Персоны

Бела Барток

1881–1945
Источник изображения: Bachcantatas.com
Бела Барток

Биография

Барток Бэла / Béla Bartók  – композитор, пианист, этнограф, один из самых значительных и исполняемых композиторов ХХ века.

 В 1903 году Барток окончил Будапештскую музыкальную академию, где потом, с 1907-го, вел класс специального фортепиано. Много времени композитор посвящал изучению фольклора, не только венгерского, но и всего балканского региона. Вместе со своим коллегой Золтаном Кодаи он ездил в экспедиции, записывал и расшифровывал услышанные песни и танцы, использовал их в собственных сочинениях.

Этнографические труды Бартока будут опубликованы лишь после смерти автора в Нью-Йорке, куда композитор эмигрировал в 1940 году. Здесь он напишет Концерт для оркестра, Концерт для двух фортепиано и ударных с оркестром, альтовый и третий фортепианный концерты. Впервые же Барток побывал в США в 1920-е годы. Тогда же он начал концертировать и по Европе – как пианист и композитор.

В 1929 году Барток совершает концертную поездку по СССР – играет в Харькове, Москве, дает три концерта в Ленинградской филармонии.

К этому времени уже были написаны и поставлены его экспрессионистские сценические произведения (больше к театральному жанру Барток не обращался) – балеты «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин», опера «Замок герцога Синяя Борода». Премьеры «Деревянного принца» и «Синей Бороды» прошли в Будапештском театре – в мае 1917-го (балет) и в мае 1918-го (опера). Премьера «Чудесного мандарина» состоялась в ноябре 1926 года в Кельне и сопровождалась громким скандалом: балет объявили аморальным, бургомистр Кельна Конрад Аденауэр, будущий канцлер Германии, запретил спектакль, но уже в 1927-м «Чудесный мандарин» с успехом прошел в Праге.

К моменту приезда в Ленинград Барток был автором нескольких оркестровых, множества камерных и фортепианных сочинений, среди которых известное даже любителям Allegro barbaro – Варварское аллегро. Он был знаменит. В опубликованной аннотации к симфоническому концерту о Бартоке пишут, как о «крупнейшем музыкальном творце современности», «пианисте-виртуозе и крупном ученом-этнографе». Но в Большом зале музыка композитора звучала редко: струнный квартет № 2 исполнял в декабре 1927-го «Амар-Хиндемит-квартет», «Танцевальную сюиту» включил в свою январскую программу 1928 года Александр Гаук, а в апреле Йожеф Сигети играл скрипичные переложения фортепианных венгерских и румынских танцев Бартока.

В фортепианном утреннем концерте 13 января 1929 года (в 4 часа выступал оркестр под управлением Ганса Кнаппертсбуша) Барток играл старинную клавирную итальянскую музыку, фортепианные опусы Золтана Кодаи и собственные сочинения. Все названия опубликованы на итальянском (что естественно), французском (пьеса Кодаи – результат его увлечения французской культурой) и, главным образом, немецком языке, это связано, очевидно, с тем, что сочинения были напечатаны в немецких издательствах.

Следующие два выступления Бартока состоялись 16 и 20 января. На оба вечера было заявлено исполнение его Фортепианного концерта. Но, согласно рукописной книге концертов, хранящейся в архивах Филармонии, 16 января Барток играл сольную программу из своих фортепианных сочинений. Скорее всего, рукописная книга содержит более точную информацию. Во всяком случае, ремарка о премьере Концерта, сыгранного Бартоком с Филармоническим оркестром под управлением Гаука, стоит только в программке 20 января; маловероятным, судя по афише всего сезона, был и повтор музыки современного автора.

В написанной прекрасным языком аннотации к концерту подмечена характерная для Бартока ударная трактовка фортепиано, эта примета стиля композитора окажет влияние на всю фортепианную музыку ХХ столетия.

И. Р. 


Концерты

  • 13 января 1929

    5-й концерт 7-го утреннего абонемента

    Фортепианный концерт
    Бела Барток

    В программе: Росси, Марчелло, Скарлетти, Чиайя, Кодаи, Барток

  • 16 января 1929

    5-й концерт 3-го абонемента

    Филармонический оркестр
    С участием Белы Бартока
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Увертюра «Король Стефан». Барток. Концерт для фортепиано с оркестром. Мясковский. Симфония № 3

  • 20 января 1929

    5-й концерт 6-го утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Глинка. «Ночь в Мадриде». «Арагонская хота». Барток. Концерт для фортепиано с оркестром. Пащенко. Симфония № 4




Другие материалы

Эмиль Гилельс

Эмиль Гилельс

Фортепиано 1916–1985
Фриц Буш

Фриц Буш

Дирижер 1890–1951

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»