Персоны

Исаак Дунаевский

1900–1955
Исаак Дунаевский

Биография

Дунаевский Исаак Осипович – композитор, автор песен, оперетт, музыки к кинофильмам.

В 2000 году к 100-летию Исаака Дунаевского Малый зал Петербургской филармонии провел необычный концерт, идея которого родилась почти случайно. Представители хора Петербургской синагоги сообщили о недавно найденном духовном сочинении деда композитора – кантора Одесской синагоги Симона Авраама Дунаевского. Обстоятельства находки были изложены столь подробно, что не давали ни малейшего повода усомниться в ее подлинности. Так оформилась концепция юбилейного вечера 30 января 2000 года, соединившего имена двух Дунаевских – деда и внука, неожиданно обретшего музыкальные корни: Литургия Симона Авраама Дунаевского прозвучала в I отделении в исполнении хора Большой хоральной синагоги под управлением Анатолия Рыбалко, а во II отделении музыку Исаака Дунаевского исполнил Эстрадно-симфонический оркестр под управлением Станислава Горковенко. Правда, перед самым выходом на сцену руководитель синагогального хора сообщил об отсутствии доказательств того, что автор литургии – дед, а не однофамилец знаменитого советского композитора. Но в переполненный зал уже дали свет, дверь для выхода ведущей на сцену была открыта, и концерт прошел в заявленном формате.

Сочинял ли втайне от чужих глаз, в перерывах между службой в банке и занятиями коммерцией, музыку сын одесского кантора Осип Симонович Дунаевский, неизвестно. Но все пять его сыновей стали музыкантами, а имя Исаака Дунаевского сохраняется в афишах концертных залов и плейлистах радиопрограмм до сегодняшнего дня.

Музыкальное образование Исаак Дунаевский получил в Харьковской консерватории (семья переехала из Полтавской губернии в Харьков в 1910-м), где посещал класс скрипки и композиции, совмещая занятия с учебой в гимназии. Для получения серьезной профессии он окончил юридический факультет Харьковского университета, но для жизни выбрал профессию несерьезную: играя в оркестре городского драматического театра, начал сочинять музыку к спектаклям.

В 1924 году молодой музыкант перебрался в Москву, сотрудничал со столичными театрами, а в 1929-м обосновался в Ленинграде. Здесь в декабре 1928 года на Петроградской стороне, в здании бывшего Народного дома, открыли эстрадный театр «Мюзик-холл», а Дунаевского пригласили стать его художественным руководителем и дирижером. Это был период, когда советское музыкальное искусство стало пристальной заботой государства, всевозможными циркулярами регламентирующего идеологию репертуара, чтобы приблизить его к запросам новых советских слушателей. «Мюзик-холл» и был призван стать местом досуга, доступного широким массам. Но надежд не оправдал, оказался слишком свободным, слишком талантливым, и в 1937-м, с новой волной идеологического давления, был закрыт, как рассадник тлетворного буржуазного искусства.

Исаака Дунаевского тоже упрекали в подражании Западу, особенно Голливуду. Но к этому времени его популярность была уже поистине всенародной. Слава обрушивается на композитора после музыкальной кинокомедии «Веселые ребята», ее снимает в 1934 году на Мосфильме режиссер Григорий Александров. На главную роль был приглашен Леонид Утесов, который и порекомендовал режиссеру своего коллегу по ленинградскому «Мюзик-холлу» Исаака Дунаевского. Еще одним открытием фильма стала исполнительница главной женской роли Любовь Орлова, песни Дунаевского она будет исполнять не только в фильмах, но и в концертах, в том числе в Большом зале Ленинградской филармонии. Триумф «Веселых ребят» распространится за пределы страны. А Дунаевский напишет музыку к новым фильмам Александрова – «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», будет работать и с другими режиссерами. В его фильмографии – 16 картин. Одним из самых знаменитых станет фильм Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» (1936). Музыка окажется настолько хороша, что режиссер Станислав Говорухин в своем телефильме «В поисках капитана Гранта» по роману Жюля Верна, снятом в 1985 году, воспользуется знаменитой увертюрой Исаака Дунаевского.

