Персоны
Максим Шостакович

Биография
Шостакович Максим Дмитриевич – дирижер, сын Дмитрия Шостаковича.
Концерт 15 января 1955 года в Малом зале. Премьеру Концертино для двух роялей Д. Д. Шостаковича исполнили Алла Малолеткова (слева) и Максим Шостакович (пожимает руку отцу).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Первые музыкальные воспоминания Максима Дмитриевича Шостаковича связаны, конечно, с сочинениями отца. На репетиции и концерты его брали с раннего детства. В одном из интервью музыкант вспоминал, как всю ночь не мог заснуть после премьеры знаменитой Седьмой симфонии в Куйбышеве (Самаре), ему было всего четыре года, и страшные образы «нашествия» он воспринял буквально.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
На детских пьесах отца Максим начинал учиться игре на фортепиано. В семь лет поступил в московскую ЦМШ в класс Елены Ховен, в 1957-м – в консерваторию к Якову Флиеру. Специально к его поступлению Дмитрий Дмитриевич сочинит Второй фортепианный концерт. Секретарь композитора Зинаида Гаямова писала о вступительном экзамене:
«Трудно передать, как был нервно настроен Д. Д. Он очень волновался, и Максим тоже. <...> Начал программу Максим с фуги Д. Д., потом играл Сонату Бетховена. Я наблюдала за Д. Д. и видела, что он весь на нервах. Потом концерт № 2 Д. Д. Сам Д. Д. ему аккомпанировал. В зале собралось много народу и экзаменующихся. Концерт Максим играл очень хорошо… Надо было видеть эту картину. Экзаменующегося Максима и аккомпанирующего его отца. Я представляла состояние Д. Д., была мертвая тишина, и экзаменующиеся, и присутствующие музыканты, видимо, были глубоко взволнованы и музыкой, и исполнением, и этой трогательной картиной отца и сына, сидящих за роялями».
Тем не менее, уже тогда Шостакович-младший мечтал вовсе не о карьере пианиста. Он хотел стать дирижером. Эту мечту он ясно сформулировал для себя еще в 1946 году, когда присутствовал на репетиции к премьере Восьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича. Дирижировал Евгений Мравинский. Тогда, выйдя с репетиции, Максим Шостакович подумал, что хочет «связать свою жизнь с дирижированием и с папиной музыкой». Так и выйдет.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Ленинграде он берет уроки у Николая Рабиновича, в Москве на дирижерском факультете, куда переведется от Флиера, учится у Александра Гаука и Геннадия Рождественского. В 1963 году получает диплом, работает с Госоркестром СССР, а затем с Большим симфоническим оркестром ЦТ и Всесоюзного радио, с которым в 1967 году дебютирует в Большом зале Ленинградской филармонии, разумеется, с сочинением отца – симфонической поэмой «Октябрь».
Именно за пультом Оркестра Всесоюзного радио Максим Шостакович стоит во время премьеры последней, Пятнадцатой симфонии Дмитрия Дмитриевича в январе 1972 года. Написанная под Ленинградом, в Репино, она впервые прозвучит в Москве. Ленинградскую премьеру представит Евгений Мравинский. В программах Максима Шостаковича в Большом зале она тоже встретится не раз, но совсем в другую эпоху.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Зато уже в 1968-м Максим Дмитриевич дирижирует ленинградской премьерой Второго скрипичного концерта, солирует Давид Ойстрах, которому и посвящено сочинение, и с этого момента периодически выступает в Большом зале с обоими филармоническими оркестрами – и ЗКР, и АСО. Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича звучит во всех программах сына: Второй фортепианный концерт (играет Татьяна Николаева), симфонии №№ 1,5,7,12.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
И всё же его визиты в зал, столь значимый для отца, а в декабре 1975-го получивший имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, были не слишком частыми. Основным местом работы дирижера оставалась Москва. Здесь с 1971 года он возглавлял так называемый второй Симфонический оркестр Всесоюзного радио (с 1982-го – оркестр Министерства культуры СССР, с 1991-го – Государственная академическая симфоническая капелла России), с ним впервые в истории коллектива выехал в концертный тур по стране.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Часто Максима Шостаковича приглашали и на личные гастроли за границу. По собственную признанию, мысль эмигрировать возникала у него с первых поездок: мир за «железным занавесом» манил отсутствием штампов и запретов. Но при жизни отца совершить побег из страны он, конечно, не мог, не имел права. Поставить под удар «первого композитора страны», на долю которого выпало так много конфликтов с властью, было немыслимо. Случай переселиться на Запад представится только в 1981 году, через шесть лет после смерти Дмитрия Дмитриевича. Во время гастролей в Западную Германию Шостакович-младший попросит политического убежища, а вскоре переберется в США. Тогда ему, да и всем окружающим, конечно, казалось, что это навсегда. В начале 1980-х мало кому приходило в голову, что решение об эмиграции можно взять и переменить, вернувшись обратно.
