Персоны

Андрей Волконский

1933–2008
Андрей Волконский

Биография

Волконский Андрей Михайлович – композитор, клавесинист, пианист.


Биография Андрея Волконского разительно отличалась от биографий всех его советских коллег. Хотя бы потому, что мало кто из них мог похвастать такой родословной. В роду, идущему от самих Рюриковичей, был, например, прототип князя Болконского-старшего – дед Льва Толстого, Николай Сергеевич Волконский. Другой отдаленной родственнице будущего музыканта-авангардиста – хозяйке знаменитого литературного салона Зинаиде Волконской – посвящали стихи Баратынский, Пушкин и Мицкевич.

Родители Андрея покинули Россию сразу после Октябрьской революции. Отец, певец-баритон, пел на разных европейских сценах, используя псевдоним, чтобы не бросать тени на княжескую фамилию. В 1933 году, когда родился Андрей, семья жила в Женеве. Здесь он и начнет заниматься музыкой – сначала дома, затем в Женевской консерватории, успеет один год поучиться и в Русской консерватории в Париже, но в 1947-м вместе с семьей приедет в СССР. Так родители, всегда относившиеся к просоветской части эмиграции, откликнутся на послевоенный призыв властей к изгнанникам вернуться на историческую родину.

Волконским обещали содействие в поисках жилья и работы, однако отец вскоре будет сослан в Тамбов (с издевательской формулировкой «по месту бывшего жительства» – до революции в Тамбовской губернии было одно из имений княжеского рода). Самого Андрея чудом удастся оставить у тети в Москве, где он поступит в музыкальное училище, а затем и в консерваторию. Не склонный признавать авторитеты, позднее он заметит, что обучение на композиторском факультете (его педагогом считался Шапорин) мало что дало в жизни. Зато Волконский достает пластинки с записями Шенберга и книги по серийной технике, самостоятельно ищет свой путь. «Опальный князь», как Волконского в шутку называют в Москве, вообще отказывается жить по законам страны, в которую попал четырнадцатилетним подростком, и ему это как-то удается. Консерваторию Волконский не окончит, не желая пересдавать экзамены по истории КПСС, что не помешает ему в 1955 году стать членом Союза композиторов, исполняться, получать массу заказов на музыку к кино и спектаклям.


Сочинения молодого авангардиста часто играет Мария Юдина. Известная экстравагантными поступками, она предваряет исполнения фразой, которая немало смущает самого автора: «Это произведение, как и произведения Данте и Шекспира, будет жить в веках», или предупреждает публику, что сочинения Волконского с первого раза понять сложно, а потому она сейчас сыграет их дважды подряд и просит в середине не аплодировать… В 1961 году Юдина несколько раз играет Волконского в Малом зале Ленинградской филармонии: сонату для альта и фортепиано (с Федором Дружининым) и фортепианную Musica stricta (в одной программе с Бетховеном, Стравинским, Кшенеком и Веберном).

И всё же широкой публике Волконский больше известен не как автор додекафонных опусов или саундтреков к комедии «Три плюс два» и к детективу «Мертвый сезон», а как исполнитель старинной музыки – клавесинист, органист, создатель уникального вокально-инструментального ансамбля «Мадригал».

В книге воспоминаний, надиктованной журналистке Елене Дубинец незадолго до смерти, Волконский вспоминал:

«В 1964 году приехал на гастроли нью-йоркский ансамбль ‘’New York Pro Musica’’, его вытащил Никсон. Я ходил на все репетиции. Уже до этого я начинал что-то подобное делать, но ‘’Мадригал’’ возник, когда я их услышал».

Намеренно, или случайно, музыкант выпускает из своей биографии другой эпизод, который, задолго до создания «Мадригала», отразил его увлечение старинной музыкой. В 1955 году Рудольф Баршай собирает первый в стране Московский камерный оркестр, в котором Волконский играет на клавесине. Вместе с «баршаевцами» музыкант впервые появляется и на сцене Большого зала Ленинградской филармонии в 1956 году. Их сотрудничество продолжится совсем недолго. Уже в 1957-м прямо во время гастролей клавесинист покидает оркестр.