Работа в кино отнимает много времени, в 1934-м Дунаевский оставляет должность в «Мюзик-холле» и фактически живет на два города. Кроме музыки к фильмам он сочиняет песни, пишет оперетты (всего их 10), которые с успехом идут на сцене Театра музыкальной комедии, а фрагменты из них часто звучат в концертных программах в Большом зале в период блокады.

Два первых авторских концерта Дунаевского пройдут в Филармонии весной 1937 года, когда он ненадолго займет пост председателя Союза композиторов Ленинграда. В программах принимают участие джазовый оркестр Якова Скоморовского, взрослые и детские хоровые коллективы, известные певцы и актеры, снимавшиеся в фильмах с музыкой Дунаевского, – Николай Черкасов и Любовь Орлова. За пультом Филармонического оркестра стоит сам композитор. На свои следующие авторские вечера в 1952 (дважды), 1954 и 1955 годах Исаак Дунаевский приезжает уже из Москвы (сюда переедет в начале войны в 1941-м) и дирижирует вторым Симфоническим оркестром филармонии (в 1952-м еще БСО радио). Последний из концертов состоится 9 мая 1955 года, за полтора месяца до ранней смерти композитора.

Вечер памяти Дунаевского состоится в Большом зале с запозданием на 13 лет, 19 мая 1968 года. Здесь будет звучать не только музыка: с воспоминаниями выступят Василий Соловьев-Седой и Николай Янет, поставивший оперетту Дунаевского «Дороги к счастью» (последняя предблокадная премьера Театра музыкальной комедии), Любовь Орлова и Григорий Александров, с сотрудничества с которыми началась слава Исаака Дунаевского.

И. Р.


Концерты

  • 9 апреля 1937

    Ленинградский союз советских композиторов

    Творческий вечер Исаака Дунаевского

    Музыка и песни кинофильмов

  • 4 мая 1937

    Ленинградский союз советских композиторов (повторение программы 9 апреля)

    Творческий вечер Исаака Дунаевского

    Музыка и песни кинофильмов

  • 1 ноября 1937

    (программа)

    Концерт из произведений советских композиторов при участии авторов

    В программе: Соловьев-Седой, Желобинский, Ходжа-Эйнатов, Юдин, Чишко, Шостакович, Дунаевский

  • 23 ноября 1937

    VI концерт (программка на 23 и 24 ноября, с аннотацией и рукописными пометами в скобках)

    Культпоход завода «Электросила»
    Декада советской музыки

    В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский

  • 24 ноября 1937

    VII концерт (программка на 23 и 24 ноября)

    Декада советской музыки

    В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский

  • 31 октября 1938

    (программка с составом оркестра)

    Юбилейный концерт в честь 50-летия основания оркестра русских народных инструментов имени Андреева

    В программе: Дунаевский, Андреев, Ниман, Крюковский, Фомин, Каркин, Пащенко, Мендельсон, Мусоргский, Верди, Чайковский, Римский-Корсаков, Василенко

  • 21 января 1939

    Концерт памяти В. И. Ленина

    Носов. Гимн Ленину. Томилин. «Два сокола». Соловьев-Седой. Песня о Ленинграде. Дзержинский. Казачья песня из оперы «Тихий Дон». Дунаевский. Реквием памяти вождя. «Герои Хасана». «Дальняя сторожка». «Дорогой широкой». Песня о Сталине. Бетховен. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт»

  • 11 февраля 1952

    Авторский концерт Исаака Дунаевского

    Дунаевский. Фрагменты из музыки к кинофильмам «Кубанские казаки», «Дети капитана Гранта», «Веселые ребята», «Весна», «Мы за мир». Фрагменты из оперетт «Сын клоуна» и «Вольный ветер». Песни

  • 17 ноября 1952

    Авторский вечер Исаака Дунаевского

    Дунаевский. Фрагменты из музыки к кинофильмам, песни и романсы

  • 26 апреля 1954

    Авторский концерт Исаака Дунаевского
    Дирижер – Исаак Дунаевский

    И. Дунаевский. Музыка из кинофильмов. Песни. Симфонические пьесы

  • 9 мая 1955

    (рукописная книга)

    Авторский концерт Исаака Осиповича Дунаевского

    В программе: Дунаевский




Другие материалы

Антон Колар

Антон Колар

Дирижер 1942–2021

Бах–Моцарт

(транскрипция) ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»