Персоны

Норман Дель Мар

1919–1994

Биография

Дель Мар Норман / Del Mar Norman René  – английский дирижер.

Норман Дель Мар начинал свою исполнительскую жизнь в 1946 году валторнистом Королевского филармонического оркестра – нового коллектива, созданного сэром Томасом Бичемом. Бичем сразу же доверит Дель Мару место своего ассистента, и уже в 1947-м он стоит за дирижерским пультом коллектива. Так начнется его дирижерская карьера. В 1953–1960 Дель Мар руководит школьным оркестром и преподает дирижирование в лондонской Школе музыки и драмы ‘’Guildhall’’, в 1972–1990 – в Королевском колледже музыки, пишет книги о работе дирижера над сочинениями Бетховена, Брамса, Берлиоза, Малера, Элгара и увлекательную книгу «Анатомия оркестра», рассчитанную на начинающих дирижеров и любителей музыки.

В 1954 году Дель Мар руководит Йоркширским симфоническим оркестром, в 1960–1965 – Шотландским, работает в Дании – как главный приглашенный дирижер в Гётеборге (1969–1973) и как главный в Орхусе (1980–1988). Нормана Дель Мара приглашают выступать с Лондонским оркестром Би-Би-Си на ежегодных Променад-концертах в Альберт-холле, а в 1973, 1975 и 1981 годах он дирижирует кульминационным событием Би-Би-Си Промс – концертом «Последняя ночь», который полностью посвящен английской музыке, открываясь, по многолетней традиции, «Торжественным и церемониальным маршем № 1» Эдварда Элгара и завершаясь исполнением британского гимна – в последние годы в оркестровой версии Бенджамина Бриттена.

В созданной Бриттеном в 1947 году для исполнения современных, в первую очередь, своих опер «Английской оперной группе» Норман Дель Мар и получает свою первую серьезную должность – главного дирижера. В труппе Бриттена он работает в 1949–1954, но дружба с композитором сохраняется и позднее, а английская музыка навсегда остается для Дель Мара приоритетной.

Естественно, в его репертуаре была и европейская классика – Гайдн, Бетховен, Григ, Малер, Шенберг и даже Чайковский, Дель Мар считался авторитетным знатоком партитур Рихарда Штрауса, о котором написал трехтомную монографию. Но в историю он вошел, прежде всего, как интерпретатор английской музыки, переживавшей в ХХ веке расцвет. Под управлением Нормана Дель Мара звучали и были записаны сочинения Густава Холста, Ральфа Воан-Уильямса, Уильяма Уолтона, Фредерика Делиуса, Эдварда Элгара, современников – Артура Блисса, Майкла Типпета, Александра Гёра. Дирижер представлял публике премьеры оркестровых опусов и опер – «Анна Краус» Фрица Рейзенштайна (1952), «Исповедь оправданного грешника» Томаса Уилсона (1976). Дирижировал Дель Мар и премьерами детских опер Бриттена «Давайте делать оперу» (1949) и «Ноев ковчег» (1958) на фестивале в Олдборо.

Неудивительно, что когда в марте 1963 года в Москве и Ленинграде проходил «Фестиваль английского музыкального искусства», организованный профильными ведомствами обоих государств, наладивших отношения в период «хрущевской оттепели», в состав британской делегации вошел и Норман Дель Мар. 14 марта в Большом зале Ленинградской филармонии Заслуженный коллектив играл под управлением дирижера сочинения Уолтона, Пёрселла (в обработке Бриттена), Бриттена и Моцарта – в его валторновом концерте Британию представлял один из самых известных валторнистов ХХ столетия Барри Таквелл. Программу с Симфоническим оркестром (19 марта) Дель Мар делил с Бриттеном: под управлением композитора прозвучали его Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра и Чакона Пёрселла; Норман Дель Мар представил два масштабных сочинения – Симфонию-Реквием Бриттена и «Планеты» Холста.

После выступлений дирижер написал в «Золотой книге» (публикуется впервые):

‘’To my friends and colleagues
Of the magnificent Leningrad Philharmonic.
I count the happy hours of music making together amongst the most exhilarating in my experience.
All kind wishes
Norman Del Mar’’
.

«Моим друзьям и коллегам – грандиозному ленинградскому Филармоническому оркестру.
Счастливые часы нашего совместного музицирования я считаю одними из самых волнующих в моей карьере.
С наилучшими пожеланиями
Норман Дель Мар»
.

И. Р.


Концерты

  • 15 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Симфонический концерт
    Дирижер – Норман Дель Мар (Великобритания)

    Уолтон. Комическая увертюра «Скапино». Моцарт. Концерт № 4 для валторны с оркестром. Типпет. Ритуальные танцы из оперы «Свадьба в середине лета». Перселл. Пять песен из сборника «Орфеус Британикус» (обр. Бриттена). Бриттен. Четыре морские интерлюдии и пассакалия из оперы «Питер Граймс».

  • 19 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Симфонический концерт
    Дирижеры – Бенджамин Бриттен и Норман Дель Мар (Великобритания)

    Бриттен. Симфония-реквием. Перселл. Чакона для струнных. Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Холст. «Планеты», симфоническая сюита.



Норман Дель Мар

Норман Дель Мар

Дирижер 19 марта 1963



Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»