Персоны

Андре Превин

1929–2019
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Андре Превин

Биография

Превин Андре / André Previn – дирижер, пианист, композитор.

На сайте Андре Превина выложены ответы на вопросы так называемой «анкеты Марселя Пруста». В ней любимым композитором маэстро называет Моцарта (его Превин исполнял и записывал не так уж часто), любимым местом пребывания указывает – «место рядом с женой» (их у Превина было пятеро, в том числе голливудская дива Миа Фэрроу), а девиз своей жизни формулирует так: «день без музыки есть потерянный день». Таких дней в жизни Андре Превина действительно было не так много.

Человек невероятной харизмы, он умел совмещать несовместимое. Сочинял музыку к голливудским фильмам и записывал симфонии Брукнера и Рахманинова, играл джаз, в том числе в дуэте с Оскаром Питерсоном, вел телепередачи и даже участвовал в комедийном шоу, а потом переодевался во фрак, брал дирижерскую палочку и выходил за пульт крупнейших академических симфонических коллективов, исполняя Малера, Берлиоза, Бриттена… Упреки в том, что он «разбрасывается», растрачивая талант, быстро умолкали. Превин умел донести джаз до строгой чопорной публики, а Моцарта и Бетховена – до неофитов, никогда не слышавших имен этих композиторов. Его телевизионные шоу, да и сам его образ – «звезды», за которой охотятся папарацци, делал классику «модной».

Родителям будущего музыканта не раз довелось менять страны проживания. Из Российской империи времен еврейских погромов они перебрались в Берлин, где и родился Андре. До прихода к власти нацистов он, шестилетним мальчиком, успел поступить в Берлинскую консерваторию, но через пару лет в учебе еврейскому ученику было отказано. Ожидая визы в США, семья перебралась в Париж, тут Превин тоже недолго учился музыке, а в 1941-м наконец попала в США, где уже жили дальние родственники отца. Одна из тетушек Андре работала музыкальным редактором на студии MGM (Metro-Goldwyn-Mayer) и, когда с 13 лет он начал играть джаз по клубам и вечеринкам, предложила попробовать ремесло аранжировщика. В киноиндустрии Превина встретят с распростертыми объятиями: подросток моментально писал то, чего ждали от него продюсеры и режиссеры, и при этом, в силу юного возраста, не мог требовать больших гонораров. Впрочем, так было до поры до времени. Работа в Голливуде принесет Превину четыре «Оскара» и славу блестящего кинокомпозитора. Вот только сам музыкант считал, что «это был тупик на дороге его жизни».

Андре Превин и Лондонский симфонический оркестр, Большой зал 15 апреля 1971 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Еще в 1950-е годы Андре Превин берет уроки дирижирования у знаменитого Пьера Монтё и понимает, что «дирижировать несложно»! В 1967-м он сменяет сэра Джона Барбиролли на посту руководителя Хьюстонского симфонического оркестра, а в 1968 году получает пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра, который будет занимать 11 лет, параллельно появляясь за пультом ведущих коллективов Вены, Берлина, Дрездена, Лейпцига…

С ЛСО Превин записывает симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Чайковского, Шостаковича и Прокофьева, симфонические поэмы Рихарда Штрауса, все симфонии Рахманинова, а также все фортепианные концерты Рахманинова и Прокофьева с Владимиром Ашкенази (с ним Андре Превин-пианист запишет и диск сочинений Рахманинова для двух фортепиано). Под управлением Превина с Лондонским симфоническим играют и записываются и другие знаменитые солисты разных поколений – Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, Марта Аргерих, Ицхак Перлман, Йо Йо Ма… Сам музыкант записывает несколько фортепианных концертов Моцарта с ЛСО под управлением сэра Адриана Боулта. В программах и дискографии Превина немало и современной музыки – Булеза, Мессиана. Разумеется, руководитель лондонского оркестра уделяет много внимания британской музыке, в том числе записывает все симфонии Воан-Уильямса…

С Андре Превином Лондонский симфонический оркестр даст сотни концертов в Великобритании и по всему миру, оказавшись первым английским коллективом, появившимся и на престижном Зальцбургском фестивале, и на открытой сцене Голливуд-боул в Лос-Анджелесе. С ним ЛСО впервые посетит и Советский Союз.

В апреле 1971 года в рамках «Дней английского музыкального искусства в СССР» Лондонский симфонический оркестр дает четыре концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. Одной программой дирижирует Бенджамин Бриттен, остальные три вечера за пультом стоит главный дирижер коллектива Андре Превин. Ленинградской публике он представляет сочинения англичан Элгара и Типпетта, Воан-Уильямса, Уолтона и Бриттена, но также включает в программы Вторую симфонию Рахманинова, Третий фортепианный концерт Прокофьева (солирует лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского Джон Лилл) и Концерт № 24 Моцарта – играет сам Превин, дирижируя оркестром из-за рояля. Гастроли ЛСО соберут блестящие отзывы, правда, рецензенты больше сосредоточатся на приезде Бриттена, а имя Андре Превина останется несколько в тени славы знаменитого композитора.

Композитор Уильям Уолтон, Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин. Большой зал, 16 или 17 апреля 1971 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Больше на сцене Ленинградской филармонии Превин не появится. Последние годы работы с ЛСО он совмещал с руководством Питтсбургским симфоническим оркестром (1975–1984), затем был главным дирижером лондонского Королевского филармонического оркестра (1985–1992) и музыкальным руководителем Филармонического оркестра Лос-Анджелеса (1985–1989), позднее возглавлял Филармонический оркестр Осло (2002–2006). Не оставлял музыкант и других своих интересов – играл джаз, писал симфоническую и камерную музыку, сочинил и поставил оперы «Трамвай “Желание”» (1997) и «Короткая встреча» (2007), за роялем представлял камерные программы с классическими и эстрадными партнерами-ансамблистами.

Часто Превин играл в дуэте со своей последней женой, скрипачкой Анной-Софи Муттер. Ей музыкант посвятил и несколько собственных сочинений, в том числе Скрипичный концерт «Анна-Софи» и двойной концерт для скрипки и альта с оркестром (на премьере вместе с Муттер солировал Юрий Башмет). К концу жизни в копилке его наград помимо «Оскаров», премий «Тони» и «Эмми» будет рыцарский сан Британского королевства, премия Гленна Гульда, премия Grammy и премия «Граммофон» за достижения в классике, джазе и киномузыке.

После смерти музыканта Анна-Софи Муттер скажет: «Теперь Андре наконец собрал на джем-сейшн Оскара (Питерсона) и Вольфганга (Моцарта)». Наверное, она была права…

О. Р.


Концерты

  • 15 апреля 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер и солист – Андре Превин (Великобритания)

    Типпетт. Концерт для двойного струнного оркестра. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Воан-Уильямс. Симфония № 4

  • 16 апреля 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андре Превин (Великобритания)

    Уолтон. Capriccio Burlesco. Бриттен. Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс». Рахманинов. Симфония № 2

  • 17 апреля 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андре Превин (Великобритания)

    Элгар. Увертюра «Кокни». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Уолтон. Симфония № 1




Другие материалы

Бернардас Василяускас

Бернардас Василяускас

Орган 1938–2022
Виктория Постникова

Виктория Постникова

Фортепиано Род. в 1944

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»