Персоны

Геннадий Проваторов

1929–2010
Источник изображения: classicalmusicnews.ru
Геннадий Проваторов

Биография

Проваторов Геннадий Пантелеймонович – дирижер.

Имя Геннадия Проваторова в русской истории и культуре связано, прежде всего, с Дмитрием Шостаковичем: в 1962 году в Московском музыкальном театре К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко почти тайно состоялась премьера второй редакции некогда запрещенной оперы композитора, поменявшей название, – теперь уже не «Леди Макбет Мценского уезда», а «Катерина Измайлова». Дирижировал Геннадий Проваторов. Это событие всколыхнуло не только всю Москву, но и всю советскую интеллигенцию, приезжавшую на премьеру из разных городов большой страны. Репетиции шли в присутствии автора, который остался благодарен и постановщикам, и дирижеру, сумевшему сохранить мрачную экспрессивность, столь поразившую в 1936 году еще в той, первой «Леди Макбет».

Когда-то именно с Шостаковича у Проваторова начался пока не осознанный роман с музыкой. В пять лет он услышал по радио Третью симфонию композитора и, по признанию в одном из поздних интервью, запомнил целые куски той записи на всю жизнь.

Отца – поэта-сатирика Пантелеймона Прошкина – Геннадий Проваторов не помнил, его репрессировали в 1930-м, а в 1932-м он погиб в лагерях. В районную музыкальную школу сына отдала мама, с 4-го класса он учился уже в ЦМШ, эвакуацию провел в Пензе, а по возвращении поступил на фортепианный факультет Московской консерватории в класс Александра Борисовича Гольденвейзера. Профессор не был в восторге от пианистических данных студента, которого звали тогда Геннадий Прошкин, но регулярно помогал ему (как, впрочем, и многим нуждающимся), материально. В годы учебы он работал концертмейстером-иллюстратором в Московской филармонии (играл на лекциях перед концертами), ходил на все симфонические репетиции и концерты, а на четвертом курсе начал параллельно учиться на факультете оперно-симфонического дирижирования – сначала у Кирилла Кондрашина, затем у Александра Гаука.

В 1952 году выпускник получает диплом пианиста, в 1956-м – дирижера. В этой профессии он и нашел свое призвание, за пульт вышел уже под фамилией «Проваторов». До 1961-го он работает с областными оркестрами Москвы, Харькова, Днепропетровска, в 1961–1965 – штатным дирижером Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда и состоялась премьера «Катерины Измайловой», а запись оперы (1964) была удостоена в Париже Grand Prix du Disque (1966).

В Театр Станиславского и Немировича-Данченко Проваторов вернется как главный дирижер и художественный руководитель в 1991 году, под его управлением здесь пройдут возобновленные постановки «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», премьера «Руслана и Людмилы», но задержится он здесь лишь на пять сезонов. Спокойный и деликатный в общении, за пультом Проваторов был темпераментным, требовательным, его эмоциональный напор и диктат в интерпретации представлялся коллегам чрезмерным. Еще короче было его руководство Одесской оперой (1965–1968) и Ленинградским Малым театром оперы и балета (ныне – Михайловский театр, 1968–1971), на сцене которого дирижер осуществил постановку оперы «Бенвенуто Челлини» Берлиоза – она не шла ни в одном театре страны.

Театральный опыт влияет и на подход музыканта к симфонической музыке. Не случайно сам Проваторов нередко употреблял слово «поставить» в отношении симфоний Чайковского и Малера, Рахманинова и Шостаковича. В 1971 году у него появляется свой симфонический коллектив – оркестр Куйбышевской (Самарской) филармонии, с которым Проваторов работает 10 лет, выезжая и на зарубежные гастроли. А в 1981-м, получив звание «Народный артист РСФСР», остается фактически без работы.

Творческие амбиции дирижера реализуются в Белоруссии. С 1984 года и до конца жизни он живет в Минске, преподает в консерватории, работает в Театре оперы и балета (в 1984–1989 как главный дирижер), дает концерты с Государственным филармоническим оркестром Белоруссии, в котором в сезоне 1998/1999 занимает пост руководителя. В Белоруссии – и советской, и постсоветской – Геннадию Проваторову оказывают почести. В России он бывает редко: отдельные концерты с московскими оркестрами, редкие выступления в Ленинградской филармонии…

Концерт 20 марта 1969 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Его эпизодические появления за пультом оркестров Филармонии в Большом зале (1963, два в 1969, 1970, 1971, 1978) связаны исключительно с русской (чаще оперной) и советской музыкой. Из крупных опусов – лишь «Шехеразада» и «Картинки с выставки», из симфоний – лишь Первая Бородина. В ноябре 1978 года Геннадий Проваторов приезжает на пять концертов с Русским народным оркестром имени Осипова, в ноябре 1979-го представляет с Симфоническим оркестром филармонии программу к 150-летию Антона Рубинштейна.

