Персоны

Наталия Гутман

Род. в 1942
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Наталия Гутман

Биография

Гутман Наталия Григорьевна – виолончелистка.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Музыкой Наталия Гутман была окружена с детства. Мама – Мира Гутман – была пианисткой, ученицей Генриха Нейгауза. Ее фамилию Наталия Гутман сохранила в честь репрессированного и расстрелянного в 1938 году деда, которого она не знала, но память о котором хранит всю жизнь: в 2009-м на доме, откуда его забрали, установлена мемориальная табличка «Последний адрес». Первым учителем и наставником был отчим – Роман Сапожников, виолончелист и педагог. Подростком Гутман начала заниматься и с дедом по отцовской линии: скрипач Анисим Берлин был выпускником Леопольда Ауэра в Петербургской консерватории, концертмейстером Капеллы графа Шереметева, а потом – оркестра Московской филармонии и Госоркестра СССР. Официальная учеба проходила в Гнесинской школе (до 2-го класса) и ЦМШ, которую Гутман окончила у Галины Козолуповой, в ее классе завершила учебу в Московской консерватории (1964), у Мстислава Ростроповича – аспирантуру в Ленинградской консерватории (1968): 9 мая 1966 года аспиранткой Гутман выступит в Большом зале в творческом вечере Ленинградского клуба виолончелистов, 2 июля 1997-го – в концерте Второго международного конгресса виолончелистов, душой обоих начинаний был Ростропович.

Со школьных лет Наталия Гутман выделялась среди одаренных детей ЦМШ. В девять лет дала в школе первый сольный концерт. В 1959 году получила I премию на конкурсе в Вене, проходившем в рамках VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В 1961-м стала лауреатом II премии Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве и обладательницей I премии Международного конкурса виолончелистов имени Дворжака в Праге (концерт Дворжака в исполнении Гутман чаще всего будет звучать в Большом зале). В 1962 году Наталия Гутман участвует во II Международном конкурсе имени Чайковского, виолончель включают в программу первый раз, председательствует в жюри Мстислав Ростропович. Пьедестал лауреатов занимают почти полностью советские виолончелисты: I премия – Наталия Шаховская, II премия – Валентин Фейгин и американец Лесли Парнас, III премию делят Михаил Хомицер и Наталия Гутман. Каждый из них становится концертирующим исполнителем, но в артистической элите страны время вскоре отдаст «1-е место» Наталии Гутман. Глубокий, сильный музыкант, абсолютно бескорыстно преданный музыке, ставшей не просто делом, но образом жизни. Всегда готовый к экспериментам (в ее исполнении прозвучало немало новых сочинений), отдающий свои знания молодым коллегам и ученикам (в 1967–1976 Гутман преподавала в Московской консерватории, здесь же с 1996-го ведет класс на факультете исторического и современного исполнительства; в 1991–2005 – профессор Высшей школы музыки в Штутгарте).

Первый сольный концерт Наталии Гутман в Ленинградской филармонии: 27 мая 1962 года, Малый зал. Партия фортепиано – Светлана Величко.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На гастроли в зарубежные страны Наталию Гутман выпускают лишь с 1978 года, но с 1962-го она выступает в городах СССР. Весной 1962 года виолончелистка дебютирует в Ленинградской филармонии: 22 мая играет с Симфоническим оркестром под управлением Александра Гаука Вариации на тему рококо Чайковского в Большом зале, 27 мая дает первый сольный концерт в Малом зале имени Глинки. Аккомпанирует ей концертмейстер Светлана Николаевна Величко. С 1970-х виолончелистка будет выступать со своим постоянным аккомпаниатором Ириной Михайловной Сухаребской. Но чаще Гутман играет в ансамбле с концертирующими пианистами. В разные годы это были Александр Ведерников и Алексей Наседкин – их дуэт стал победителем Международного конкурса камерных ансамблей в Мюнхене (1967), Алексей Любимов, Станислав Нейгауз, Елизавета Леонская и Элисо Вирсаладзе, с которой у Наталии Гутман сложился многолетний ансамбль.

