Персоны

Василий Соловьев-Седой

1907–1979
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Василий Соловьев-Седой

Биография

Соловьев-Седой Василий Павлович – композитор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Будущий автор знаменитых советских песен вырос в доме на Невском проспекте, где за чистоту и порядок отвечал его отец – старший дворник Павел Соловьев. Он и подарил сыну балалайку, и мальчик освоил ее с легкостью. Первое пианино Вася Соловьев увидел в кинотеатре «Слон», который открылся в их доме, попробовал клавиши, подобрал знакомую мелодию, а вскоре стал тапёром – сопровождал на пианино немые фильмы. Импровизировал легко, и в 1925-м его взяли пианистом на Ленинградское радио – аккомпанировать утренней гимнастике и певцам-любителям. Профессиональное образование талантливый самоучка начнет получать лишь в 1929-м, сначала в Музыкальном техникуме, а потом в Консерватории, которую окончит в 1936 году. Именно по совету консерваторского педагога по композиции, профессора Петра Рязанова, музыкант возьмет псевдоним. Так, к фамилии Соловьев добавиться вторая – Седой (это прозвище ему дали еще в детстве за светлые волосы).

Василий Павлович Соловьев-Седой будет писать оперетты и балеты – сюиты и отдельные номера из них прозвучат не раз в Большом зале Ленинградской филармонии, фортепианные пьесы – их исполняет жена композитора Татьяна Рябова. Но в историю отечественной музыкальной культуры он войдет как автор замечательных песен – лиричных, теплых, с мелодиями естественной красоты, не утративших своего обаяния и по сей день. Редкая судьба для массового жанра. Быть может, лучшие из них написаны во время войны – «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были». Но и после войны будут «Где же вы теперь, друзья-однополчане», песни из кинофильмов (самая популярная – про пилотов).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Кажется, Соловьев-Седой сочинил и главную песню про Москву – «Подмосковные вечера». Конечно, он писал и о родном «городе над вольной Невой» – «Прощай, любимый город», «Слушай, Ленинград» (обе на стихи Александра Чуркина). Но первой была «Песня о Ленинграде» на слова Елены Рывиной («Разгорайся наша песня, / Молода и горяча. / Наш прекрасный светлый город / Носит имя Ильича»). За нее и за песню «Парад», композитор получил две первые премии на конкурсе Ленинградского Союза композиторов в 1936 году. Сегодня их, созданных на злобу дня, вряд ли кто-то вспомнит. Но именно эти песни (а также «От края до края» о Сталине, куда же без нее в 1937 году?) впервые прозвучали в Большом зале филармонии в исполнении хора Капеллы и Заслуженного коллектива под управлением автора.
Авторский вечер В. П. Соловьева-Седого 19 января 1959 года в Малом зале филармонии.
С пианисткой Татьяной Рябовой и певцом Владимиром Журавленко (бас).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцену филармонических залов он будет выходить еще не раз как автор-исполнитель – аккомпанировать на рояле в праздничных программах, дирижировать в Большом зале в 1939-м и 25 апреля 1957-го – на авторском концерте, посвященном 50-летию композитора.

ID=1

Выступает Соловьев-Седой в Филармонии с приветственными речами на концертах советской музыки и как председатель Ленинградского отделения Союза композиторов – на этот пост его избирают в 1948 году. Кресло председателя Василий Павлович передаст в 1964-м Андрею Петрову, который выступит со вступительным словом 25 апреля 1977 года на последнем в Большом зале авторском концерте Соловьева-Седого, посвященном его 70-летнему юбилею. Кроме Симфонического оркестра филармонии под управлением Александра Дмитриева в концерте участвовали многие ленинградские коллективы.
19 января 1959 года. В. П. Соловьев-Седой и вокальный дуэт Виталий Копылов (тенор) и Владимир Матусов (баритон).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Артисты Соловьева-Седого любили, его песни пели все звезды отечественной эстрады – от Утесова и Бернеса до Хиля и Сенчиной. Любили за музыку, за фантастическое чувство юмора (об этом вспоминают все, кто знал Василия Павловича) и жизнелюбие.

Ровно 20 лет имя Соловьева-Седого носил Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского радио и телевидения: его присвоили коллективу в 1981-м, но в 2001-м почему-то «отобрали», теперь это Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга Центра музыкальной культуры «Чайковский». Но песни композитора, во всяком случае, лучшие из них, уже заняли свое место в истории отечественной музыки.

И. Р.


Концерты

  • 1 ноября 1937

    (программа)

    Концерт из произведений советских композиторов при участии авторов

    В программе: Соловьев-Седой, Желобинский, Ходжа-Эйнатов, Юдин, Чишко, Шостакович, Дунаевский

  • 23 ноября 1937

    VI концерт (программка на 23 и 24 ноября, с аннотацией и рукописными пометами в скобках)

    Культпоход завода «Электросила»
    Декада советской музыки

    В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский

  • 24 ноября 1937

    VII концерт (программка на 23 и 24 ноября)

    Декада советской музыки

    В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский

  • 21 января 1939

    Концерт памяти В. И. Ленина

    Носов. Гимн Ленину. Томилин. «Два сокола». Соловьев-Седой. Песня о Ленинграде. Дзержинский. Казачья песня из оперы «Тихий Дон». Дунаевский. Реквием памяти вождя. «Герои Хасана». «Дальняя сторожка». «Дорогой широкой». Песня о Сталине. Бетховен. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт»

  • 21 мая 1949

    (в рамках Пленума Ленинградского Союза композиторов, программа и пригласительный билет)

    Симфонический концерт из произведений советских композиторов

    В программе: Салманов, Ходжа-Эйнатов, Свиридов, Евлахов, Владимирцов, Соловьев-Седой, Богданов, Прицкер, Лобковский, Носов

  • 17 декабря 1950

    (рукописная книга)

    Большие праздничные концерты

    (программа не указана)

  • 17 декабря 1950

    (рукописная книга)

    Большие праздничные концерты

    (программа не указана)

  • 21 января 1951

    (рукописная книга)

    Концерт артистов Гостеатров и филармонии

    (программа не указана)

  • 18 февраля 1952

    (рукописная книга)

    Концерт, посвященный 60-летию творческой деятельности С. О. Давыдовой

    (программа не указана)

  • 22 ноября 1953

    2-й концерт 1-го абонемента

    Смотр творчества ленинградских композиторов
    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский
    Дирижер – Арвид Янсонс
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Салманов. Симфония № 1. Дзержинский. Три оды для баритона и симфонического оркестра. Балкашин. Симфоническая поэма «Павлик Морозов». Ходжа-Эйнатов. Поэма-кантата для солистов, хора и симфонического оркестра

  • 23 ноября 1955

    1-й концерт 6-го абонемента

    Смотр творчества ленинградских композиторов
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Ходжа-Эйнатов. Симфония. Фантазия для фортепиано с оркестром. Уствольская. «Детская сюита». Евлахов. Сцены из балета «Ивовая веточка»

  • 25 апреля 1957

    Юбилейный концерт, посвященный 50-летию В. П. Соловьева-Седого

    В программе: Соловьев-Седой

  • 19 мая 1968

    Вечер, посвященный памяти композитора Исаака Дунаевского
    Дирижер – Израиль Гусман

    В программе: Дунаевский, устные выступления




Другие материалы

Ефим Сеймович

Ефим Сеймович

Фортепиано ?–1974
Марк Тайманов

Марк Тайманов

Фортепиано 1926–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»