В Большом зале Волконский снова выступит в 1962 году: играет клавирный концерт ми мажор Баха с Заслуженным коллективом под управлением Геннадия Рождественского. Именитые музыканты поддерживают Волконского и охотно сотрудничают с ним. В свои программы опусы молодого композитора включает арфистка Вера Дулова, Квартет имени Комитаса. С этим ансамблем Волконский дебютирует в Малом зале имени Глинки 10 мая 1958 года как исполнитель двух фортепианных квинтетов – своего (это премьера сочинения 1954 года) и Дворжака. До 1972 года здесь состоятся 66 концертов музыканта. Он играет сольные клавесинные вечера – Французские и Английские сюиты Баха, Гольдберг-вариации, а также Скарлатти, Рамо, Куперена, исполняет баховские сонаты для виолончели и клавесина с Даниилом Шафраном (1962, 1964, 1966, 1970), представляет совместные программы с Ниной Дорлиак (1960, 1961). Старинная музыка сразу же обозначена как главное предпочтение. Лишь в редких концертах она сочетается с опусами современников, среди которых обязательно есть и сочинение самого Волконского – соната для альта и фортепиано на вечере с Рудольфом Баршаем (1959), премьера вокального цикла «Жалобы Щазы» для сопрано, английского рожка, скрипки, альта, ксилофона, вибрафона, бубна и клавесина, прошедшая в исполнении Лидии Давыдовой, автора и артистов Заслуженного коллектива под управлением Игоря Блажкова в апреле 1965 года. Но всё чаще Волконский ищет свою музыку в глубине прошлого, добираясь до XIII века. В его ансамблевых программах до 1965-го участвуют артисты обоих филармонических оркестров. Зимой 1966 года Андрей Волконский приезжает с новым составом ансамбля, получившего статус штатного коллектива Московской филармонии и название – «Мадригал».

Ансамбль "Мадригал" в концерте 31 января 1966 года. На верхнем снимке (стоят, слева направо): солисты Рубен Лисициан, Рузанна Лисициан, Карина Лисициан, Александр Туманов. Сидит слева – Лидия Давыдова. На нижнем снимке за органом – Андрей Волконский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Уже в первый визит «Мадригал» дает в Филармонии шесть (!) концертов: – 31 января и 6 февраля – в Большом зале, 2, 4, 9 и 11 февраля – в Малом зале. Успех ансамбля Волконского был грандиозным, интерес к неизвестной музыке и ее исполнителям – невероятным. Уже в мае того же года они вновь дают четыре концерта, и в ближайшее время программы «Мадригала» идут не только спаренными, но и с тройными датами, а повторы собирают переполненные залы – Малый и Большой.

Ансамбль "Мадригал" и Андрей Волконский. Рим, 1983 год.

Слушателям Волконский и его ансамбль открывают неведомый прежде пласт музыки европейского Средневековья, из которой фамилии Палестрины, Берда, Фрескобальди или Монтеверди оказываются самими известными. Волконский выписывает ноты из-за рубежа (часть из них ему просто подарит руководитель ‘’New York Pro Musica’’ Ноа Гринберг), переписывает партии от руки в нотных библиотеках (отдельно он отмечал, сколько «сокровищ» удалось найти в библиотеке Ленинградской филармонии). Программы разбиваются на блоки, выстроенные по географическому и хронологическому принципу: Германия времен Реформации, Англия времен Шекспира, Италия времен Возрождения… В 1970 году в нескольких концертах музыканты «Мадригала» представляют и русскую музыку XIII–XVI веков – анонимные духовные гимны. Одни только их названия – «Иже херувимы», «Единородный сыне», «Достойно есть» – звучат резким контрапунктом окружающей реальности. Сам Волконский ощущает этот диссонанс всё сильнее. В конце весны 1972 года состоятся его последние выступления: в Большом зале 19 мая с Ленинградским камерным оркестром Лазаря Гозмана он исполняет четыре клавирных концерта Баха, в Малом зале  21 мая играет две клавесинные сюиты Куперена и две фортепианные сонаты Моцарта (редкий для Волконского случай), а 25 мая, на вечере сонат и трио, выступает как пианист в ансамбле с Олегом Каганом и Наталией Гутман с программой из Моцарта и Бетховена.


В это время он уже готовится к эмиграции: новый 1973 год Андрей Волконский встретит в Женеве. Впоследствии он признается:

«Я совершил в жизни две ошибки: первая – возвращение в Россию, вторая – новая эмиграция на Запад».

Где-то в другом интервью он пояснит эту мысль: при всех цензурных запретах в Москве музыкант чувствовал себя среди единомышленников, сплоченных общим делом, на Западе он оказался один.


Пожив некоторое время в Швейцарии, Андрей Волконский обосновался во Франции. Сочинял, хотя не так интенсивно, как в молодые годы. Попытался создать ансамбль, подобный «Мадригалу». На протяжении двух лет записывал весь «Хорошо темперированный клавир» на клавесине. Написал книгу «Основы темперации», изданную в том числе и в Москве в 1990-е годы, в которой сформулировал итоги своих теоретических изысканий. Итоги жизни, разделенной на три периода – Европа, СССР и снова Европа, – князь Волконский подвел в биографической книге «Партитура жизни» (М.: Рипол-Классик, 2010), выхода которой уже не застал.

О. Р.


