Персоны

Елизавета Леонская

Род. в 1945
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Елизавета Леонская

Биография

Леонская Елизавета Ильинична – пианистка.

Судьбу Елизаветы Леонской предсказала гадалка. В начале войны матери будущей пианистки она сказала: «Твой муж не вернется с фронта, но у тебя будет новая семья, и твой ребенок станет знаменит». В 1945-м в Тбилиси действительно в новой семье матери родится девочка Лиза. И довольно скоро докажет: гадалки иногда не ошибаются.

Уже в 11 лет в Большом зале Тбилисской консерватории Леонская Первым концертом Бетховена дебютирует с оркестром. В 13 лет дает первый сольный концерт. В 1964-м становится студенткой Московской консерватории, в свой класс ее берет Яков Мильштейн. В столицу Елизавета переезжает в статусе лауреата (перевод из Тбилиси ей одобрят после громкой победы в Конкурсе им. Энеску) и невесты – там же на конкурсе она познакомится со скрипачом Олегом Каганом, вскоре они поженятся. Так начнется совсем новая жизнь.

В квартире-музее Анны Ахматовой в «Фонтанном доме» (Шереметьевском дворце). Санкт-Петербург, 2000 год. Дар пианистки филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Леонская ходит в класс Давида Ойстраха, где учится ее муж. Вместе с Каганом попадает в дом Святослава Рихтера. Дружбу с ним сохранит на всю жизнь. Окруженный людьми, Рихтер для узкого круга отбирал «своих» тщательно. Леонскую сразу и безоговорочно принял. Она стала не только свидетельницей и участницей репетиций (иногда юную пианистку Рихтер просил играть партию оркестра, повторяя фортепианные концерты), домашних посиделок (а они, бывало, проходили и в формате костюмированных балов!), но и со временем начала выходить с ним на сцену. В записях сохранятся Концерт Пуленка для двух фортепиано, исполненный Рихтером и Леонской. С ней Святослав Теофилович сыграл и записал за вторым (!) роялем редко звучащий опус двойного авторства Моцарта–Грига (к сонате Моцарта Григ досочинил партию второго фортепиано). Письма и открытки Рихтер будет присылать Леонской, когда она покинет страну. В его квартиру она до сегодняшнего дня обязательно приходит, оказываясь в Москве, – прикоснуться к роялю, клавиш которого когда-то касались его пальцы. Московские годы сохранятся в памяти и общением с Дмитрием Шостаковичем: его музыку Леонская играет сама, в дуэте с Каганом, в трио с ним же и Наталией Гутман (вскоре трио это превратится в любовный треугольник и разрушит брак пианистки), аккомпанирует в вокальных циклах Шостаковича Галине Писаренко – ученице жены Рихтера Нины Дорлиак. Дмитрий Дмитриевич присутствует на репетициях, посещает записи. На его панихиде в зале Московской консерватории Елизавета Леонская будет играть в трио.

Все эти московские музыкальные связи отражены и в раннем ленинградском филармоническом хронографе пианистки. Основной сценой в нашем городе в те годы для нее окажется Малый зал имени Глинки. Здесь Леонская дебютирует в 1966-м в концерте к 100-летию Московской консерватории. Здесь играет сонатные вечера с Каганом, участвует в вокальных вечерах Писаренко, в прижизненных авторских концертах Шостаковича. С 1972-го Леонская дает в Малом зале клавирабенды. За шесть лет их будет девять. В программах – Моцарт, Бетховен, Шуберт (иногда монографические программы), реже – Шопен, Брамс, из ХХ века – Шостакович, Берг, Шенберг. Последний сольный концерт пианистка дает здесь в октябре 1978 года. В это время Леонская уже подала документы на выезд из страны, через месяц в конце ноября она будет играть на сцене Венского Концертхауса уже в статусе эмигранта, а однажды удостоится престижнейшего для любого музыканта звания «Почетного член Концертхауса».

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 2016 году, во время интервью перед концертом в Петербургской филармонии Елизавета Леонская затруднится ответить на вопрос, выступала ли она в Большом зале до отъезда из России. В памяти ее сохранятся лишь слушательские впечатления от этого зала, оставившие неизгладимый след на всю жизнь. Среди них вечера Фишера-Дискау и Святослава Рихтера – они состоялись здесь в октябре 1977-го, Седьмая симфония Шостаковича с Юрием Темиркановым и Академическим симфоническим оркестром – она стоит в программах дирижера в июне и сентябре 1976-го.  Но еще в феврале 1974-го с тем же оркестром АСО и Александром Дмитриевым за пультом Леонская вместе с Каганом и Гутман играли в Большом зале Тройной концерт Бетховена. Следующий после дебюта выход на эту сцену состоится через 20 с лишним лет.

