Персоны

Элисо Вирсаладзе

Род. в 1942
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Элисо Вирсаладзе

Биография

Вирсаладзе Элисо Константиновна – пианистка, педагог.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Элисо Вирсаладзе родилась в Грузии, но традиции петербургской и московской фортепианных школ впитывала с детства. Бабушка будущей пианистки Анастасия Давидовна Вирсаладзе была выпускницей Петербургской консерватории, ученицей Анны Есиповой. Она и начала занятия с внучкой – сначала дома, с трудом выкраивая время на уроки с девочкой, потом, заметив большой талант, взяла ее в свой класс тбилисской десятилетки, а затем и в консерваторию. Элисо было девять лет, когда бабушка привела ее на открытый урок к Генриху Нейгаузу, который часто наведывался в Грузию с концертами и на отдых, был дружен с семьей Вирсаладзе. Именно Нейгауз в 1961 году станет официальным консультантом пианистки при подготовке к Международному конкурсу имени П. И Чайковского. Правда, до этого в ее судьбе успел принять участие другой знаменитый московский пианист и педагог – Александр Гольденвейзер. Услышав Вирсаладзе, именно он настаивал на том, чтобы юная пианистка приняла участие в самом престижном музыкальном состязании страны. Как вспоминает сама Элисо Константиновна, бабушка сомневалась, а сама она поначалу пыталась отказаться от участия в конкурсе, причем не из-за неуверенности в собственных силах (на премию и не рассчитывали), а из-за нежелания учить «Думку» Чайковского, которая была в обязательной программе конкурсантов. Возражать Гольденвейзеру, впрочем, не посмели. Так, формально числясь студенткой Тбилисской консерватории, Элисо фактически переезжает в Москву, где впоследствии проведет всю жизнь.

На II Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (1962) Элисо Вирсаладзе, тогда ей не исполнилось и девятнадцати лет, получает третью премию. Через четыре года в 1966-м становится победительницей Конкурса имени Шумана в Цвиккау. В тот же год она поступает в аспирантуру Московской консерватории к Якову Заку.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В интервью, взятом у Вирсаладзе в рамках проекта «100-летие Санкт-Петербургской филармонии», Элисо Константиновна с трепетным уважением вспоминала обо всех своих профессорах: «педагоге-артисте» Нейгаузе, который, по ее словам, «добивался от студентов невероятного звука», о Якове Заке, который, невзирая на аспирантский и лауреатский статус Вирсаладзе, «занимался очень педантично, настойчиво и императивно». «Счастьем» она назовет и общение со Львом Обориным, представителем «школы Игумнова» – ассистенткой в его классе Элисо Константиновна начала работать в Московской консерватории. Преподавать будет всегда – с 1967-го в Москве, позднее также в Мюнхенской высшей школе музыки (1995–2011), вписывая занятия со студентами в напряженный концертный график: с середины 1960-х и до сегодняшнего дня Вирсаладзе выступает невероятно много. И Ленинград-Петербург всегда занимает в ее гастрольных маршрутах важное место.

На первые сольные концерты в Ленинградскую филармонию Элисо Вирсаладзе приглашают вскоре после Конкурса имени Чайковского. Они состоятся в Малом зале имени Глинки в 1964 и 1965 годах и сразу обозначат широту репертуара пианистки: в фортепианных вечерах звучит Моцарт, романтики – Шуберт, Шуман, Шопен и Брамс, советские «классики» – Прокофьев и Шостакович.

В 1968-м Вирсаладзе дебютирует в Большом зале: с Заслуженным коллективом исполнит Первый концерт Чайковского. Так начнется тесное и долгое сотрудничество пианистки с филармоническими оркестрами. С ними она будет ездить на гастроли по стране и в зарубежные туры. За полвека сыграет в Большом зале концерты Бетховена (все), Брамса (№ 1), Шопена (оба), Равеля (для левой руки), Листа (№ 1), Рахманинова (№№ 2 и 3), Прокофьева (№ 3). Разумеется, в Большом зале в исполнении Вирсаладзе не раз звучит и Концерт Шумана. Репутацию «шуманистки», завоеванную еще юношеской победой в Цвиккау, она подтверждает яркими трактовками шумановских циклов и отдельных пьес, разбросанных по многочисленным сольным программам, в том числе и ленинградским. Но также Вирсаладзе можно назвать и «шопенисткой», и «моцартианкой»...

