Персоны

Кливлендский симфонический оркестр

Основан в 1918 году
Источник изображения: clevelandorchestra.com
Кливлендский симфонический оркестр

Биография

Кливлендский симфонический оркестр / Cleveland Orchestra – американский оркестр, основанный в 1918 году в Кливленде (штат Огайо).

На масштабные гастроли в СССР Кливлендский оркестр приехал весной 1965 года. Как раз к этому времени коллектив был причислен к негласному рейтингу лучших американских симфонических коллективов – так называемой «Большой пятерке». С начала хрущевской «оттепели» три участника ‘’Big Five’’ уже приезжали с концертами в Советский Союз: в сентябре 1956-го – Бостонский с Шарлем Мюншем и Пьером Монтё (две программы), в июне 1958-го – Филадельфийский с Юджином Орманди (4 концерта), в августе – сентябре 1959 года – Нью-Йоркский филармонический с Леонардом Бернстайном и Томасом Шипперсом. Еще один оркестр «Пятерки» – Чикагский – приедет на два концерта с Георгом Шолти во «вторую оттепель» – в 1990-м. Но лишь на долю поколения слушателей 1950–1960-х выпало счастье услышать почти подряд четыре великих американских оркестра. Последним из них стал Кливлендский, давший в апреле – мае 1965 года 24 концерта в СССР.

Среди оркестров «Большой пятерки» Кливлендский коллектив был самым молодым. История его, начавшаяся в 1918 году, не обошлась без «русского следа». Первым музыкальным руководителем и главным дирижером оркестра стал уроженец Киева Николай Григорьевич Соколов (1886–1965). Отчество, впрочем, Соколову в жизни не пригодилось: в 13 лет он переехал с родителями в США, учился игре на скрипке в Йельской музыкальной школе, затем занимался в Бостоне со скрипачом Чарльзом Лефлёром, год играл в Бостонском симфоническом оркестре, в Париже учился дирижированию у Венсана Д’Энди, в 1918-м вернулся в США и познакомился с американской пианисткой Аделлой Прентис Хьюз (Adella Prentiss Hughes, 1869–1950), уже много лет занимавшейся организацией музыкальной жизни Кливленда. Она привозила сюда гастролеров, а в 1915 году учредила Ассоциацию музыкального искусства, главную задачу которой видела в создании в Кливленде собственного симфонического оркестра.

Именно Аделла Прентис Хьюз предложила Соколову сформировать и возглавить симфонический коллектив, с которым он проработал до 1933 года. В 1935-м Соколова назначили на должность директора Федерального музыкального проекта (Federal Music Project). Он был учрежден американским правительством в рамках так называемого «нового курса» (New Deal), объявленного президентом Франклином Рузвельтом с целью преодоления кризиса «Великой депрессии». Соколов и его региональные помощники заботились о музыкальном образовании для детей, доступности публичных концертов, создании новых коллективов, рабочих мест для учителей музыки, переписчиков, оркестрантов, а также помощи безработным. Средства федеральной программы шли и на научные исследования, в том числе афроамериканской, индейской и латиноамериканской музыки. Европоцентричность интересов Соколова привела его к отставке с поста, в 1938–1941 он руководил симфоническим оркестром Сиэтла (Соколова сменит Томас Бичем), а позже организовал оркестр в Лайоле (Калифорния), который возглавлял до конца жизни.

Но в историю музыкальной культуры США Николай Соколов вошел как первый главный дирижер Кливлендского симфонического оркестра. При нем оркестр получил в 1931 году собственный зал – Severance Hall – на 1900 мест, построенный на средства филантропов Джона и Элизабет Северенс, брата и сестры. Под управлением Соколова коллектив в 1928 году сделал свои первые записи: увертюру «1812 год» Чайковского и симфонию № 2 Рахманинова (первую в истории). Эта запись вошла в серию из 10-ти дисков, изданных в 1993 году к 75-летию оркестра на собственном лейбле. Юбилейное издание объединяют имена великих музыкантов, в разные годы возглавлявших оркестр. Это Артур Родзинский (1933–1943), Эрих Лайнсдорф (1943–1946), Джордж Селл (1946–1970), Пьер Булез (советник в 1970–1972), Лорин Маазель (1972–1982), Кристоф фон Донаньи (1984–2002).

С именем Джорджа Селла, руководившего Кливлендским оркестром почти четверть века, связаны золотые страницы истории коллектива.

