Персоны
Эдуард Серов
Биография
Серов Эдуард Афанасьевич – дирижер.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Биография москвича Эдуарда Серова будет тесно связана с Ленинградом-Петербургом. Попав в первый набор Московского хорового училища (1944), он в 1954 году поступает на дирижерско-хоровой факультет Института Гнесиных, но с IV курса переводится в Киевскую консерваторию, где учится на факультете оперно-симфонического дирижирования у Михаила Канерштейна, а в 1961-м приезжает в аспирантуру к Евгению Мравинскому. Так в 24 года Серов становится ленинградцем. И хотя в разное время он будет главным дирижером Ульяновского симфонического оркестра (1968–1977; в мае 1970-го и октябре 1971-го выступал с этим коллективом в Большом зале), основателем и художественным руководителем оркестра Волгоградской филармонии (1987–2016, за заслуги перед городом Серов получит звание Почетного гражданина Волгограда), главным дирижером симфонических оркестров датского Оденсе (1991–1996) и Саратовской филармонии (1995–2003), домой он возвращается в Ленинград/Петербург.
Эдуард Серов и Ульяновский симфонический оркестр.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Учебу в аспирантуре Серов завершает в 1964 году, но Мравинский, ассистентом которого молодой дирижер служит в Филармонии в 1962–1968, остается его наставником. Серов ходит на все репетиции мастера и уже в первом сезоне (1962/1963) получает три концерта в Большом зале: два – с Заслуженным коллективом и один – с Симфоническим оркестром. Под его управлением выступают именитые солисты – Яков Флиер, Лев Оборин, солистка Кировского (Мариинского) театра Валентина Максимова, а в программах – Бетховен, Вагнер, Чайковский, Равель, Мясковский, Прокофьев.
Почти сразу же определяются приоритеты и достоинства молодого музыканта: его сильной стороной является интерпретация новых партитур. В основном это ХХ век. Начинает Серов с ленинградских и московских авторов, опусы которых исполняет и в текущих абонементах, и в концертах фестиваля Союза композиторов «Ленинградская музыкальная весна».
За рамки обязательного плана по исполнению советской музыки (в Филармонии была такая министерская квота) выходит сотрудничество дирижера с композитором Борисом Тищенко. Под управлением Эдуарда Серова многократно исполнялись его симфонии № 1, Sinfonia Robusta, инструментальные концерты – фортепианный с автором за роялем, виолончельный (солировал Борис Пергаменщиков), двойной для флейты и фортепиано (Валентин Зверев и Алексей Наседкин), скрипичный № 2 (Сергей Стадлер), оркестровая версия Тищенко вокального цикла Шостаковича «Сатиры» на слова Саши Черного. Представил Серов в Большом зале и премьеры композитора: концерт № 1 для скрипки с оркестром, исполненный Виктором Либерманом (1967), симфонию № 2 «Марина» на стихи Цветаевой (1977), «Реквием» по поэме Анны Ахматовой. Знакомая узкому кругу лишь в рукописных списках, поэма впервые была опубликована в перестройку в 1987 году, Реквием Тищенко дождался своего исполнения через 20 с лишним лет – завершенный в 1966-м, он прозвучал 23 июня 1989 года, ровно в дату 100-летия со дня рождения Ахматовой, в Большом зале филармонии под управлением Эдуарда Серова. Логичным завершением содружества дирижера и композитора стало посвящение Серову Седьмой симфонии Тищенко, ее премьеру дирижер дал с Академическим симфоническим оркестром филармонии 2 марта 1997 года.
Среди значимых премьер западной музыки ХХ века Эдуард Серов представил скрипичные концерты Барбера ( Михаил Фихтенгольц, 1966) и Шенберга (Лиана Исакадзе, 1983), «Забытые дары» (1981) и «Поэмы для Ми» (Нелли Ли, 1983) Мессиана, религиозную драму «Лазарь, или Торжество воскрешения» Шуберта–Денисова (2001): Эдисон Денисов завершил неоконченную оперу Шуберта, премьера прошла в Германии в 1997-м, а 12 апреля 2014 года – в московском Камерном театре Бориса Покровского, но первой в России оперу услышала петербургская публика благодаря Серову.
В прошлых столетиях дирижер тоже находит опусы, которые выносит на суд аудитории с ремаркой «1-е исполнение». Так, под его управлением впервые прозвучали ‘’Magnificat’’ Монтеверди (1981) и ’’Stabat Mater’’ Гайдна (2000), оратории «Семь слов Христа Спасителя на кресте» Франка (2001) и «Потоп» Сен-Санса (2005), кантата «Блудный сын» Дебюсси (2003) и «Месса Святой Цецилии» Гуно (2006).