С 1982 года Наталия Гутман выступала и со Святославом Рихтером, которого называет своим идолом, кумиром и учителем, оказавшим решающее воздействие на ее становление как музыканта. В июне 1985 года Гутман и Рихтер играли в Малом зале сонату Бриттена для виолончели и фортепиано. Их профессиональное общение переросло в дружбу – Рихтер любил талантливых людей. В этот круг входил и второй муж Наталии Гутман – прекрасный скрипач Олег Каган. С 1971 года Каган и Гутман выступают вместе в Малом зале в одних программах в составе различных ансамблей. Нередко их партнером становится Андрей Волконский – музыканты играют трио Гайдна и Моцарта. С Андреем Волконским и Львом Маркизом Гутман в 1970 году дважды исполняет в Малом зале пять концертов Рамо для скрипки, виолончели и клавесина. Ансамблевое музицирование – важнейшая часть жизни Наталии Гутман: она выступает с Александром Рудиным – как пианистом и как руководителем оркестра ‘’Musica Viva’’, в Малом зале участвует в монографических программах, посвященных Шостаковичу, играет старинную и современную музыку: ее репертуар огромен, а чувство стиля и эпохи безупречно. На последнем камерном концерте в Малом зале 29 марта 2011 года Наталия Григорьевна играла трио Бетховена, Равеля и Шуберта с пианистом Дмитрием Винником и скрипачом Святославом Морозом.

Святослав Мороз – ее старший сын. 27 апреля 2003 года они сыграют с Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Александра Дмитриева Двойной концерт Брамса: 5 ноября 1970 года она играла его здесь с Олегом Каганом, дирижировал Николай Рабинович.

На главной филармонической площадке Наталия Гутман выступает много. Под управлением Евгения Светланова и Кирилла Кондрашина, Бориса Хайкина и Джастина Брауна, Арвида Янсонса и Мариса Янсонса, Максима Шостаковича и Николая Алексеева, играет с коллективами-гастролерами – оркестрами Москвы ( Вероника Дударова), Новосибирска ( Арнольд Кац), Ульяновска (Эдуард Серов), Свердловска (Андрей Чистяков), Лондонского оркестра Би-Би-Си (Джон Притчард, 1987). Тесное сотрудничество связывает Наталию Гутман с Юрием Темиркановым. Вместе они не раз играли в Большом зале, сделали запись обоих виолончельных концертов Шостаковича. Гутман участвовала в юбилейных гала-концертах, посвященных Темирканову (1998, 2008, 2013), выступала на его Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств», исполнив в декабре 2011 года сонаты Бетховена с Элисо Вирсаладзе. На летнем филармоническом фестивале «Музыкальная коллекция» состоялось последнее выступление Наталии Гутман в Большом зале: 3 июля 2015 года с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева она играла концерт Дворжака.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В репертуаре виолончелистки серьезное место занимают и опусы современников. 2 декабря 1978 года Гутман исполнила ленинградскую премьеру Виолончельного концерта Витольда Лютославского, Заслуженным коллективом дирижировал автор. Среди других премьер были концерт Шнитке (1995, впервые в Петербурге) и посвященный Наталии Гутман Concerto della Passione Юрия Фалика. На мировой премьере в 1989 году Гутман играла его с АСО под управлением Александра Дмитриева. В 1996 и 2001 годах она повторит Концерт уже под управлением Юрия Фалика. Виолончелист, композитор и дирижер, друживший с Наталией Гутман со времен учебы в аспирантуре у Мстислава Ростроповича, он не раз аккомпанировал ей в концертах Большого зала. Под управлением Фалика Гутман исполняла Гайдна, Шумана, Сен-Санса, Блоха, Мийо, Хиндемита, Прокофьева. Вместе они выступили с оркестром «Санкт-Петербург-Камерата» 25 января 1997 года в вечере памяти Олега Кагана: он рано ушел из жизни из-за онкологического заболевания, в его честь Наталия Гутман проводит в Москве Международный фестиваль и помогает больным раком, являясь членом Попечительского совета фонда помощи хосписам «Вера».