В 1983–1985 годы Шостакович занимает позицию главного дирижера Гонконгского филармонического оркестра, в 1986–1991 руководит Новоорлеанским симфоническим оркестром. А уже в 1994 году впервые выступает в России, в том числе и в Большом зале Петербургской филармонии. Две первых после перерыва программы – 4 и 5 июня – он посвятит памяти Евгения Мравинского. Через три года музыкант окончательно вернется в Россию. Поселится в Петербурге, где родился, но почти никогда прежде не жил. С этого момента Максим Шостакович станет постоянным гостем филармонических программ. С 1994-го по 2012 год он даст здесь 36 концертов. Под его управлением звучат симфонии Бетховена (№ 1), Брукнера (№№ 4 и 9), Малера (№ 1), «Франческа да Римини» и «Манфред» Чайковского, Симфонические танцы Рахманинова…
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но всё же в первую очередь Максим Шостакович остается интерпретатором отцовского наследия. В его программах – симфонии, симфонические антракты из «Катерины Измайловой», «Казнь Степана Разина», вокальные циклы Дмитрия Шостаковича. Монографическую программу из музыки отца – Симфонии №№ 8 и 9, Максим Дмитриевич представил и в феврале 2012 года. После концерта он оставил запись в «Золотой книге» – филармоническом альбоме автографов, в которой так никогда и не расписался его отец:
«Самыми важными и любимыми концертами в моей жизни были выступления с Заслуженным коллективом Республики академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича в её знаменитом Большом зале, где мой отец в детские годы впервые услышал симфоническую музыку и где впервые прозвучали почти все его важнейшие сочинения.
Любовь к этому великому оркестру Шостакович пронес через всю свою жизнь. Желаю успехов и процветания этому выдающемуся коллективу и его замечательному руководителю Юрию Темирканову!Максим Шостакович [15 февраля 2012]».
О. Р.
Концерты
-
25 сентября 1967
Симфонический концерт
Дирижеры – Максим Шостакович, Геннадий РождественскийШостакович. Симфоническая поэма «Октябрь». Прокофьев. Кантата к двадцатилетию Октября. Хренников. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Эшпай. Концерт для оркестра
-
30 сентября 1967
1-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижеры – Максим Шостакович, Геннадий РождественскийШостакович. Симфоническая поэма «Октябрь». Концерт для скрипки с оркестром № 1. Свиридов. Патетическая оратория
-
3 марта 1968
2-й концерт 3-го абонемента
Вечер скрипичных концертов
Солист – Давид Ойстрах
Дирижер – Максим ШостаковичБетховен. Романсы для скрипки с оркестром №№ 1 и 2. Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром
-
5 марта 1968
(повтор программы 3 марта)
Вечер скрипичных концертов
Солист – Давид Ойстрах
Дирижер – Максим ШостаковичБетховен. Романсы для скрипки с оркестром №№ 1 и 2. Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром
-
7 апреля 1968 (днем)
5-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Максим ШостаковичШостакович. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Сюита из балета «Золотой век»
-
13 мая 1968
8-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Максим ШостаковичБетховен. Симфония № 4. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз». Вила-лобос. Шоро № 10 «Слёзы сердца»
-
8 мая 1970
4-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Максим ШостаковичШостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». Кочуров. «Героическая ария». Чайковский. Увертюра «1812 год»
-
23 июня 1976
Симфонический концерт
Дирижер – Максим Шостакович
Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Малер. Адажио из Симфонии № 10 (неоконченной). Шостакович. Симфония № 12 «1917-й год»
-
25 июня 1979
5-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Максим ШостаковичМайзель. Симфония № 8. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Шостакович. Симфония № 5
-
4 июня 1994
6-й концерт 3-го абонемента
Памяти Евгения Александровича Мравинского (4.VI 1903 — 19.I 1988)
Симфонический концерт
Дирижер – Максим ШостаковичШостакович. Вокальная сюита «Шесть стихотворений Марины Цветаевой». Симфония № 8
-
5 июня 1994
(повтор программы 4 июня)
Памяти Евгения Александровича Мравинского (4.VI 1903 — 19.I 1988)
Симфонический концерт
Дирижер – Максим ШостаковичШостакович. Вокальная сюита «Шесть стихотворений Марины Цветаевой». Симфония № 8