Часть премьер и редкостей Серов исполняет с Оркестром старинной и современной музыки (сейчас – Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр). На должность руководителя коллектива Эдуарда Серова назначают в 1975 году. Десять лет совместной работы завершатся в 1985-м конфликтом: авторитарный, жесткий стиль общения не устраивал музыкантов, оказавшихся с началом перестройки, как и вся страна, в непростом финансовом положении и при этом почувствовавших вкус свободы. Серова отстраняют от работы с коллективом. Меняются и запросы публики, постепенно теряющей интерес к новым или малоизвестным сочинениям. Но пока ленинградские меломаны ходят в Большой и Малый залы филармонии на концерты Оркестра старинной и современной музыки, чтобы услышать новинки.
В Малом зале имени Глинки Эдуард Серов впервые выступает в октябре 1963 года с программой старинной музыки. Здесь состоятся 70 концертов дирижера – с камерными оркестрами ЗКР и АСО, с Оркестром старинной и современной музыки, а публика услышит кантаты Антона Веберна, премьеры сочинений Респиги, Берга, Айвза, Сати, симфонии Шуберта, найденные незадолго до этого ранние симфонии Моцарта. Из классиков именно Моцарт чаще всего появляется в программах дирижера, в 1980–1982 за два сезона он исполняет цикл всех симфоний композитора. Моцарт звучит и в последнем выступлении Серова в Малом зале 27 июня 2004 года.
В Большом зале он даст еще несколько концертов. По стечению обстоятельств Серов стоит за пультом АСО в двух программах, открывающих Большой зал после реставрации 7 и 8 мая 2007 года (этот сезон, в связи с ремонтом, прошел в зале Капеллы). С Академическим симфоническим оркестром и Петербургским камерным хором 27 мая 2008 года дирижер представил программу из кантаты «Москва» Чайковского и «Экуменической мессы» Гречанинова. Это был последний концерт Эдуарда Серова в Филармонии.
И. Р.
Концерты
-
16 февраля 1963
4-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровМясковский. Симфония № 24. Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия.
-
30 апреля 1963
5-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБетховен. Симфония № 2. Глиэр. Концерт для голоса с оркестром. Равель. Болеро.
-
15 июня 1963
8-й концерт 8-го абонемента (для трудящихся фабрично-заводских предприятий г. Ленинграда)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровПрокофьев. Симфония № 6. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер».
-
31 октября 1963
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБах. Сюита для оркестра № 3. Концерт для двух фортепиано с оркестром № 1. Бетховен. Симфония № 5.
-
19 апреля 1964
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровЧайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5
-
11 мая 1964
6-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровПрокофьев. Симфоническая сюита № 2 из музыки к балету «Ромео и Джульетта». Глиэр. Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Глазунов. Симфония № 5
-
4 ноября 1964
2-й концерт 9-го абонемента (для рабочей молодежи Ленинграда)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБетховен. Симфония № 4. Галынин. Ария для скрипки и струнного оркестра (ленинградская премьера). Моцарт. Концерт № 5 для скрипки с оркестром. Равель. «Дафнис и Хлоя», 2-я сюита из балета.
-
6 ноября 1964
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБетховен. Симфония № 4. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. «Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте.
-
13 февраля 1965
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБетховен. Симфония № 7. Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Гендель. Концерт для органа с оркестром. Барбер. Размышления Медеи и танец мщения.
-
14 февраля 1965 (днем)
4-й концерт 10-го абонемента, повтор программы 13 февраля
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБетховен. Симфония № 7. Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Гендель. Концерт для органа с оркестром. Барбер. Размышления Медеи и танец мщения.
-
13 марта 1965
5-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровРимский-Корсаков. Два фрагмента из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Прокофьев. Симфония № 5.
-
29 мая 1965
6-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровГлазунов. «Раймонда», фрагменты из балета. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 5.
-
20 июня 1965
1-й концерт 1-го цикла
Симфонический концерт
Дирижеры – Евгений Мравинский, Эдуард СеровПрокофьев. Симфония № 6 (дирижер – Евгений Мравинский). Симфония № 5 (дирижер – Эдуард Серов).
-
17 октября 1965
1-й концерт 9-го абонемента (для рабочей молодежи г. Ленинграда)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБетховен. Симфония № 6. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
9 января 1966 (днем)
2-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБоярский. Симфониетта. Чугаев. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Симфония № 2
-
25 марта 1966
4-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровПрокофьев. Симфония № 6. Свиридов. «Патетическая оратория»
-
31 мая 1966
6-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровВебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Брамс. Симфония № 4
-
13 июня 1966
7-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБах–Онеггер. Сюита. Бах. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Стравинский. Музыка балета «Петрушка»
-
22 июня 1966
1-й концерт 2-го цикла
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровШостакович. Симфония № 11. Оратория «Песнь о лесах».
-
6 ноября 1966
2-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровВагнер. «Зигфрид–идиллия». Барбер. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1