Персоны

Ван Клиберн

1934–2013
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Ван Клиберн

Биография

Клиберн Ван / Harvey Lavan "Van" Cliburn, Jr. – американский пианист.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

25 июня 2009 года публика, пришедшая на концерт Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением Владимира Ашкенази, не сразу смогла сосредоточить свое внимание на вышедших на сцену музыкантах. В служебной ложе, где важные гости не были редкостью, появился очень высокий, худой человек, который приковал к себе взгляды затихшей аудитории. В них слились удивление и восхищение, отражавшие невероятность происходящего. Это был Ван Клиберн.

Примерно так же реагировали все, кто увидел Вана Клиберна за кулисами, – в парадной Голубой гостиной и на открытом балконе (был теплый летний вечер), где кумир миллионов советских людей, сохранивший любовь и в новой России, пренебрегая американскими правилами здорового образа жизни, с удовольствием курил, открыто улыбаясь случайным собеседникам. Кто-то из них сказал Клиберну, что был ребенком в 1965-м на его концертах в Большом зале, и пианист вспомнил, что здесь с хоров ему бросали букетики ландышей. С концертами в Большой он всегда приезжал в белые ночи. Лишь первое выступление пианиста здесь в 1958 году состоялось в конце апреля, и несмотря на календарную весну, градусник за окном показывал ниже нуля. Совсем иной была температура в зале – триумфатора Первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве встречали как национального героя.

Публика у входа в гостиницу «Европейская», где остановился пианист (гостиница расположена через дорогу напротив Большого зала филармонии и является традиционным местом остановки музыкантов и коллективов, гастролирующих в Филармонии). В день концерта 13 июня 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Конечно, символом России для американского пианиста был не Петербург-Ленинград, а Москва. На Конкурс Чайковского Клиберна решила отправить его профессор в Джульярдской школе Розалия Левина, эмигрировавшая из Российской империи еще в 1909 году. И она, и ее муж Иосиф Левин, однокашник Скрябина и Рахманинова, были золотыми медалистами Московской консерватории, которую окончили (он в 1892-м, она в 1898-м) у Василия Сафонова. В Джульярдскую школу Клиберн поступил в 17 лет, прекрасно подготовленный мамой, профессиональной пианисткой с хорошей музыкальной родословной: она занималась у выпускника Петербургского университета, а потом ученика и секретаря Ференца Листа Артура Фридхайма. В 12 лет Ван Клиберн стал победителем национального юношеского музыкального конкурса и дебютировал с Хьюстонским симфоническим оркестром.

Актер Николай Черкасов, Ван Клиберн и скрипач Валерий Климов. Большой зал филармонии, в день концерта 25 апреля 1958 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Конкурс имени Чайковского ставил перед молодым музыкантом гораздо более сложные задачи. 30 марта 1958 года на жеребьевке Клиберну достается 15-й номер. Из 50 конкурсантов, приехавших в Москву из 23 стран, на II тур проходит 20, в III туре остается 8 человек. Возглавляемое Эмилем Гилельсом жюри, в состав которого входят выдающиеся западные и отечественные музыканты – Маргарита Лонг, Карло Цекки, Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер, Лев Оборин (всего 19 человек), расходясь в оценках, достаточно единодушно определяет круг лидеров. По общей сумме балов после II тура третью позицию делят Ван Клиберн и Наум Штаркман, их опережают Лев Власенко (больше, чем на 1 балл) и Лю Ши-Кунь. И только Рихтер в каждом туре ставит Клиберну высший бал – 25.

Ван Клиберн. Сольный концерт в Большом зале, июнь 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Решающим становится III тур. После исполнения с оркестром Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина обязательного концерта № 1 Чайковского и концерта № 3 Рахманинова имя победителя не вызывает сомнений. Это Ван Клиберн. Сердца публики окончательно растопит транскрипция «Подмосковных вечеров» Соловьева-Седого, сыгранная Клиберном «на бис» в концерте лауреатов.

