Персоны

Михаил Довенман

1911–1985
Источник изображения: kino-teatr.ru
Михаил Довенман

Биография

Довенман Михаил Абрамович – тенор, оперный и камерный певец.

Любовь к опере пришла к Михаилу Довенману еще в отрочестве, когда в Одесском оперном театре он услышал знаменитого тенора Николая Печковского в «Вертере» Массне. Но музыка не рассматривалась в семье как профессия, и юноша отправился учиться в Одесский техникум пищевой промышленности. Директор небольшого предприятия, где Довенман стал работать, услышав его голос, оплатил приезд Михаила в Ленинград. После короткой начальной музыкальной подготовки Довенман поступает в консерваторию в класс Софьи Акимовой, окончив учебу, до 1938 года исполняет ведущие теноровые партии в спектаклях Оперной студии.

Михаил Довенман в концерте 22 декабря 1955 года. Малый зал филармонии, партия фортепиано Софья Вакман. (Сведения о концерте не обнаружены, дата написана на обороте фотографии).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В это время певец начинает выступать и в Большом зале филармонии – поет Водемона в концертном исполнении «Иоланты», Тамино в «Волшебной флейте». В этих программах участвуют солисты Кировского (Мариинского) театра, в труппу приглашают и Довенмана. Здесь он задерживается недолго и в 1939-м переходит на военную службу в Ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа, которым руководит Александр Анисимов.

Во время войны ансамбль становится фронтовым коллективом. Несколько концертов (весной 1942-го и 1944-го) дает в Большом зале, среди солистов ансамбля – Михаил Довенман. Но в Филармонии певец выступает во время войны не только как запевала фронтового ансамбля. Он исполняет оперные арии в камерных программах и концертах Симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. С конца 1943 года певец участвует и в спектаклях Малого оперного (Михайловского) театра, а вскоре становится солистом труппы.

Концерт 20 марта 1954, 50-летний юбилей композитора Леона Ходжа-Эйнатова. На переднем плане: Михаил Довенман (слева), Леон Ходжа-Эйнатов (в центре), дирижер Карл Элиасберг (крайний справа).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Малом оперном Михаил Довенман прослужит до 1970 года. До 1967-го он будет постоянным участником филармонических программ. Среди несомненных достоинств Довенмана был не только голос, но и культура пения, чувство стиля, способность быстро учить новые произведения. Он был одинаково хорош в финале Девятой симфонии Бетховена и в Первой Скрябина, в реквиемах Моцарта и Верди, в «Волшебной флейте» Моцарта и «Эрнани» Верди, во «Франческе да Римини» и «Колоколах» Рахманинова, его приглашали на Мессу си минор Баха Александр Гаук (1947), Карл Элиасберг (1957) и Лео Гинзбург (1958), певец солировал в «Песне о земле» Малера, исполненной в Большом зале под управлением Курта Зандерлинга (1958) и Николая Рабиновича (1963). Незаменим был Довенман и в современной музыке. Пел на премьере в СССР Военного реквиема Бриттена, состоявшейся в филармонии 25 декабря 1964 года, дирижировал Николай Рабинович. Ценил певца и Дмитрий Шостакович. В Большом зале Довенман неоднократно солировал в его «Песне о лесах», в Малом зале имени Глинки 5 июня 1957 года вместе с Ниной Дорлиак и Зарой Долухановой исполнил под аккомпанемент Шостаковича его вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии».

Концерт 27 апреля 1957 года. На переднем плане: Михаил Довенман (слева), художественный руководитель Хора студентов Ленинградского гоусадерственного университета Григорий Сандлр (в центре), дирижер Хо Дя Бок (справа).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На камерной филармонической сцене артист выступал в 1950–1962, в его программах были «Итальянские песни» Гуго Вольфа (1958), Серенада для тенора, валторны и струнных Бриттена (1960). Последнее выступление Михаила Довенмана в Большом зале состоялось 6 марта 1967 года в квартете солистов в Stabat Mater Россини, исполненной под управлением Оганеса Чекиджяна.

И. Р.