Концерт 10 декабря 1998 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Особое отношение к Моцарту в пианистке воспитывала еще Анастасия Давидовна Вирсаладзе. Именно на пассажах из моцартовских сонат, а не на привычных этюдах Черни, она оттачивала и техническое мастерство, и искусство звукоизвлечения внучки. Отдельные Концерты Моцарта Элисо Вирсаладзе играет в Большом зале, а цикл из всех Концертов исполняет в Малом зале: в начале 1970-х – с Ленинградским камерным оркестром, в 1979–1985 – с Оркестром старинной и современной музыки.

Клавирабенды Элисо Вирсаладзе неизменно собирают аншлаги. В залах Филармонии – Большом и Малом – она сыграла более 100 сольных вечеров. Ее обожает публика, о ней в превосходных тонах пишут критики и отзываются коллеги-музыканты. «Самой сильной женщиной-пианисткой» назовет Вирсаладзе Святослав Рихтер. Впрочем, «женского» в ее игре, кажется, немного, гораздо больше в ней чувствуется сильное, волевое начало, подчинение строгому замыслу, всегда идущему от замысла композиторов. Их круг, очерченный с юности, с годами меняется мало. В сольных программах звучат Бах, венские классики, Шуберт и Брамс, много Шопена и Шумана. Музыки русских композиторов почти нет, хотя «Думку» Чайковского (камень преткновения при подготовке к конкурсу 1962-го) Вирсаладзе всё же однажды сыграет – в Малом зале 17 мая 2004 года, а в 1995-м дважды исполнит его Большую сонату. Исключения составляют Шостакович (цикл «24 прелюдии») и Прокофьев (Сонаты №№ 2 и 7, Токката, «Сарказмы»). Западной музыки ХХ века тоже мало, лишь в 1995-м в Малом зале Вирсаладзе сыграет Три пьесы Арнольда Шенберга, соч. 11, Сонату Альбана Берга и два этюда Дьёрдя Лигети.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Элисо Константиновна всегда с удивлением относится к солистам-пианистам, избегающим играть в ансамблях. Однажды она даже скажет, что «самая интересная музыка – камерная»! В Малом зале имени Глинки Вирсаладзе выступала с ленинградцами: Квартетом имени Танеева, солистами Заслуженного коллектива – концертмейстером оркестра Виктором Либерманом, первой валторной Виталием Буяновским. Но чаще, конечно, Вирсаладзе приезжала сюда со своими постоянными партнерами-москвичами – Квартетами имени Бородина и Бетховена, Олегом Каганом. Устойчивый и долгий ансамбль сложился у нее с ближайшей подругой – виолончелисткой Наталией Гутман. Они сверстницы, познакомились еще в 1959 году на Фестивале молодежи в Вене, в один год стали лауреатами Конкурса имени Чайковского, но выступать вместе начала позднее, в 1970-е годы. В Филармонии впервые их дуэт играл в 1975-м в Малом зале, а последний сонатный вечер Наталии Гутман и Элисо Вирсаладзе состоялся в 2011 году в Большом зале. Среди ансамблевых партнеров последних лет – Струнный квартет имени Давида Ойстраха, в его составе играют молодые музыканты, с которыми пианистка уже дала несколько концертов в Малом зале, в том числе и последний в первом 100-летии филармонической летописи – 22 марта 2019 года.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сегодня пианистка продолжает активно выступать – соло, в ансамблях и с оркестрами. Учит программы, открывая, по собственному признанию, всё новые возможности инструмента, за которым провела всю жизнь. Ее по-прежнему ждут студенты, публика, лучшие залы, оркестры и, конечно, дирижеры.

Много лет продолжается сотрудничество пианистки с главным дирижером Петербургской филармонии Юрием Темиркановым. С первой их встречи – на гастролях Заслуженного коллектива в Вильнюсе в 1968 году прошло более полувека! С Темиркановым Вирсаладзе чаще других дирижеров играла в Большом зале. Непременно приезжает она и на юбилейные концерты маэстро.