С Джорджем Селлом Кливлендский оркестр 16 апреля 1965 года открывает советские гастроли в Москве. После столицы, где состоятся пять концертов (16, 17, 18, 19 и 20.04), оркестр дает три концерта в Киеве (23, 24 и 25.04), четыре – в Тбилиси (27, 28, 29 и 30.04), пять – в Ереване (3, 4, 5, 6 и 7.05), два – в Сочи (10 и 11.05). Марафон завершается пятью концертами в Большом зале Ленинградской филармонии: 17 мая – под управлением второго дирижера Луиса Лейна, 15, 16, 18 и 19 мая оркестром дирижирует Джордж Селл. В Большом зале он выступал почти тридцать лет назад, дав в марте 1936 года серию концертов с Заслуженным коллективом. Тогда это был 39-летний дирижер, успешный в Европе, но неизвестный в Ленинграде, даже имя его в афишах публиковалось в странной транскрипции – Георг Салль. В 1965-м за пультом Кливлендского оркестра стоял всемирно знаменитый маэстро, принесший своему коллективу признание и славу.

В концертах солировали американские пианисты Джон Браунинг и Грант Иоханнесен, в каждой программе, наряду с проверенной классикой, звучали сочинения американских композиторов: музыка Самуэля Барбера и Аарона Копланда была хорошо знакома ленинградской публике, имена Герберта Элуэлла (Herbert Elwell, 1898–1974), Питера Меннина (Peter Mennin, 1923–1983) и Уильяма Гранта Стилла (William Grant Still, 1895–1978) появились в филармонической афише впервые. Включение в гастрольный тур по СССР сочинения «Памяти погибших за демократию» (полное название – ‘’In Memoriam: The Colored Soldiers Who Died for Democracy’’) афроамериканца Стилла имело политическое значение. Но именно новая музыка вызвала критику со стороны рецензентов, в целом восторженно отзывавшихся об оркестре и его главном дирижере.

Любопытно, что музыковед Арнольд Сохор точкой отсчета определения уровня кливлендцев выбрал Заслуженный коллектив:

«Ленинградцы слышали в последние годы, – пишет он в «Вечернем Ленинграде» от 18 мая 1965 года, – немало выдающихся симфонических оркестров из разных стран. У нас есть с чем их сравнивать: оркестр нашей Филармонии по праву считается одним из лучших в мире. И если кливлендцы имеют у ленинградской публики большой успех, это говорит о высоких профессиональных достоинствах приехавших к нам артистов».

В последний день гастролей «Вечерка» публикует интервью с Джорджем Селлом, пианистом Джоном Браунингом и концертмейстером оркестра Рафаэлем Друяном. Каждый из них, с восторгом отзываясь о городе, Большом зале и ее публике, надеется на следующую встречу с ней. Вернется сюда с сольными концертами лишь Джон Браунинг.

После смерти Джорджа Селла в 1970 году оркестр не сразу решится выбрать нового главного дирижера. Два года с ним работает Пьер Булез, занимавший позицию музыкального советника оркестра. Лишь в 1972-м новым музыкальным руководителем и главным дирижером будет назначен Лорин Маазель. Но ни он, ни сменивший его Кристоф фон Донаньи, ни Франц Вельзер-Мёст (Franz Welser-Möst, род. в 1960-м), занявший пост руководителя коллектива в 2002 году, с Кливлендским оркестром в Россию не приезжали, и масштабные гастроли 1965 года так и остались (пока?) единственными.

И. Р.


Концерты

  • 15 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (США)

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Бетховен. Симфония № 6. Барбер. Концерт для фортепиано с оркестром. Равель. «Дафнис и Хлоя», 2-я сюита из балета

  • 16 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (США)

    Шуман. Симфония № 4. Моцарт. Концерт № 24 для фортепиано с оркестром. Меннин. Симфония № 3. Рих. Штраус. «Тиль Уленшпигель», симфоническая поэма.

  • 17 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Луис Лейн (США)

    Элуэлл. «Счастливый лицемер», сюита из балета. Сибелиус. Симфония № 5. Бетховен. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Стравинский. «Жар-птица», сюита из балета (редакция 1919 года).

  • 18 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (США)

    Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Копленд. «Весна в Аппалачах», сюита из балета. Гайдн. Симфония № 88. Прокофьев. Симфония № 5.

  • 19 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (США)

    Стилл. «Памяти погибших за демократию» для симфонического оркестра. Брамс. Симфония № 3. Моцарт. Симфония № 39. Дебюсси. «Море», три симфонических эскиза.




Другие материалы

Джульярдский струнный квартет

Джульярдский струнный квартет

Камерный ансамбль основан в 1946 году
Павел Коган

Павел Коган

Дирижер Род. в 1952

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»