В одно мгновенье он становится знаменит. На пианиста обрушиваются безусловный успех, ошеломительный прием публики и всеобщая любовь, в которой была не только музыкальная составляющая. Молодой, русоволосый, долговязый, улыбчивый американец «обезоружил» оттаивающих в хрущевскую «оттепель» советских граждан и даже их руководителей. Глава государства Никита Сергеевич Хрущев приветствует Клиберна на приеме, а имя «Ван» легко переделывается в его устах на ласковое «Ваня».

Ван Клиберн в качестве дирижера. Большой зал, оркестр ЗКР, 24 июня 1965 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После русского триумфа в Нью-Йорке его встречают заполонившие улицы американцы – так 12 апреля 1961 года Москва будет встречать Гагарина. Еженедельник ‘’Time’’ выходит со статьей под заголовком «Техасец, покоривший Россию». Для Клиберна начинается новая жизнь, он выступает в Карнеги-холле, гастролирует, в 1962-м в Техасе открывают конкурс его имени, которым Клиберн руководит до конца жизни. Он занимается благотворительностью, учреждает стипендии для молодых пианистов.

Сольный концерт Вана Клиберна. Большой зал, 30 мая или 1 июня 1972 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Творческие и дружеские отношения связывают Клиберна с русскими музыкантами, среди которых Лев Власенко (они подружились еще на конкурсе), Кирилл Кондрашин, Мстислав Ростропович. В сентябре 2009 года Клиберн приедет в Москву на фестиваль мастер-классов «Слава Маэстро», посвященный памяти Ростроповича. А в июне 2014-го Ольга Ростропович посадит в парке Дома-музея П. И. Чайковского в Клину березу в память о Ване Клиберне – это было завещание американского пианиста. Именно так – Ван Клиберн, а не Вэн Клайберн, произносили его имя в России, а когда попробовали исправить, Клиберн просил сохранить русский вариант произношения.

Негласным символом русско-американских связей он виделся по обе стороны границы. Неслучайно, прервав исполнительскую карьеру в 1978 году (успешность старта оказалась ярче дистанции), Ван Клиберн сыграет на публике лишь в 1987-м – в Белом доме для американского президента Рональда Рейгана и советского лидера Михаила Горбачева. А в первый после перерыва тур в 1994 году он отправится с концертом № 1 Чайковского. Его Клиберн сыграет в Москве с оркестром под управлением Константина Орбеляна 23 сентября 2004 года на благотворительном вечере, посвященном жертвам трагических событий в Беслане. Петербургская публика Клиберна тогда не услышит. Хотя на всех предыдущих гастролях пианист после Москвы обязательно приезжал в Большой зал Ленинградской филармонии.

Впервые он здесь выступал сразу же после конкурса, завершившегося в Москве 13 апреля. 21 и 23 апреля Клиберн играет в Большом зале сольную программу, а 25 числа с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Кирилла Кондрашина исполняет концерт № 3 Рахманинова. Пианист приедет сюда еще четырежды. Играет и сольные программы, и с оркестром. На вечере фортепианных концертов 15 июня 1960 года он исполнит концерты № 3 Прокофьева и № 2 Брамса, дирижирует Геннадий Рождественский. 24 июня 1965-го на фестивале искусств «Белые ночи» не только повторит Третий концерт Прокофьева, но и встанет за пульт Заслуженного коллектива с программой из увертюры Кабалевского к опере «Кола Брюньон» и Симфонических танцев Рахманинова (увлечение дирижированием будет лишь эпизодом в биографии Вана Клиберна).

