Персоны
Эрих Лайнсдорф
Биография
Лайнсдорф Эрих / Erich Leinsdorf – дирижер.
Эрих Лайнсдорф был человеком непростым. Своей строгой, требовательной манерой работы, своей уничтожающей критикой, направленной на оркестрантов, солистов и, нередко, коллег-дирижеров, он нажил немало врагов, и редкий контракт маэстро не оканчивался вздохом облегчения со стороны артистов и менеджмента. Но главным был результат: безукоризненно выстроенные программы его коллективов пользовались неизменным успехом у критиков и слушателей, которым не было дела до того, как дирижер добивается своего.
Он родился в Вене, в еврейской семье, где и отец, и мать были музыкантами-любителями. Под их руководством Эрих начинал учиться игре на фортепиано, некоторое время посещал класс виолончели в одной из венских музыкальных школ, затем учился в зальцбургском Моцартеуме и Венской академии музыки как дирижер. В 1934 году Бруно Вальтер берет Эриха Лайнсдорфа своим ассистентом на Зальцбургский фестиваль. Работает он и ассистентом Артуро Тосканини, именно по его рекомендации получает приглашение на первые гастроли в США.
Американский дебют состоится в Метрополитен-опере в конце января 1938 года, менее чем за два месяца до аншлюса Австрии, и Лайнсдорф делает всё, чтобы не возвращаться в Вену. В 1942-м он получит американское гражданство. К этому времени имя дирижера уже хорошо известно: после смерти Артура Бодански Лайнсдорфу поручают вести немецкий репертуар в Метрополитен-опере, где он сразу рассорится с солистами, недовольными чрезмерно длительными репетициями и скрупулезным следованием авторскому тексту: никаких вольностей, никаких купюр, принятых в то время в Америке, Лайнсдорф никогда не признавал.
В 1943-м, едва успев приступить к обязанностям главного дирижера Кливлендского оркестра, Эрих Лайнсдорф получает извещение о том, что, как гражданин США, он обязан отправиться служить в армию. В послевоенные годы музыкант предпримет попытку вернуться в Европу, с успехом будет выступать в Вене, получит приглашение в Байройт, но карьеру продолжит строить в Новом Свете: в 1947–1955 Лайнсдорф был главным дирижером Рочестерского филармонического оркестра, затем коротко работал в Нью-Йоркской городской опере, в 1958–1962 был музыкальным руководителем Метрополитен-оперы, затем на протяжении семи сезонов возглавлял Бостонский симфонический оркестр.
В истории каждого из этих коллективов Лайнсдорф оставлял яркий след, расширяя репертуар, делая новые записи, сотрудничая с ведущими солистами, но неизменными были и трудности общения с коллегами. Покинув в 1969-м пост в Бостоне, Лайнсдорф решил работать исключительно как гостевой дирижер, «отвечая за свою работу не перед очередным советом директоров, а перед композитором – ныне живущим или ушедшим». Это было свое рода «кредо» дирижера: «главная задача музыканта – разгадать и выразить замысел композитора, а не отразить собственные фантазии». Неслучайно свою книгу, посвященную тонкостям профессии, Лайнсдорф назовет «В защиту композитора». Такой подход подразумевал либо ограничение себя в репертуаре для наиболее тщательного изучения избранных партитур, либо энциклопедические знания музыки. Эрих Лайнсдорф выбрал второе.
Среди коллективов, с которыми во второй половине жизни дирижер сотрудничал чаще других, был Нью-Йоркский филармонический оркестр. Именно с Лайнсдорфом, а не со своим руководителем Пьером Булезом, знаменитый американский оркестр приедет в сентябре 1976 года на вторые гастроли в СССР (первые состоялись еще в 1959-м). В Большом зале Ленинградской филармонии оркестр дает четыре концерта. Одним дирижирует Томас Шипперс, который приезжал с нью-йоркскими музыкантами и в прошлый раз. Остальные три проходят под управлением Эриха Лайнсдорфа. В программах американский дирижер австрийской школы демонстрирует универсальность своего репертуара. За три сентябрьских вечера прозвучат Гайдн (в Скрипичном концерте солирует Владимир Спиваков), увертюры Вагнера, Бетховена и Моцарта, его Симфония № 38 и Пятая симфония Малера, «Тиль Уленшпигель» Рихарда Штрауса, «Вальс» Равеля. За американскую часть программы «отвечают» симфонии № 1 Барбера и № 3 Роя Харриса, Кларнетовый концерт Копланда (солирует Стенли Дракер). Есть в программах и композитор, объединяющий культуру двух стран – США и России: ленинградские гастроли Эрих Лайнсдорф завершает сюитой из «Жар-птицы» Игоря Стравинского, а на бис, судя по рецензии, исполняет Марш из «Золотого петушка» Римского-Корсакова.
Из Ленинграда оркестр и оба дирижера отправились с концертами в Москву, а потом домой, в США. Нью-Йоркский филармонический еще вернется в СССР в 1988 году с Зубином Метой. Для Эриха Лайнсдорфа советские гастроли окажутся первыми и последними. В конце 1970-х он изменит своему принципу «свободного художника», приняв на два года руководство Симфоническим оркестром Берлинского радио (1978–1980), затем снова вернется в США, а к концу жизни поселится в Цюрихе. Но свой последний концерт дирижер, которому к тому времени было за 80, даст именно с Нью-Йоркским филармоническим.
О. Р.
Концерты
-
8 сентября 1976
Симфонический концерт
Дирижер – Эрих Лайнсдорф (США)Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Харрис. Симфония № 3. Штраус Р. Симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Гайдн. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Равель. Хореографическая поэма «Вальс»
-
10 сентября 1976
1-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эрих Лайнсдорф (США)Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Барбер. Симфония № 1. Малер. Симфония № 5
-
11 сентября 1976
Симфонический концерт
Дирижер – Эрих Лайнсдорф (США)Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт». Моцарт. Симфония № 38 «Пражская». Копленд. Концерт для кларнета, струнного оркестра, арфы и фортепиано. Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица»