Персоны

Бела Барток

1881–1945
Источник изображения: Bachcantatas.com
Бела Барток

Биография

Барток Бэла / Béla Bartók  – композитор, пианист, этнограф, один из самых значительных и исполняемых композиторов ХХ века.

 В 1903 году Барток окончил Будапештскую музыкальную академию, где потом, с 1907-го, вел класс специального фортепиано. Много времени композитор посвящал изучению фольклора, не только венгерского, но и всего балканского региона. Вместе со своим коллегой Золтаном Кодаи он ездил в экспедиции, записывал и расшифровывал услышанные песни и танцы, использовал их в собственных сочинениях.

Этнографические труды Бартока будут опубликованы лишь после смерти автора в Нью-Йорке, куда композитор эмигрировал в 1940 году. Здесь он напишет Концерт для оркестра, Концерт для двух фортепиано и ударных с оркестром, альтовый и третий фортепианный концерты. Впервые же Барток побывал в США в 1920-е годы. Тогда же он начал концертировать и по Европе – как пианист и композитор.

В 1929 году Барток совершает концертную поездку по СССР – играет в Харькове, Москве, дает три концерта в Ленинградской филармонии.

К этому времени уже были написаны и поставлены его экспрессионистские сценические произведения (больше к театральному жанру Барток не обращался) – балеты «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин», опера «Замок герцога Синяя Борода». Премьеры «Деревянного принца» и «Синей Бороды» прошли в Будапештском театре – в мае 1917-го (балет) и в мае 1918-го (опера). Премьера «Чудесного мандарина» состоялась в ноябре 1926 года в Кельне и сопровождалась громким скандалом: балет объявили аморальным, бургомистр Кельна Конрад Аденауэр, будущий канцлер Германии, запретил спектакль, но уже в 1927-м «Чудесный мандарин» с успехом прошел в Праге.

К моменту приезда в Ленинград Барток был автором нескольких оркестровых, множества камерных и фортепианных сочинений, среди которых известное даже любителям Allegro barbaro – Варварское аллегро. Он был знаменит. В опубликованной аннотации к симфоническому концерту о Бартоке пишут, как о «крупнейшем музыкальном творце современности», «пианисте-виртуозе и крупном ученом-этнографе». Но в Большом зале музыка композитора звучала редко: струнный квартет № 2 исполнял в декабре 1927-го «Амар-Хиндемит-квартет», «Танцевальную сюиту» включил в свою январскую программу 1928 года Александр Гаук, а в апреле Йожеф Сигети играл скрипичные переложения фортепианных венгерских и румынских танцев Бартока.

В фортепианном утреннем концерте 13 января 1929 года (в 4 часа выступал оркестр под управлением Ганса Кнаппертсбуша) Барток играл старинную клавирную итальянскую музыку, фортепианные опусы Золтана Кодаи и собственные сочинения. Все названия опубликованы на итальянском (что естественно), французском (пьеса Кодаи – результат его увлечения французской культурой) и, главным образом, немецком языке, это связано, очевидно, с тем, что сочинения были напечатаны в немецких издательствах.

Следующие два выступления Бартока состоялись 16 и 20 января. На оба вечера было заявлено исполнение его Фортепианного концерта. Но, согласно рукописной книге концертов, хранящейся в архивах Филармонии, 16 января Барток играл сольную программу из своих фортепианных сочинений. Скорее всего, рукописная книга содержит более точную информацию. Во всяком случае, ремарка о премьере Концерта, сыгранного Бартоком с Филармоническим оркестром под управлением Гаука, стоит только в программке 20 января; маловероятным, судя по афише всего сезона, был и повтор музыки современного автора.

В написанной прекрасным языком аннотации к концерту подмечена характерная для Бартока ударная трактовка фортепиано, эта примета стиля композитора окажет влияние на всю фортепианную музыку ХХ столетия.

И. Р. 




Другие материалы

Элисо Вирсаладзе

Элисо Вирсаладзе

Фортепиано 1942–наст. время
Фриц Буш

Фриц Буш

Дирижер 1890–1951

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»