Персоны
Алексей Наседкин
Биография
Наседкин Алексей Аркадьевич – пианист.
Педагог Алексея Наседкина Генрих Нейгауз однажды написал о своем ученике:
«Он музыкант такой мощной глубинной формации, что я не побоюсь сравнить его в известном смысле со Святославом Рихтером».
В этом суждении сегодня видится явное преувеличение, однако в историю советского/российского пианизма Наседкин, безусловно, впишет свою страницу.
Музыкой Алексей Наседкин начал заниматься с раннего детства, в семь лет при поступлении в ЦМШ показал не только разученную программу на фортепиано, но и оперу «О рыбаке и рыбке» собственного сочинения. Сочинять он продолжит и позднее, свои фортепианные опусы будет иногда включать в сольные программы, в том числе и в Ленинградской филармонии. Но главным в его жизни, конечно, останется фортепианное исполнительство.
Юного пианиста еще школьником отправляют представлять советское искусство за рубеж: в 1958 году он играет на Всемирной выставке в Брюсселе, в 1959-м получает золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене. Окончив ЦМШ в классе Анны Артоболевской, Наседкин поступает в консерваторию к Нейгаузу, после смерти педагога продолжит учиться у Льва Наумова, а получив диплом, сразу же с 1966 года остается преподавать.
Лауреат VI премии Конкурса имени Чайковского (1962) и I премии венского конкурса «Музыка XX века» (1967), Наседкин много концертирует по стране и за рубежом. С 1966 года он появляется и в Большом зале Ленинградской филармонии, где, впрочем, играет не так уж много. С Заслуженным коллективом и Симфоническим оркестром филармонии под управлением Арвида Янсонса, Кирилла Кондрашина, Константина Иванова, Джемала Далгата, Мариса Янсонса, Владислава Чернушенко, Александра Дмитриева пианист исполняет концерты Моцарта (№ 20) и Бетховена (№ 1), Брамса (№ 2) и Грига, Прокофьева (№ 1) и ленинградскую премьеру «Русского концерта» Николая Сидельникова. С Оркестром старинной и современной музыки под управлением Эдуарда Серова играет с Валентином Зверевым Концерт для флейты, фортепиано и струнных Бориса Тищенко, с которым был дружен. В 1976-м приезжает на гастроли с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром ЦТ и ВР. В январе 1983 года в Большом зале состоится единственный фортепианный вечер Наседкина.
Его многочисленные клавирабенды с 1967 года проходят в Малом зале имени Глинки. Здесь он выступит и в ансамбле с Наталией Гутман (их дуэт завоюет первое место на Конкурсе камерного исполнительства в Мюнхене).
Одна из учениц Алексея Аркадьевича Татьяна Николаева-Солдатенкова вспоминала в интервью о работе с педагогом:
«Наседкин всегда был склонен к тому, чтобы ничего не форсировать – ни темп, не динамику, ни чувства, он воспитывал в учениках артистическую волю и умение контролировать исполнительский процесс».
Такова же была и манера самого Наседкина – «выверенная», лишенная внешнего блеска, идущая скорее «от ума», нежели от чувств. Не случайно ему близок ХХ век: в сольных концертах звучат сонаты Берга, Стравинского, Прокофьева, Вячеслава Овчинникова, прелюдии Шостаковича и пьесы Бабаджаняна, исполняет он и собственную Сонату-балладу. При этом в репертуаре музыканта немало романтиков – Шопена, Шуберта (ему посвящает монографический вечер), Шумана, Рахманинова, Скрябина, который в поздние годы станет одним из главных композиторов для Наседкина. Программой, исполненной 16 марта 1986 года в Малом зале и посвященной 115-летию со дня рождения Скрябина, завершается ленинградский филармонических хронограф пианиста.
В Москве Алексей Наседкин продолжал играть, работал в консерватории, давал мастер-классы в России, Европе и Азии (в 1990-е годы преподавал в Музыкальной академии Токио). Авторитетного музыканта часто приглашали в жюри международных конкурсов, он возглавлял Фонд имени Артоболевской и был председателем российского отделения Общества Шуберта.
О. Р.
Концерты
-
20 февраля 1966 (днем)
3-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсХоджа-Эйнатов. «Элегическая поэма». Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Бетховен. Симфония № 4
-
16 февраля 1974
4-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Малер. Симфония № 7
-
17 февраля 1974
(повтор программы 16 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Малер. Симфония № 7
-
27 октября 1974
2-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановБах. Чакона. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Глонти. Романтическая симфония
-
29 октября 1974
(повтор программы 27 октября)
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановБах. Чакона. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Глонти. Романтическая симфония
-
1 ноября 1976
1-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир ФедосеевПрокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Свиридов. «Метель». Чайковский. Симфония № 5
-
8 мая 1978
6-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевМоцарт. Увертюра к опере «Так поступают все». Шуман. Симфония № 4. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Равель. «Альборада, или Утренняя серенада шута» из цикла «Отражения»
-
11 июня 1979
5-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Антон Нанут (Югославия)Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2
-
12 июня 1979
7-й концерт 5-го абонемента. Повтор программы 11 июня.
Симфонический концерт
Дирижер – Антон Нанут (Югославия)Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2
-
25 января 1983
Фортепианный вечер
Алексей НаседкинВ программе: Бетховен, Шопен, Скрябин, Шуберт, Рахманинов