Персоны
Татьяна Николаева
Биография
Николаева Татьяна Петровна – пианистка, педагог, композитор.
Учиться в московскую ЦМШ при консерватории 13-летняя Татьяна Николаева приехала из небольшого городка Бежица Брянской области (теперь в составе Брянска). В доме ее отца, Петра Николаевича, бежицкого провизора, игравшего на скрипке и виолончели, собирались музыканты-любители и устраивали камерные концерты. Виолончель освоила и юная Таня. Игре на фортепиано ее учила мать Зоя Аполлоновна, окончившая Московскую консерваторию у Александра Борисовича Гольденвейзера. К нему в класс и поступила Татьяна Николаева – сначала в ЦМШ, затем в консерваторию (диплом получила в 1947-м), а позже и в аспирантуру, которую окончила в 1950 году.
В этом же году она едет в Лейпциг на Первый международный конкурс имени Баха и завоевывает I премию (II премию разделили москвичка Маргарита Федорова и ленинградка Галина Федорова). Бах навсегда остается важнейшим в жизни Николаевой композитором. Одновременно в 1950-м она получает и композиторский диплом (сочиняет с детства), ее наставники – Виссарион Яковлевич Шебалин (до увольнения в связи с чистками 1948 года) и Евгений Кириллович Голубев. За дипломную работу – Фортепианный концерт – Николаева получает Сталинскую премию. Сочиняет она много, в разных жанрах, до середины 1970-х. Но композиторское мышление остается и позднее приметой ее исполнительского и педагогического стиля.
Интенсивность деятельности Николаевой, очевидная из сопоставленных фактов ее ранней биографии, сохранится с молодости и навсегда. Музыка была делом ее жизни. В случае с Татьяной Николаевой это выражение имеет буквальное значение. Она никогда не была «небожителем», в ее облике не было и намека на романтическую ауру «артиста», никакого пафоса. Просто музыка стала для нее способом постижения структуры мира и формой его отражения. И она очень много работала, чтобы понять и воссоздать эту картину. Работала до последнего дня: во время концерта в Сан-Франциско 13 ноября 1993 года у нее случился инсульт, Татьяна Николаева уйдет из жизни через девять дней.
Концертировать пианистка начала еще в 1945-м, став солисткой Московской филармонии. В 1949-м дебютировала в Ленинградской филармонии Концертом Скрябина. В Большом зале она сыграет его еще не раз, в том числе и на одном из последних своих выступлений 4 января 1990 года. Это был вечер фортепианных концертов – с Заслуженным коллективом Татьяна Петровна играла Скрябина, Римского-Корсакова и Метнера (№ 2). Ее программы всегда отличались цельностью и внутренней логикой.
Татьяна Николаева исполняла разную музыку – Скарлатти и Моцарта, Шопена и Шумана, Дебюсси и Равеля, Листа и Рахманинова, но ее интерес музыканта, исследователя и просветителя был направлен в сторону Бетховена и Баха. Она записала все сонаты Бетховена, собирала их постепенно. Монографию сыграла уже на первом своем сольном концерте в Большом зале 4 марта 1952 года, а в сезоне 1988/1989, с сентября по май, исполнила в цикле из восьми концертов все 32 сонаты, одну за другой.
Первый сольный концерт Татьяны Николаевой в Ленинградской филармонии 4 марта 1952 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Еще раньше фирма «Мелодия» выпустила оба тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, его «Искусство фуги» – в концертах в знак незавершенности этого гениального последнего опуса композитора в финале пианистка закрывала крышку на клавиатуре рояля, и в этом жесте не виделось ничего картинного. В Ленинградской филармонии, кроме сольных баховских программ, Татьяна Петровна дважды сыграла в Большом зале с Литовским камерным оркестром Саулюса Сондецкиса цикл клавирных концертов Баха – в апреле 1977-го и в апреле 1983 года: за три вечера прозвучали все двенадцать клавирных концертов – для одного, двух, трех и четырех фортепиано. В ансамбле с ней играли ученики.
Татьяна Николаева в концерте 20 января 1967 года. Оркестр ЗКР, дирижер Арвид Янсонс.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Московской консерватории профессор Николаева вела класс специального фортепиано почти 30 лет – в 1959–1988. Это был один из редких примеров, когда концертирующий пианист создает собственную школу. Среди ее учеников – Оксана Яблонская и Антон Батагов, Михаил Петухов (он выступал с ней в баховских концертах) и Николай Луганский – с ним Татьяна Петровна 13 января 1988-го сыграла в Большом зале концерт Моцарта для двух фортепиано, Ленинградским камерным оркестром дирижировал Карл Эстеррайхер. С Луганским на вечере фортепианных дуэтов 24 ноября 1990 года состоялось и последнее выступление Николаевой в Малом зале имени Глинки.