С ЗКР под управлением Юрия Темирканова Элисо Вирсаладзе исполняла Концерт Чайковского и в программе, посвященной 70-летию Петербургской филармонии в июне 1991 года. В тот раз пианистка оставила запись в «Золотой книге» – альбоме автографов выдающихся музыкантов, которые Большой зал собирает с 1928 года:

«Дорогому мне оркестру, всегда счастлива
играть вместе
Больших успехов
Элисо Вирсаладзе
12 июня 1991».

На страницах «Золотой книги» в любви к филармонии Элисо Константиновна признавалась еще дважды: в 1996-м, когда в программе к 75-летию организации играла под управлением Темирканова Концерт № 3 Бетховена, и в 2012-м, когда исполнила Первый бетховенский концерт, дирижировал Василий Петренко:(публикуются впервые)

Для меня каждое выступление в Петербургской филармонии огромная радость и большое волнение…
Элисо Вирсаладзе
14.05.1996

Бесконечно дорогой мне Петерб[ургск]ой филармонии.
Всегда счастлива играть у Вас
Элисо Вирсаладзе
6.01.2012

О. Р.


Концерты

  • 11 апреля 1968

    6-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Иванов

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 3 «Героическая»

  • 12 апреля 1968

    (повтор программы 11 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Иванов

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 3 «Героическая»

  • 26 апреля 1968

    6-й концерт 6-го абонемента сезона 1966–67 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Иванов

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 7 октября 1968

    1-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Мясковский. Симфония № 16. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Испанское каприччио»

  • 5 ноября 1968

    Вечер фортепианных концертов
    Солистка – Элисо Вирсаладзе
    Дирижер – Николай Рабинович

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром

  • 2 марта 1969

    (программка с составом оркестра)

    Ленинградский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Лазарь Гозман

    В программе: Бах

  • 9 октября 1969

    Фортепианный вечер
    Элисо Вирсаладзе

    В программе: Гайдн, Бетховен, Шопен

  • 15 января 1970

    2-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5

  • 10 марта 1970

    3-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5

  • 13 января 1971

    3-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Бетховен. Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Дворжак. Симфония № 8

  • 14 января 1971

    (повтор программы 13 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Бетховен. Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Дворжак. Симфония № 8

  • 23 января 1971

    5-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Бетховен. «Король Стефан», увертюра из музыки к пьесе Коцебу. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 3 «Героическая»

  • 10 октября 1971

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Элисо Вирсаладзе

    Моцарт. Рондо ля минор. Прокофьев. «Сарказмы». Соната № 2. Шуман. «Крейслериана»

  • 21 ноября 1972

    (перенос со 2 октября)

    Фортепианный вечер
    Элисо Вирсаладзе

    В программе: Шуман, Шопен

  • 4 декабря 1972

    2-й концерт 1-го абонемента (1-й цикл)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Глинка. «Камаринская». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Тактакишвили. «По следам Руставели»

  • 21 января 1974

    4 -й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Щедрин. Оратория «Ленин в сердце народном». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 15. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 22 января 1974

    (повтор программы 21 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Щедрин. Оратория «Ленин в сердце народном». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 15. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 25 февраля 1974

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Свиридов. Маленький триптих для оркестра. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шостакович. Симфония № 10

  • 1 марта 1974 (днем)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Прокофьев. Симфония № 1 . Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 26 мая 1975

    6-й концерт 6-го абонемента

    Равель (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Равель. «Испанская рапсодия». Интродукция и Аллегро для арфы. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя»


ВИДЕО

Элисо Вирсаладзе

Элисо Вирсаладзе



Элисо Вирсаладзе

Элисо Вирсаладзе

Фортепиано 14 мая 1996

Элисо Вирсаладзе

Элисо Вирсаладзе

Фортепиано 6 января 2012



Другие материалы

Эмиль Гилельс

Эмиль Гилельс

Фортепиано 1916–1985
Бэла Барток

Бэла Барток

Композитор 1881–1945

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»