В тот вечер музыкант оставит первую запись в «Золотой книге» – альбоме филармонических автографов:

Дорогому оркестру Ленинградской филармонии,
которому я так обязан за часы музыкального счастья!
Благослови вас всех! Я надеюсь вновь встретиться с вами очень скоро.
С искренностью, благодарностью и, конечно, с необыкновенной признательностью.
Ван Клиберн
24 июня 1965

В 1972-м, 22 мая, он сыграет с Симфоническим оркестром под управлением Кондрашина три концерта – Грига, № 5 Бетховена и № 1 Чайковского. Аудитория Большого зала филармонии тогда впервые услышит Чайковского в исполнении Клиберна. После 15-летнего перерыва, 9 июля 1989 года, Ван Клиберн еще раз исполнит этот Концерт, а также Первый концерт Листа. Вечер объявляют благотворительным, а сбор от концерта перечисляют в Фонд культуры на сооружение памятника Петру Ильичу Чайковскому: идея, охватившая интеллигенцию в годы перестройки, так и не будет реализована.

И хотя выступление пианиста прошло с оркестром Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко, свою вторую запись в «Золотой книге» Клиберн вновь посвящает Заслуженному коллективу:

Великому оркестру Ленинградской филармонии с теплотой, в память о вашем постоянном поклоннике и искреннем друге.
Ван Клиберн
9 июля 1989

Ван Клиберн в концерте 9 июля 1989 года (последнее выступление в Филармонии). Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 2011 году Ван Клиберн возглавит фортепианное жюри Одиннадцатого Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Тогда же он еще раз посетит Дом-музей композитора в Клину. Здесь ему вручат копии множества писем, приходивших более полувека назад на имя пианиста, безоговорочно покорившего Страну Советов в 1958 году.

И. Р.


Концерты

  • 21 апреля 1958

    Фортепианный вечер
    Ван Клиберн (США)

    В программе: Моцарт, Шопен, Барбер, Бетховен, Прокофьев, Рахманинов, Шуман–Лист, Лист, Скрябин

  • 23 апреля 1958

    (повтор программы 21 апреля)

    Фортепианный вечер
    Ван Клиберн (США)

    В программе: Моцарт, Шопен, Барбер, Бетховен, Прокофьев, Рахманинов, Шуман–Лист, Лист, Скрябин

  • 25 апреля 1958

    Концерт лауреатов конкурса им. Чайковского (1-я премия)

    Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 13 июня 1960

    Фортепианный вечер
    Ван Клиберн (Вэн Клайберн) (США)

    Бах–Лист. Фантазия и фуга для органа соль минор. Лист. Соната си минор. Рахманинов. Соната № 2

  • 15 июня 1960

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 21 июня 1965

    2-й концерт 1-го цикла

    Фортепианный вечер
    Ван Клиберн (США)

    Бетховен. Соната № 23 (Аппассионата). Прокофьев. Соната № 6. Лист. Соната си минор.

  • 24 июня 1965

    1-й концерт 2-го цикла

    Симфонический концерт
    Дирижер и солист (фортепиано) – Ван Клиберн (США)

    Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Рахманинов. Симфонические танцы. Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.

  • 25 июня 1965

    Фортепианный вечер
    Ван Клиберн (США)

    В программе: Брамс, Моцарт, Барбер, Шопен

  • 28 мая 1972

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Ван Клиберн (США)
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 30 мая 1972

    (машинопись)

    Фортепианный вечер
    Ван Клиберн (США)

    В программе: Брамс, Бетховен, Шопен, Дебюсси, Шуман–Лист

  • 1 июня 1972

    (машинопись)

    Фортепианный вечер
    Ван Клиберн (США)

    В программе: Брамс, Прокофьев, Шопен, Лист, Дебюсси

  • 9 июля 1989

    Сбор от концерта будет перечислен в Фонд культуры на сооружение памятника П. И. Чайковскому

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1



Ван Клиберн

Ван Клиберн

Фортепиано 24 июня 1965

Ван Клиберн

Ван Клиберн

Фортепиано 9 июля 1989



Другие материалы

Андрей Волконский

Андрей Волконский

Композитор 1933–2008
Гоар Галачян

Гоар Галачян

Меццо-сопрано 1923–2008

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»