Персоны

Йо-Йо Ма

Род. в 1955

Биография

Йо-Йо Ма / 馬友友 / Yo-Yo Ma – виолончелист.

Виолончель Йо-Йо Ма взял в руки в 4 года, причем это не был его первый инструмент: к тому времени мальчик уже учился играть на фортепиано и скрипке! Уроки музыки поначалу ему давали родители – оба музыканты. Также, как вспоминает сам Йо-Йо Ма, отец знакомил его с основами учения Конфуция, даосизма и буддизма: семья Ма эмигрировала из Китая во Францию до рождения сына, он появился на свет в Париже, но еще в детстве переехал в США, в Китае никогда не жил, однако и сегодня считает философию предков важной частью своей жизни. Это отражается и на его взглядах на музыку:

«Самое главное в музыке и в творчестве – это взгляд на мир изнутри. Это будто бы кто-то приглашает вас в свой дом… Путешествуя по всему миру, я встречал много людей, которые открывали для меня свой внутренний мир. Когда люди делают это, вы можете посмотреть на мир их глазами, можете обогатить видение этого мира. Чем больше людей приглашают вас в свой внутренний мир, тем больше точек зрения у вас есть. Это означает возможность получить много ответов на одни те же вопросы».

Путешествует по миру он действительно много, неизменно с виолончелью. Концертировать Йо-Йо Ма начал рано. Впервые выступил на публике в 5 лет, в восемь появился вместе со своей сестрой-скрипачкой (в дальнейшей она отойдет от музыки и выберет другую профессию) в телевизионном концерте с оркестром под управлением Леонарда Бернстайна. В 19 лет поступил в Джульярдскую школу к известному педагогу Леонарду Роузу, завершил образование на факультете свободных искусств Гарварда.

Уже студентом виолончелист играл в престижнейших залах мира, представляя с лучшими оркестрами все главные концерты виолончельного репертуара. В дальнейшем он значительно расширит и сферу интересов, и географию своих выступлений. Кто-то назовет это «всеядностью» музыканта, кто-то – признаком «открытости миру во всех его проявлениях». Приметами этой открытости станут сотрудничество с джазовыми исполнителями, записи саундтреков к голливудским фильмам, проект «Шелковый путь», в рамках которого Йо-Йо Ма собирал музыкантов из разных стран, исторически связанных со знаменитой дорогой, соединявшей с античных времен Восточную Азию со Средиземноморьем.

Йо-Йо Ма с одинаковой ответственностью записывает Концерт Бетховена, переложения каприсов Паганини и танго Пьяццоллы, с равной увлеченностью дает концерт в Карнеги-холле или на обрыве горы с видом на водопад, с равным удовольствием играет на инструменте работы Антонио Страдивари (так называемой «виолончели Давыдова», принадлежавшей когда-то Карлу Давыдову, директору Петербургской консерватории в 1870-е годы, а Ма доставшейся по завещанию знаменитой британской виолончелистки Жаклин дю Пре) и на карбоновой виолончели, предоставленной ему фирмой Luis & Clark. В его биографии – выступления перед девятью президентами США: от Кеннеди и Эйзенхауэра, для которых он играл в возрасте семи лет, до участия в инаугурации Байдена. В его списке наград – 19 премий «Грэмми»!

В Большой зал Ленинградской филармонии виолончелист приезжал дважды. Впервые – в апреле 1988 года, когда исполнил с Заслуженным коллективом под управлением Кшиштофа Пендерецкого Концерты Гайдна (до мажор), Шостаковича (№ 1) и самого Пендерецкого. В прессе его уже тогда называли «лучшим виолончелистом мира», а сам вечер «настоящим праздником музыки». На следующий день состоялся сольный вечер Йо-Йо Ма, который он посвятил сюитам Баха.

Виолончелист Александр Князев позднее вспоминал:

«Сюиты Баха оказали на меня совершенно волшебное воздействие. В чем сила этого воздействия: мы привыкли следовать, когда я учился в консерватории, каким-то стандартам, мы все играли в одних темпах, одинаковыми штрихами, и вот, наконец, приехал виолончелист, который опрокинул все наши представления об этих стандартах. Он играл настолько свободно, настолько гениально. Я сразу понял, в этом какая-то истина заложена».

https://radiojazzfm.ru/news/jo-jo-ma

Кстати, с сюитами Баха был связан и проект Йо-Йо Ма, задуманный на стыке ландшафтного дизайна и музыки: по его инициативе в Торонто появился сад, «каждая часть которого, – как указано в описании достопримечательности, – соответствует шести частям сюиты № 1 BWV 1007: прелюдии, аллеманде, куранте, сарабанде, менуэту и жиге». На ступеньках амфитеатра «Жига» летом проходят бесплатные концерты. И в этом весь Йо-Йо Ма: он умеет покорить серьезным академических музыкантов и вместе с тем привлечь к искусству широкие круги слушателей.

В 1990 году в Большом зале филармонии состоялся грандиозный гала-концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Чайковского. Это был совместный проект советских и нескольких зарубежных телекомпаний, а в афише филармонии, всё еще Ленинградской, появилось неведомое прежде слово «продюсер». В этой роли выступил Питер Гелб. В программу в честь юбилея Чайковского Юрий Темирканов собрал настоящих звезд академической сцены: под его управлением с Заслуженным коллективом выступили скрипач Ицхак Перлман, певица Джесси Норман, пианист Борис Березовский и виолончелист Йо-Йо Ма, который исполнил в тот вечер Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Это концерт, транслировавшийся «по телевидению во многие страны мира» (как указано в афише), слышала помимо публики, собравшейся в Белоколонном зале, многомилионная аудитория.

Позднее запись была выпущена на диске и вошла в невероятно обширную дискографию Йо-Йо Ма. Авторы биографических статей о виолончелисте обычно не успевают обновлять данные о количестве названий в этой дискографии: 80, 100, 110…. На официальном сайте музыканта сегодня (на момент написания статьи, 2023) указана цифра в 120 альбомов. По их обложкам читается история академической и неакадемической карьеры Йо-Йо Ма, а имена Исаака Стерна, Анны-Софи Муттер, Герберта фон Караяна, Лорина Маазеля, Риккардо Мути, Андре Превина, Сейджи Озавы, Даниэля Баренбойма, с которыми довелось сотрудничать виолончелисту, не вступают в противоречия с фамилиями гитариста Карлоса Сантаны, джазового певца Бобби Макферрина или кинокомпозитора Джона Уильямса. «Культура – это то, что делает нас людьми», – говорит Йо-Йо Ма и включает в понятие «культуры» разные достижения человечества, в том числе в сфере музыки.

О. Р.




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»