Персоны

Рудольф Баршай

1924–2010
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Рудольф Баршай

Биография

Баршай Рудольф Борисович – альтист, дирижер.

Источник изображения: to-name.ru

Волею судьбы Рудольф Баршай родился в казачьей станице Краснодарского края, где заезжий коммивояжер Беньямин Баршай, увидев дочь казачьего атамана Марию Алексееву, влюбился и женился на ней. В 1928 году в станице начинаются репрессии, и отец увозит семью. Сначала они живут в Ташкенте, потом в Бухаре, в азербайджанском Кировабаде, где Баршай идет в школу, и наконец, в Калинине (Твери). Музыка приходит в жизнь мальчика не сразу. Он разводит голубей, увлекается техникой, сам собирает радиоприемник, по которому потом будет ловить музыкальные программы. В общеобразовательной школе он поет в хоре, а в музыкальной, услышав в коридоре доносящиеся из класса звуки «Лунной сонаты» Бетховена (он не знал, что это), просит отца купить пианино. Денег хватает на скрипку. Потом будет неудачная попытка поступить в Московскую музыкальную школу при консерватории, решение бросить скрипку (она отправлена на шкаф) и вновь многочасовые занятия. В 14 лет Рудольф Баршай сдает экзамены в ЦМШ, но зачисляют его в Музыкальное училище при консерватории, где преподает знаменитый скрипач и педагог, выпускник Леопольда Ауэра по Петербургской консерватории Лев Цейтлин. Он заметил талантливого подростка и взял в свой класс, оставшись навсегда его учителем и наставником.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1941 году Московскую консерваторию и ее подразделения эвакуируют на Волгу. Баршай-старший принимает решение ехать в Узбекистан. Сам работает на военном заводе в Бухаре, а Рудольф не без сложностей поступает в Ленинградскую музыкальную десятилетку, пережидавшую годы войны в Ташкенте. В свой класс его берет другой воспитанник Леопольда Ауэра – Юлий Эйдлин. В ленинградской школе-интернате Баршай проводит меньше трех лет, но обретает друзей, о которых будет тепло вспоминать и в глубокой старости: среди одноклассников – Михаил Вайман, Юрий Крамаров, среди малышей, которых опекают старшие, – Борис Гутников, Виктор Либерман.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В конце декабря 1943-го Рудольф Баршай сдает экзамены в Московскую консерваторию – о вызове в Москву и о бытовом обустройстве будущего студента хлопочет профессор Цейтлин. Но оканчивает он учебу в 1948 году как альтист в классе Вадима Борисовского. Переход на альт – сознательный выбор музыканта. Собирая студенческий струнный квартет (будущий Квартет имени Бородина), Баршай не может найти хорошего альтиста и принимает решение сам играть на альте. В первом составе ансамбля играют: 1-я скрипка – Ростислав Дубинский (до 1976-го), 2-я скрипка – Владимир Рабей, альт – Рудольф Баршай, виолончель – Валентин Берлинский (до 2007-го). В октябре 1946-го Квартет дает первый публичный концерт, в этом же году его принимают в штат Московской филармонии. Именно с Квартетом Рудольф Баршай дебютирует на сцене Ленинградской филармонии – 5 и 8 января 1950 года в Малом зале музыканты исполняют две программы – квартеты Гайдна, Бетховена, Мендельсона, Сметаны, фортепианные квинтеты Шумана с Исайей Рензиным и Шостаковича – с автором за роялем. С Шостаковичем Баршая свяжут долгие и близкие, несмотря на разницу в возрасте, отношения, Баршай переложит для камерного оркестра несколько его квартетов. Самой известной и исполняемой станет Камерная симфония – версия Восьмого квартета.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

20 января 1950 года Рудольф Баршай впервые играет в Большом зале с Заслуженным коллективом под управлением Карла Элиасберга – солирует в симфонии «Гарольд в Италии» Берлиоза. Приглашают его как лауреата Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949). В залах Филармонии в составе Квартета он появится еще несколько раз, в том числе в ансамбле со Святославом Рихтером – еще одной важной фигурой в биографии музыканта.

В 1955 году Квартету Московской филармонии будет присвоено имя Бородина. Бородинцы станут эталонным струнным ансамблем и получат мировое признание. Но это случится уже без Баршая, он уходит из Квартета в 1953-м. Баршай займется сольной карьерой. В Большом зале в 1956-м в январе исполнит с Леонидом Коганом Концертную симфонию Моцарта под управлением Евгения Мравинского, в марте – Концерт Форсайта на вечере английской музыки, дирижирует Николай Аносов. В Малом зале имени Глинки играет сольные вечера – с Владимиром Шрайбером (1954, 1957) и с Андреем Волконским (1959). На камерной филармонической площадке Баршай продолжает выступать в ансамблевых концертах, играет с московскими квартетами Большого театра, имени Чайковского, сотрудничает с ленинградским Квартетом имени Глазунова (в 1955–1956 годах в ансамбле не было постоянного альтиста). Афиша Малого зала словно свидетельствует: Баршай ищет «свой» коллектив. И он его не просто находит. Он его создает. Баршай уже целиком поглощен новым делом, которое станет главным в его жизни на два с лишним десятилетия.