Концерты

  • 15 марта 1937

    Чайковский. «Иоланта»

    Опера в концертном исполнении

  • 26 декабря 1937

    Камерный концерт

    В программе: Прокофьев, Вейсберг, Пергамент, Карпов, Василенко, Тер-Мартиросян, Палиашвили, Айвазян, Прицкер, Чишко, Шварц

  • 8 мая 1938

    Моцарт. «Волшебная флейта»
    Опера в концертном исполнении

    Аранжировка для русского народного оркестра

  • 19 апреля 1942

    В помещении Театра драмы имени А. С. Пушкина (рукописная книга, пометка: афиша разм. 1.5 л., программы)

    Концерт фронтового коллектива

    В программе: Александров, Анисимов, Книппер, Компанеец, Леви, Листов, д’Актиль, Нищинский, Борисов

  • 2 мая 1942

    (рукописная книга, пометка: плакаты, программы, оповещение по радио)

    Концерт фронтового коллектива

    В программе: Александров, Чистяков, Книппер, Хренников, Анисимов, Листов, д’Актиль, Нищинский, Витлин, Борисов

  • 28 августа 1943

    (рукописная книга)

    Концерт фронтового коллектива

    Русские и украинские народные песни. Некрасов. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Красноармейские пляски

  • 9 октября 1943

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. в 0,5 л.)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Дуэт Ромео и Джульетты. Тема с вариациями из сюиты № 3

  • 22 января 1944

    (рукописная книга, афиша)

    Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ

    В программе: Глух, Чайковский, Маяковский, Бетховен, Коваль, Евлахов, Рахманинов, Гречанинов, Носов, Симонов

  • 29 января 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 50х45 см, объявление по радио)

    Концерт фронтового коллектива

    В программе: Носов, Анисимов, Мокроусов, Митюшин, Панфёров, а также народные песни и пляски

  • 14 февраля 1944

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Завода имени Марти

    В программе: Четвериков, Дрдла, Чайковский, Аренский, Шопен, Глазунов, Верди, Булахов, И. Штраус, Янет, Глинка, Нашэ, Бакалов, Феркельман, Летин, Жарковский, Шолохов, Минкус, Рахманинов, Кюи, Планкетт, Арманд, Хагер, Фримль, Кальман

  • 25 марта 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1 альбом. лист, объявление по радио)

    Второй юбилейный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Римский-Корсаков. «Шехеразада». Песни иноземных гостей из оперы «Садко». Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок». «Нимфа». Свадебное шествие из оперы «Золотой петушок»

  • 2 апреля 1944

    (рукопись и рукописная книга с пометкой: афиша разм. 45х50 см, объявление по радио, щиты)

    Концерт фронтового коллектива

    В программе: Носов, Анисимов, Мокроусов, Мусоргский, Кирсанов, Митюшин, а также народные песни и пляски

  • 3 мая 1945

    5-й концерт 2-го абонемента (перенос с 25 апреля, рукописная книга)

    Моцарт. «Волшебная флейта»

    Опера в концертном исполнении

  • 7 мая 1945

    Моцарт. «Волшебная флейта»

    Опера в концертном исполнении

  • 4 июня 1945

    8-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Симфония до мажор. Шуман. Музыка к драматической поэме Байрона «Манфред»

  • 21 апреля 1946

    3-й концерт 5-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марк Паверман

    Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Псковитянка». «Испанское каприччио». Каватина Берендея из оперы «Снегурочка». Песня Индийского гостя из оперы «Садко». Песня Левко из оперы «Майская ночь». Симфоническая сюита «Шехеразада»

  • 26 мая 1947

    Бах. Месса си минор
    Дирижер – Александр Гаук

    Бах. Месса си минор

  • 28 мая 1947

    (повторение программы 26 мая)

    Бах. Месса си минор
    Дирижер – Александр Гаук

    Бах. Месса си минор

  • 23 декабря 1949

    Концерт 6-го абонемента (талон № 9)

    Симфонический концерт
    Дирижеры – Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Георгий Дмитревский

    Хачатурян. «Песня о Сталине». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шостакович. «Песнь о лесах»

  • 18 апреля 1950

    7-й концерт 5-го абонемента

    Моцарт

    Моцарт. Реквием




Другие материалы

Иван Дзержинский

Иван Дзержинский

Композитор 1909–1978
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

Симфонический оркестр 1936 – наст. время

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»