Персоны

Алексей Наседкин

1942–2014
Источник изображения: classicalmusicnews.ru
Алексей Наседкин

Биография

Наседкин Алексей Аркадьевич – пианист.

Педагог Алексея Наседкина Генрих Нейгауз однажды написал о своем ученике:

«Он музыкант такой мощной глубинной формации, что я не побоюсь сравнить его в известном смысле со Святославом Рихтером».

В этом суждении сегодня видится явное преувеличение, однако в историю советского/российского пианизма Наседкин, безусловно, впишет свою страницу.

Музыкой Алексей Наседкин начал заниматься с раннего детства, в семь лет при поступлении в ЦМШ показал не только разученную программу на фортепиано, но и оперу «О рыбаке и рыбке» собственного сочинения. Сочинять он продолжит и позднее, свои фортепианные опусы будет иногда включать в сольные программы, в том числе и в Ленинградской филармонии. Но главным в его жизни, конечно, останется фортепианное исполнительство.

Юного пианиста еще школьником отправляют представлять советское искусство за рубеж: в 1958 году он играет на Всемирной выставке в Брюсселе, в 1959-м получает золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене. Окончив ЦМШ в классе Анны Артоболевской, Наседкин поступает в консерваторию к Нейгаузу, после смерти педагога продолжит учиться у Льва Наумова, а получив диплом, сразу же с 1966 года остается преподавать.

Лауреат VI премии Конкурса имени Чайковского (1962) и I премии венского конкурса «Музыка XX века» (1967), Наседкин много концертирует по стране и за рубежом. С 1966 года он появляется и в Большом зале Ленинградской филармонии, где, впрочем, играет не так уж много. С Заслуженным коллективом и Симфоническим оркестром филармонии под управлением Арвида Янсонса, Кирилла Кондрашина, Константина Иванова, Джемала Далгата, Мариса Янсонса, Владислава Чернушенко, Александра Дмитриева пианист исполняет концерты Моцарта (№ 20) и Бетховена (№ 1), Брамса (№ 2) и Грига, Прокофьева (№ 1) и ленинградскую премьеру «Русского концерта» Николая Сидельникова. С Оркестром старинной и современной музыки под управлением Эдуарда Серова играет с Валентином Зверевым Концерт для флейты, фортепиано и струнных Бориса Тищенко, с которым был дружен. В 1976-м приезжает на гастроли с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром ЦТ и ВР. В январе 1983 года в Большом зале состоится единственный фортепианный вечер Наседкина.

Его многочисленные клавирабенды с 1967 года проходят в Малом зале имени Глинки. Здесь он выступит и в ансамбле с Наталией Гутман (их дуэт завоюет первое место на Конкурсе камерного исполнительства в Мюнхене).

Одна из учениц Алексея Аркадьевича Татьяна Николаева-Солдатенкова вспоминала в интервью о работе с педагогом:

«Наседкин всегда был склонен к тому, чтобы ничего не форсировать – ни темп, не динамику, ни чувства, он воспитывал в учениках артистическую волю и умение контролировать исполнительский процесс».

Такова же была и манера самого Наседкина – «выверенная», лишенная внешнего блеска, идущая скорее «от ума», нежели от чувств. Не случайно ему близок ХХ век: в сольных концертах звучат сонаты Берга, Стравинского, Прокофьева, Вячеслава Овчинникова, прелюдии Шостаковича и пьесы Бабаджаняна, исполняет он и собственную Сонату-балладу. При этом в репертуаре музыканта немало романтиков – Шопена, Шуберта (ему посвящает монографический вечер), Шумана, Рахманинова, Скрябина, который в поздние годы станет одним из главных композиторов для Наседкина. Программой, исполненной 16 марта 1986 года в Малом зале и посвященной 115-летию со дня рождения Скрябина, завершается ленинградский филармонических хронограф пианиста.

В Москве Алексей Наседкин продолжал играть, работал в консерватории, давал мастер-классы в России, Европе и Азии (в 1990-е годы преподавал в Музыкальной академии Токио). Авторитетного музыканта часто приглашали в жюри международных конкурсов, он возглавлял Фонд имени Артоболевской и был председателем российского отделения Общества Шуберта.

О. Р.


Концерты

  • 20 февраля 1966 (днем)

    3-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Ходжа-Эйнатов. «Элегическая поэма». Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Бетховен. Симфония № 4

  • 16 февраля 1974

    4-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Малер. Симфония № 7

  • 17 февраля 1974

    (повтор программы 16 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Малер. Симфония № 7

  • 27 октября 1974

    2-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Иванов

    Бах. Чакона. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Глонти. Романтическая симфония

  • 29 октября 1974

    (повтор программы 27 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Иванов

    Бах. Чакона. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Глонти. Романтическая симфония

  • 1 ноября 1976

    1-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Федосеев

    Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Свиридов. «Метель». Чайковский. Симфония № 5

  • 8 мая 1978

    6-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Моцарт. Увертюра к опере «Так поступают все». Шуман. Симфония № 4. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Равель. «Альборада, или Утренняя серенада шута» из цикла «Отражения»

  • 11 июня 1979

    5-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Антон Нанут (Югославия)

    Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 12 июня 1979

    7-й концерт 5-го абонемента. Повтор программы 11 июня.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Антон Нанут (Югославия)

    Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 25 января 1983

    Фортепианный вечер
    Алексей Наседкин

    В программе: Бетховен, Шопен, Скрябин, Шуберт, Рахманинов




Другие материалы

Людмила Ковнацкая

Людмила Ковнацкая

Музыковед 1941–2023
Виргилиюс Норейка

Виргилиюс Норейка

Тенор 1935–2018

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»