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Череда мемориальных концертов Наталии Гутман и Юрия Фалика продолжится: 23 января 1998 года – памяти Святослава Рихтера, в мае 2004-го – памяти Бориса Пергаменщикова. А 3 марта 2009 года Наталия Гутман играла концерт Дворжака в память о Юрии Александровиче Фалике.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В последние годы интенсивность концертной деятельности Наталии Григорьевны Гутман сократилась. Не так часто выступает она и в Петербурге. Когда-то, после премьеры концерта Фалика, она написала в «Золотой книге»:

«Я люблю этот великолепный Зал!
Всегда счастлива в нём играть.
Спасибо!
Н. Гутман
13.06.1989»
.

Большой зал Петербургской филармонии всегда отвечает Наталии Гутман взаимностью.

И. Р.


Концерты

  • 22 мая 1962

    7-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Хачатурян. Фрагменты из балета «Спартак». Чайковский. Вариации на тему рококо. Симфония № 5

  • 4 января 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Чайковский. Симфония № 4. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Торжественная увертюра «1812 год».

  • 5 января 1963

    3-й концерт 9-го абонемента. Повтор программы 4 января

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Чайковский. Симфония № 4. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Торжественная увертюра «1812 год».

  • 15 мая 1964

    6-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виктор Дубровский

    Сметана. Увертюра к опере «Проданная невеста». Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Сухонь. Серенада для струнного оркестра. Славицкий. Рапсодические вариации

  • 9 мая 1966

    Творческий вечер Оркестра виолончелистов ленинградского клуба виолончелистов Дворца искусств имени К. С. Станиславского

    В программе: Куперен, Тартини, Моцарт, Гендель, Салманов, Голубев, Глазунов, Вила-Лобос, Казальс

  • 11 мая 1970

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя»

  • 27 октября 1971

    (программка с составом камерного оркестра)

    Камерный оркестр Ленинградской филармонии

    Гайдн. Симфония № 6 «Утро». Симфония № 7 «Полдень». Концерт для виолончели с оркестром № 1. Симфония № 8 «Вечер»

  • 5 ноября 1971

    2-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»

  • 24 января 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Вебер–Вейнгартнер. «Приглашение к танцу». Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Малер. Симфония № 4

  • 8 февраля 1974

    5-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Бетховен. Увертюра «Король Стефан».Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Симфония № 7

  • 16 ноября 1974

    1-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Чайковский. Симфония № 3. Вариации на тему рококо. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»

  • 17 ноября 1974

    (повтор программы 16 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Чайковский. Симфония № 3. Вариации на тему рококо. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»

  • 20 декабря 1975

    3-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Вебер. «Приглашение к танцу». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 30 октября 1977

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Мясковский. Симфония № 21. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Рахманинов. Симфония № 3

  • 2 декабря 1978

    2-й концерт 2-го абонемента

    Авторский вечер
    Витольд Лютославский (Польская Народная Республика)

    Лютославский. Симфония № 1. «Mi-parti». Концерт для виолончели с оркестром

  • 10 января 1981

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 20 ноября 1982

    2-й концерт 4-го абонемента

    Вечер инструментальных концертов
    Дирижер – Леонид Корчмар

    Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 21 ноября 1982

    (повтор программы 20 ноября)

    Вечер инструментальных концертов
    Дирижер – Леонид Корчмар

    Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 12 июня 1989

    6-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Фалик. Концерт-симфония для виолончели с оркестром. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 13 июня 1989

    (повтор программы 12 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Фалик. Концерт-симфония для виолончели с оркестром. Берлиоз. Фантастическая симфония



Наталия Гутман

Наталия Гутман

Виолончель 13 июня 1989 года



Другие материалы

Альберт Гофман

Альберт Гофман

Флейта 1938–2018
Пьер Дерво

Пьер Дерво

Дирижер 1917–1992

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»