После длительного перерыва в четверть века 17 марта 2005 года 76-летний маэстро вновь встанет за пульт Заслуженного коллектива: в концерте, посвященном памяти петербургского дирижера Равиля Мартынова, под его управлением звучат симфония № 1 Прокофьева, «Поэма экстаза» Скрябина и скрипичный концерт Сибелиуса, в котором солирует Михаил Гантварг. Это была последняя встреча петербургской публики с Геннадием Проваторовым.

И. Р.


Концерты

  • 27 января 1963

    2-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Майзель. «Далекая планета», симфоническая поэма (премьера). Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Итальянское каприччио.

  • 19 марта 1969

    5-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Римский-Корсаков

  • 20 марта 1969

    (Навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина)

    Ленинградская филармония – трудящимся Балтийского завода им. С. Орджоникидзе

    Петров. Симфоническая поэма «Радда и Лойко». Чайковский. Большое адажио из балета «Щелкунчик». Глазунов. Два фрагмента из балета «Раймонда». Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане». Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка». Ария Марфы из оперы «Царская невеста». «Испанское каприччио»

  • 31 января 1970

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Бородин. Симфония № 1. Рахманинов. Каватина Алеко. Бородин. Песня Галицкого из оперы «Князь Игорь». Мусоргский. «Картинки с выставки»

  • 14 мая 1971

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Слонимский. Симфония № 1. Римский-Корсаков. Ария Сервилии из оперы «Сервилия». Симфоническая сюита «Шехеразада». Чайковский. Ариозо Кумы из оперы «Чародейка». Ария Лизы из оперы «Пиковая дама»

  • 6 ноября 1978

    1-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Мясковский. Симфониетта для струнного оркестра. Глиэр. Концерт для арфы с оркестром. Скорик. Три фантазии на темы из Львовской лютневой табулатуры XVI века. Хачатурян. Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром. Петров. Два фрагмента из балета «Сотворение мира»

  • 7 ноября 1978

    (рукописная книга)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Глинка, Шалов, Городовская, И. Штраус, Якушенко, Куликов, Сахаров, Цыганов, Паганини, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Мосолов, Черемухин, Заремба, Фальво, Кардильо, Россини

  • 8 ноября 1978

    (рукописная книга, повтор программы 7 ноября)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Глинка, Шалов, Городовская, И. Штраус, Якушенко, Куликов, Сахаров, Цыганов, Паганини, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Мосолов, Черемухин, Заремба, Фальво, Кардильо, Россини

  • 8 ноября 1978

    (рукописная книга, повтор программы 7 ноября)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Глинка, Шалов, Городовская, И. Штраус, Якушенко, Куликов, Сахаров, Цыганов, Паганини, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Мосолов, Черемухин, Заремба, Фальво, Кардильо, Россини

  • 9 ноября 1978

    (рукописная книга)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Глинка, Шалов, Городовская, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, И. Штраус, Якушенко, Куликов, Цыганов, Паганини, Фальво, Капуа, Фрадкин, Бизе, Аренский, Россини

  • 11 ноября 1978

    (рукописная книга)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Пахмутова, Шалов, Городовская, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Будашкин, Якушенко, Свиридов, Глинка, Яковлев, Живцов, Фомин, Мосолов, народные песни

  • 12 ноября 1978

    (рукописная книга, повтор программы 11 ноября)

    Вечер популярной музыки
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    В программе: Пахмутова, Шалов, Городовская, Булахов, Даргомыжский, Балакирев, Верстовский, Будашкин, Якушенко, Свиридов, Глинка, Яковлев, Живцов, Фомин, Мосолов, народные песни

  • 26 ноября 1979

    2-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    «Фауст», музыкально-характеристическая картина для оркестра. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Балетная музыка. Арии из опер. Романсы. Вальс-каприс




Другие материалы

Питер Пирс

Питер Пирс

Тенор 1910–1986
Алис Роолайд

Алис Роолайд

Меццо-сопрано 1914–2001

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»