Рудольф Баршай и оркестр Немецкая молодёжная филармония (Junge Deutsche Philharmonie) в концерте 4 сентября 1997 года. Солистка – Памела Кобурн (США).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В октябре 1956 года Рудольф Баршай собирает лучших московских музыкантов, объединяет их в камерный оркестр и начинает репетировать. Занимаются сначала по ночам, Баршай работает, добиваясь максимального совершенства – в звучании и в прочтении партитур. 5 марта 1956-го музыканты дают первый концерт в Малом зале Московской консерватории, 25 декабря 1956 года впервые выступают в Большом зале в Ленинграде. Уже в январе 1957-го Московский камерный оркестр становится штатным коллективом Московской филармонии, начинает гастролировать по всей стране, с 1958-го выезжает за рубеж, получая признание как один из лучших камерных оркестров мира. Уровень Московского камерного оркестра невероятно высок. С ним играют самые именитые солисты – Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Святослав Рихтер, с которым оркестр Баршая дает несколько концертов и в Малом зале Ленинградской филармонии. Для отечественных слушателей Баршай открывает неизвестную прежде музыку – Рамо, Люлли, Вивальди, Джеминиани, Пёрселла, но главное, новый стиль исполнения – Гайдна, Моцарта, Баха. Баршаевцы – пионеры в этой области, вслед за первым в СССР камерным оркестром такие коллективы появляются в Ленинградской филармонии, в других крупных городах. Баршаю подражают и в репертуаре, и в исполнительской манере, но это благотворное влияние, постепенно формирующее культуру камерного оркестрового музицирования в стране. Играют музыканты и современную музыку – Бориса Чайковского, Вайнберга, Локшина, Левитина. Для оркестра Баршай специально делает переложения «Мимолетностей» Прокофьева, квартетов Шостаковича. И всё же главное место в программах оркестра Баршая занимает Бах. Поклонение перед ним воспитано с юношеских лет Львом Цейтлиным. В беседах с Олегом Дорманом, автором фильма «Нота» и одноименной книги, сохранившей на бумаге монологи Рудольфа Баршая, 88-летний музыкант вспоминает:

«Перед Бахом Цейтлин преклонялся. Говорил: ‘’Ты должен играть Баха все время, всю жизнь, каждый день’’».

Баршай со своим оркестром играл Бранденбургские концерты, оркестровые сюиты, скрипичные концерты, солировал Лев Маркиз, клавирные – с Эмилем Гилельсом и Татьяной Николаевой, «Музыкальное приношение». Главным сочинением Баха станет для Баршая его недописанное завещание – «Искусство фуги». Сделать версию «Искусства фуги» для камерного оркестра (у Баха в сочинении не указан инструмент) Баршаю предложила Мария Юдина. Дописать неоконченную последнюю фугу настоятельно посоветовал Дмитрий Шостакович, которому Баршай показывал свою оркестровку. Так возник новый опус – «Искусство фуги» Баха в редакции и инструментовке Рудольфа Баршая. В Большом зале Московский камерный оркестр исполняет «Искусство фуги» с ноября 1970-го (пока без завершения, оно появится годом позже). Баршай включает Баха и в программу своих последних ленинградских гастролей с коллективом зимой 1975 года: 6 декабря в Большом зале музыканты играют программу из сочинений Вивальди, Гайдна и Шуберта, а 7 декабря – в Малом зале «Искусство фуги».

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1977 году Рудольф Баршай эмигрирует. Он будет руководить Израильским камерным оркестром, Борнмутским симфоническим (1982–1988), дирижировать оркестрами Лондона, Парижа, Берлина, Токио, а 28 февраля 1997 года выступит в Большом зале Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом. Первое предложение приехать сюда Рудольфу Борисовичу было сделано еще в 1988 году, когда появилась немыслимая еще недавно возможность приглашать уехавших из СССР музыкантов. Баршай приглашение принял, но с условием – продирижировать Седьмой симфонией Шостаковича. И хотя политические перемены уже охватили страну, Ленинградская филармония не осмелилась доверить эмигранту симфонию, ставшую символом блокады. Шостаковича – Пятую симфонию – Баршай в Большом зале будет исполнять с ЗКР 1 ноября 1997 года. Но для своего первого концерта он на сей раз выберет Девятую симфонию Малера. Малер станет в эти годы новым центром, вокруг которого строится жизнь музыканта. В интервью Олегу Дорману Баршай признается:

«Если я в жизни сделал что-то важное, то это две вещи: Искусство фуги Баха и Десятая симфония Малера. В это время я жил».