Все эмигранты той волны, подавая документы на выезд в Америку или Израиль, сначала ожидали окончательного оформления документов в пересылочном пункте в Европе. Первым таким пунктом была Вена. Для Леонской это стало и конечной  остановкой, в Вене она обосновалась навсегда. Елизавета Ильинична вообще считает, что любой музыкант должен некоторое время подышать «венским воздухом». Тем самым, которым дышали ее кумиры – Моцарт и Шуберт. Сама она сделает записи всех сонат и концертов Моцарта, а также полное собрание фортепианного Шуберта. В дискографии ее, впрочем, будет множество других композиторов – Брамса (за диск с его сонатами пианистка получит Caecilia Prize), Листа (записи были удостоены премии Diapason d’Or), Шумана, Шостаковича, Рахманинова.

Отсюда, из Вены, пианистка будет гастролировать по всему миру. Играть сольные концерты, выступать с лучшими дирижерами. Отдельным сюжетом в ее биографии станет сотрудничество с Куртом Мазуром. С его оркестрами – Лейпцигского Гевандхауса и Нью-Йоркским филармоническим Леонская постоянно выступала на разных материках.

Новая жизнь принесет не только музыкальные знакомства. Так, во время гастролей в США Леонскую представляют Иосифу Бродскому. Поэт посвятит ей несколько стихотворений и оставит рисунок прямо на стене ее квартиты в Вене: Леонская, Бродский, его жена и кот, он любил рисовать котов. Так случится, что именно Елизавета Леонская станет одной из последних, кто видел Бродского накануне его внезапной смерти. Ленинградскую квартиру поэта, после долгих стараний энтузиастов превращенную в музей «Полторы комнаты», Леонская посетит во время очередных гастролей в Петербургскую филармонию. Посвящение Бродскому впишет в название последнего (на данный момент) своего сольного концерта в Малом зале имени Глинки: в программе клавирабенда 7 июня 2021 года были три поздние сонаты Бетховена, которые пианистка играла без антракта, словно призывая слушателей к максимальному погружению в атмосферу мемориального вечера.

Впервые после 20-летнего перерыва Леонская вернулась на сцену Петербургской филармонии в 1998 году. Тогда оба концерта – в Большом и Малом залах – она посвятила памяти Рихтера. С тех пор она бывает здесь почти каждый сезон. Сыграет сонатный вечер с Виктором Третьяковым (2000), даст десять сольных концертов (в 2007-м в связи с реставрацией Большого зала вечер прошел в Капелле, в 2021 – в МЗФ, остальные в БЗФ). Часто выступает с филармоническими оркестрами: под управлением Юрия Темирканова, Александра Дмитриева, Николая Алексеева, Владимира Альтшулера, приглашенных дирижеров исполняет концерты Моцарта (№№ 18 и 23), Бетховена (№№ 3, 4, 5), Шумана, Брамса (оба), Чайковского (№ 2), Рахманинова (№ 2), Прокофьева (№ 2).

Фото: Станислав Левшин

Пианистка стала участницей важных филармонических событий – марафонов в Международный день музыки, фестивалей «Площадь Искусств» и «Музыкальная коллекция». После концерта этого летнего фестиваля 26 июня 2012 года она оставила запись в «Золотой книге»:

Сердечно!
Елизавета Леонская
С этими стенами связано очень многое в моей жизни
[26.06.2012]

Летом 2021 года Леонская выступила в «Концерте-чествовании артистов Заслуженного коллектива», прошедшем 4 июня в Большом зале в рамках празднования 100-летия первой Филармонии страны. В тот вечер под управлением главного приглашенного дирижера ЗКР Шарля Дютуа она играла Концерт № 23 Моцарта. Однажды пианистка сказала о любимом композиторе: «К Моцарту так трудно приблизиться. Он удаляется от нас, как линия горизонта». Публика юбилейного концерта приблизилась к этому горизонту, надо полагать, максимально.

Именно публику – внимательную, чувствующую, с множеством молодых лиц в зале, Елизавета Ильинична Леонская назвала в интервью главной отличительной чертой Петербургской филармонии. Ради нее, той самой публики, она и приехала в Большой зал осенью 2022 года, когда едва ли не все зарубежные музыканты исключили российские города из своих гастрольных маршрутов. Эти выступления – с оркестром 27 сентября и сольной программой 1 октября – стали для всех причастных в зале и за кулисами не только сильным музыкальным впечатлением, но и глотком надежды.

О. Р.


Концерты

  • 8 февраля 1974

    5-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Бетховен. Увертюра «Король Стефан».Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Симфония № 7




Другие материалы

Владимир Крайнев

Владимир Крайнев

Фортепиано 1944–2011

Ван де Вестин

Композитор ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»