Учеников Татьяна Петровна любила, всячески поддерживала и, по их признанию, человеком была очень светлым. Общение с молодыми музыкантами давало ей новый творческий импульс.
Таким импульсом была и современная музыка. Ее Николаева знала и понимала. Первым современным сочинением, исполненным пианисткой в Большом зале, был ее собственный Концерт для фортепиано, тот самый, дипломный. Его она сыграла 29 июня 1951 года с Заслуженным коллективом под управлением Курта Зандерлинга. В декабре 1956-го с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Одиссея Димитриади исполнила посвященный ей концерт Андрея Эшпая, в марте 1986-го – Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского. В камерных программах пианистки звучал и Прокофьев.
Татьяна Николаева и Курт Зандерлинг в Голубой гостиной Большого зала в день концерта 29 июня 1951 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но самым близким из современников был для Татьяны Николаевой Дмитрий Шостакович. Судьба свела их в 1950 году в Лейпциге, где молодая пианистка стала победительницей Конкурса имени Баха, а всемирно известный Шостакович был почетным председателем жюри и гостем на юбилейных баховских торжествах, посвященных 200-летию со дня рождения композитора. Тогда-то у Шостаковича и родилась идея создания своего «темперированного клавира» – 24 прелюдий и фуг. Сочинял он их уже в Москве, «на Татьяну Николаеву», как «на артиста» пишут сценарий, показывал пианистке новые пьесы. В декабре 1952 года в Малом зале Ленинградской филармонии состоялась премьера цикла: 24 прелюдии и фуги Татьяна Николаева сыграла за два вечера 23 и 28 декабря. За последнюю запись цикла на пластинку (всего их было три) в 1991 году она была удостоена престижной премии Gramophone. В этом же году, 4 и 5 октября, Татьяна Николаева последний раз играла на сцене Большого зала – концерт № 2 Чайковского.
И. Р.
Концерты
-
18 июня 1949
10-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Марк ПаверманАренский. Вариации на тему Чайковского для струнного оркестра. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Глазунов. Симфония № 6
-
29 июня 1951
Закрытие симфонического сезона
Дирижер – Курт ЗандерлингН. Пейко. «Молдавская сюита». Николаева. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 5
-
4 марта 1952
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Татьяна НиколаеваБетховен. 32 вариации. Пять сонат. Рондо
-
18 октября 1952
1-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингМясковский. Симфония № 16. Николаева. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Ходжа-Эйнатов. Шесть танцев для симфонического оркестра (III тетрадь)
-
15 апреля 1953
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Татьяна НиколаеваБетховен. Соната № 15 «Пасторальная». Соната № 17. Шуман. Симфонические этюды. Цикл «Карнавал». Бетховен. Экосезы. Менуэт из сонаты. Шуман. «Вещая птица» из цикла «Лесные сцены». Арабеска. Две пьесы
-
11 января 1954
3-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Симфония № 5
-
12 января 1954
(повторение программы 11 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Симфония № 5
-
3 января 1955
Фортепианный концерт
Татьяна НиколаеваВ программе: Бах, Моцарт, Шуман, Равель, Дебюсси, Скрябин, Рахманинов, Шостакович, Прокофьев
-
9 февраля 1955
5-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Рахманинов. «Утес», фантазия для оркестра. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Чайковский. Симфония № 2.
-
1 декабря 1955
Фортепианный вечер
Татьяна НиколаеваСкарлатти. Четыре сонаты. Шуман. Фантазия. Дебюсси. Двенадцать прелюдий. Лист. Этюд ре-бемоль мажор. «Кампанелла». «Забытый вальс». Гендель. Чакона
-
4 января 1956
1-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингМоцарт. «Маленькая ночная серенада». Концерт для фортепиано с оркестром № 22. Мотет. Симфония ре мажор
-
17 декабря 1956
2-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Одиссей ДимитриадиЧайковский. Симфония № 4. Эшпай. Концерт для фортепиано с оркестром. Энеску. Румынская рапсодия № 1
-
25 декабря 1956
Московский Камерный оркестр
Художественный руководитель – Рудольф БаршайБах. Прелюдия и фуга (инструментовка В. Моцарта). Бранденбургский концерт № 3. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром № 4. Сюита № 2
-
9 января 1957
2-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановГлазунов. Симфония № 5. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
-
11 января 1957
(повторение программы 9 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановГлазунов. Симфония № 5. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
-
20 февраля 1958
Фортепианный вечер
Татьяна НиколаеваВ программе: Бах, Шуберт, Дебюсси, Скрябин, Николаева
-
22 апреля 1958
6-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичВагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Чайковский. Симфония «Манфред»
-
17 июня 1961
7-концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 «Баллада». Рахманинов. Симфонические танцы
-
27 сентября 1964
Фортепианный вечер
Татьяна НиколаеваБетховен. Сонаты №№ 8, 14, 15, 23
-
10 июня 1966
7-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Итальянское каприччио