским Малым театром оперы и балета (ныне – Михайловский театр, 1968–1971), на сцене которого дирижер осуществил постановку оперы «Бенвенуто Челлини» Берлиоза – она не шла ни в одном театре страны.

Театральный опыт влияет и на подход музыканта к симфонической музыке. Не случайно сам Проваторов нередко употреблял слово «поставить» в отношении симфоний Чайковского и Малера, Рахманинова и Шостаковича. В 1971 году у него появляется свой симфонический коллектив – оркестр Куйбышевской (Самарской) филармонии, с которым Проваторов работает 10 лет, выезжая и на зарубежные гастроли. А в 1981-м, получив звание «Народный артист РСФСР», остается фактически без работы.

Творческие амбиции дирижера реализуются в Белоруссии. С 1984 года и до конца жизни он живет в Минске, преподает в консерватории, работает в Театре оперы и балета (в 1984–1989 как главный дирижер), дает концерты с Государственным филармоническим оркестром Белоруссии, в котором в сезоне 1998/1999 занимает пост руководителя. В Белоруссии – и советской, и постсоветской – Геннадию Проваторову оказывают почести. В России он бывает редко: отдельные концерты с московскими оркестрами, редкие выступления в Ленинградской филармонии…

Концерт 20 марта 1969 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Его эпизодические появления за пультом оркестров Филармонии в Большом зале (1963, два в 1969, 1970, 1971, 1978) связаны исключительно с русской (чаще оперной) и советской музыкой. Из крупных опусов – лишь «Шехеразада» и «Картинки с выставки», из симфоний – лишь Первая Бородина. В ноябре 1978 года Геннадий Проваторов приезжает на пять концертов с Русским народным оркестром имени Осипова, в ноябре 1979-го представляет с Симфоническим оркестром филармонии программу к 150-летию Антона Рубинштейна.

После длительного перерыва в четверть века 17 марта 2005 года 76-летний маэстро вновь встанет за пульт Заслуженного коллектива: в концерте, посвященном памяти петербургского дирижера Равиля Мартынова, под его управлением звучат симфония № 1 Прокофьева, «Поэма экстаза» Скрябина и скрипичный концерт Сибелиуса, в котором солирует Михаил Гантварг. Это была последняя встреча петербургской публики с Геннадием Проваторовым.

И. Р.


Концерты

  • 27 января 1963

    2-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Майзель. «Далекая планета», симфоническая поэма (премьера). Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Итальянское каприччио.

  • 19 марта 1969

    5-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Римский-Корсаков

  • 20 марта 1969

    (Навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина)

    Ленинградская филармония – трудящимся Балтийского завода им. С. Орджоникидзе

    Петров. Симфоническая поэма «Радда и Лойко». Чайковский. Большое адажио из балета «Щелкунчик». Глазунов. Два фрагмента из балета «Раймонда». Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане». Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка». Ария Марфы из оперы «Царская невеста». «Испанское каприччио»

  • 31 января 1970

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Бородин. Симфония № 1. Рахманинов. Каватина Алеко. Бородин. Песня Галицкого из оперы «Князь Игорь». Мусоргский. «Картинки с выставки»

  • 14 мая 1971

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Слонимский. Симфония № 1. Римский-Корсаков. Ария Сервилии из оперы «Сервилия». Симфоническая сюита «Шехеразада». Чайковский. Ариозо Кумы из оперы «Чародейка». Ария Лизы из оперы «Пиковая дама»

  • 6 ноября 1978

    1-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Мясковский. Симфониетта для струнного оркестра. Глиэр. Концерт для арфы с оркестром. Скорик. Три фантазии на темы из Львовской лютневой табулатуры XVI века. Хачатурян. Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром. Петров. Два фрагмента из балета «Сотворение мира»

  • 7 ноября 1978

    (рукописная книга)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Глинка, Шалов, Городовская, И. Штраус, Якушенко, Куликов, Сахаров, Цыганов, Паганини, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Мосолов, Черемухин, Заремба, Фальво, Кардильо, Россини

  • 8 ноября 1978

    (рукописная книга, повтор программы 7 ноября)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Глинка, Шалов, Городовская, И. Штраус, Якушенко, Куликов, Сахаров, Цыганов, Паганини, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Мосолов, Черемухин, Заремба, Фальво, Кардильо, Россини

  • 8 ноября 1978

    (рукописная книга, повтор программы 7 ноября)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Глинка, Шалов, Городовская, И. Штраус, Якушенко, Куликов, Сахаров, Цыганов, Паганини, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Мосолов, Черемухин, Заремба, Фальво, Кардильо, Россини

  • 9 ноября 1978

    (рукописная книга)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Глинка, Шалов, Городовская, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, И. Штраус, Якушенко, Куликов, Цыганов, Паганини, Фальво, Капуа, Фрадкин, Бизе, Аренский, Россини

  • 11 ноября 1978

    (рукописная книга)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Пахмутова, Шалов, Городовская, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Будашкин, Якушенко, Свиридов, Глинка, Яковлев, Живцов, Фомин, Мосолов, народные песни

  • 12 ноября 1978

    (рукописная книга, повтор программы 11 ноября)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Пахмутова, Шалов, Городовская, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Будашкин, Якушенко, Свиридов, Глинка, Яковлев, Живцов, Фомин, Мосолов, народные песни




Другие материалы

Питер Пирс

Питер Пирс

Тенор 1910–1986
Эдуард Серов

Эдуард Серов

Дирижер 1937–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»