Десятую Малера, завершенную по авторским эскизам Дерриком Куком, Баршаю предлагают дирижировать в одном из концертов на Западе. Версия Кука его не устраивает, он начинает с ее редакции, но приходит к убеждению в необходимости собственной версии. Оригинал малеровских эскизов ищет и случайно находит у ученика Альбана Берга, делает копию и приступает к работе, тщательно пробираясь сквозь наброски, пытаясь угадать мысли композитора, радуясь каждой найденной ноте. Мировая премьера Десятой симфонии Малера, законченной Рудольфом Баршаем, проходит в Большом зале Петербургской филармонии 23 ноября 2000 года. Баршай в последний раз стоит за пультом Заслуженного коллектива, с которым дебютировал как солист полвека назад.

И. Р.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича


Концерты

  • 20 января 1950

    4-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Берлиоз. «Гарольд в Италии». Дебюсси. Два ноктюрна. Дюка. «Ученик чародея»

  • 14 октября 1952

    Вокальный вечер
    Михаил Александрович

    В программе: Алябьев, Глинка, Титов, Кушелев-Безбородко, Вильбоа, Шереметьев, Булахов, Петров, Сметана, Доницетти, Бизе, Пуччини, Чилеа

  • 7 января 1953

    Вокальный вечер
    Михаил Александрович

    В программе: Глинка, Донауров, Булахов, Вильбоа, Шереметьев, Варламов, Мартини, Россини, Пуччини, Эспозито, Галеви

  • 9 января 1953

    Вокальный вечер
    Михаил Александрович

    В программе: Глинка, Титов, Булахов, Варламов, Доницетти, Пуччини, Леонкавалло, Чилеа

  • 26 января 1956

    2-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Моцарт (к 200-летию со дня рождения)
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Увертюра к опере «Дон Жуан». Симфония № 33

  • 27 января 1956

    Симфонический концерт
    Моцарт (к 200-летию со дня рождения)
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Симфония ми-бемоль мажор

  • 17 марта 1956

    5-й концерт 1-го абонемента

    Вечер английской музыки
    Дирижер – Николай Аносов

    Бриттен. Четыре интерлюдии из оперы «Питер Граймс». Форсайт. Концерт для альта с оркестром. Гренвил Банток. Две песни из цикла «Китайские песни» на слова китайского поэта Ли-По. Скотт. Колыбельная. Английская народная песня. Уолтон. Симфоническая сюита «Фасад»

  • 25 декабря 1956

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Бах. Прелюдия и фуга (инструментовка В. Моцарта). Бранденбургский концерт № 3. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром № 4. Сюита № 2

  • 27 декабря 1956

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Манфредини. Симфония № 10. Рамо. Концерт для струнного оркестра соль минор. Вивальди. Концерт для оркестра ре минор. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Перселл. Павана. Чакона

  • 21 октября 1958

    Вечер итальянской музыки
    Московский камерный оркестр

    Альбинони. Концерт для струнных инструментов и органа № 1. Корелли. Concerto Grosso ре мажор. Боккерини. Симфония № 2 ми-бемоль мажор. Вивальди. Концерт для гитары с оркестром. Карулли. Концерт для гитары с оркестром. Джеминиани. Concerto grosso № 12 ре минор (по сонате для скрипки и фортепиано «La folia» Корелли)

  • 12 января 1959

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Эмиль Гилельс
    Московский Камерный оркестр

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Гайдн. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор

  • 13 января 1959

    (повтор программы 12 января)

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Эмиль Гилельс
    Московский Камерный оркестр

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Гайдн. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор

  • 5 декабря 1961

    (программка с составом оркестра)

    Вечер камерной музыки

    В программе: Моцарт, Галынин, Прокофьев, Бах, Вивальди, Стравинский

  • 3 апреля 1962

    (программка с составом оркестра)

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель и главный дирижер – Рудольф Баршай

    В программе: Вивальди

  • 22 ноября 1962

    (программка с составом оркестра)

    Антонио Вивальди
    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    В программе: Вивальди

  • 14 января 1963

    (программка с составом оркестра)

    Вечер старинной и современной музыки
    Московский камерный оркестр под управлением Р. Баршая

    Моцарт. Симфония № 29. Барток. Дивертисмент для струнного оркестра. Ряэтс. Концерт для камерного оркестра. Вивальди. Концерт для двух гобоев и оркестра. Концерт для четырех скрипок и оркестра.

  • 15 января 1963

    (программка с составом оркестра)

    Вечер старинной и современной музыки
    Московский камерный оркестр под управлением Р. Баршая

    Гендель. Concerto grosso си-бемоль мажор. Рамо. Концерт № 3 (портреты композиторов). Россини. Соната до мажор. Прокофьев. Мимолетности (15 пьес в инструментовке Р. Баршая). Моцарт. Дивертисмент ре мажор.

  • 6 октября 1963

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    В программе: Гендель, Вивальди

  • 9 октября 1963

    (программка с составом оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    В программе: Моцарт

  • 16 мая 1964

    (программка с составом артистов оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Моцарт. Симфония № 40. Шуберт. Симфония № 5. Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная»




Другие материалы

Александр Чебан

Александр Чебан

Актер 1884–1962
Уральский русский народный хор

Уральский русский народный хор

Хор 1943 – наст. время

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»