Концерты

  • 25 декабря 1956

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Бах. Прелюдия и фуга (инструментовка В. Моцарта). Бранденбургский концерт № 3. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром № 4. Сюита № 2

  • 12 января 1962

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Бах. Концерт для чембало с оркестром ми мажор. Малер. Симфония № 2

  • 13 января 1962

    (повторение программы 12 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Бах. Концерт для чембало с оркестром ми мажор. Малер. Симфония № 2

  • 31 января 1966

    (программка с составом участников ансамбля)

    Музыка средневековья и Возрождения
    Ансамбль «Мадригал»
    Художественный руководитель – Андрей Волконский

    В программе: Сезарис, Пасквини, Джезуальдо, Верт, Векки, Энсинья, Виктория, Сусато, Хаслер, аноним

  • 6 февраля 1966 (днем)

    (программка с составом участников ансамбля)

    Музыка эпохи Возрождения
    Ансамбль «Мадригал»

    В программе: Габриели, Верт, Каваццони, Векки, Габриели, Кавальери, Пасквини, Пери, Макке, Лупо, Доуленд, Ортис, Корниш, Морли, Дуцис, Преториус, Нейзидлер

  • 10 июня 1967

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    В программе: Джованни Флорентийский, Палестрина, Бёрд, Пиготт, Плейфорд, Уилкиз, Кэмпион, Кавендиш, Корниш, Морли

  • 11 июня 1967

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    В программе: Джованни Флорентийский, Палестрина, Моралес, Виктория, Алонсо, Васкес, Понсе, Фуэнльяна, музыка трубадуров, кастильские песни

  • 13 декабря 1967

    (программка с составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Фрескобальди, Палестрина, Векки, Верт, Джезуальдо, Маренцо, Монтеверди, Габриели, Габриели А., Пери, Кавальери

  • 14 декабря 1967 (днем)

    (повтор программы 13 декабря, программка с составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Фрескобальди, Палестрина, Векки, Верт, Джезуальдо, Маренцо, Монтеверди, Габриели, Габриели А., Пери, Кавальери

  • 6 июня 1968

    (программка с составом ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Дюфаи, Булл, Джонс, Кэмпион, Уилкиз, Кавендиш, Морли, Эккард, Боденшац, Преториус, Дуцис, Шютц, Хасслер

  • 20 декабря 1968

    (программка с составом участников ансамбля)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»
    Художественный руководитель – Андрей Волконский

    Шютц. Мотет «Herr, wenn ich nur dich habe». Духовные симфонии «Paratum cor neum», «Jubilate Deo omnis terra», «Venite ad me». «Песнь Симеона». Немецкий концерт «Vater unser». Монтеверди. Два концертных мадригала. Любовный мадригал «Сладчайший соловей». Триптих «Плач нимфы». Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Сцена «Коронация поэта»

  • 25 декабря 1968

    Повтор программы 20 декабря. Программка с составом участников ансамбля

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»
    Художественный руководитель – Андрей Волконский

    Шютц. Мотет «Herr, wenn ich nur dich habe». Духовные симфонии «Paratum cor neum», «Jubilate Deo omnis terra», «Venite ad me». «Песнь Симеона». Немецкий концерт «Vater unser». Монтеверди. Два концертных мадригала. Любовный мадригал «Сладчайший соловей». Триптих «Плач нимфы». Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Сцена «Коронация поэта»

  • 16 июня 1969

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    Монтеверди. Мадригалы. Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Кантата «Ave Maris stella». Магнификат для солистов и хора

  • 18 июня 1969

    Программка с полным составом участников ансамбля (повтор программы 16 июня)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    Монтеверди. Мадригалы. Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Кантата «Ave Maris stella». Магнификат для солистов и хора

  • 20 июня 1969

    Программка с полным составом участников ансамбля (повтор программы 16 и 18 июня)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    Монтеверди. Мадригалы. Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Кантата «Ave Maris stella». Магнификат для солистов и хора

  • 7 февраля 1970

    (программка с полным составом ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Дюфаи, Джованни Флорентийский, Каваццони, Монтеверди, неизвестные авторы

  • 11 февраля 1970

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Эккард, Финк, Вилларт, Дуцис, Боденшац, Преториус, Шютц, русская музыка XIII-XVII веков

  • 15 февраля 1970 (днем)

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Эккард, Финк, Вилларт, Дуцис, Боденшац, Преториус, Шютц, Джованни Флорентийский, Таписье, Машо, Дюфаи, русская музыка XIII–XVII веков

  • 19 июня 1970

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Дюфаи, русская музыка XIII–XVII веков

  • 9 октября 1970

    (анонс)

    Иоганн Себастьян Бах

    Бах. Гольдберг-вариации




Другие материалы

Лев Власенко

Лев Власенко

Фортепиано 1928–1996
Ван Клиберн

Ван Клиберн

Фортепиано 1934–2013

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»