Персоны
Владислав Чернушенко

Биография
Чернушенко Владислав Александрович – дирижер, художественный руководитель Капеллы Санкт-Петербурга.
В хоровой исполнительской культуре Петербурга Владислав Чернушенко – одна из ключевых фигур. Почти полвека, с 1974 года, он руководит старейшим хором России – Петербургской капеллой, откуда и начинался когда-то его собственный путь.
В 1944 году Чернушенко поступил в первый послевоенный набор Ленинградского хорового училища при Капелле, в 1953-м начал учебу в консерватории на двух факультетах – музыковедческом и дирижерско-хоровом. Диплом хорового дирижера получил в 1958-м, завершив курс у Александра Емельяновича Никлусова. Музыковедческий не окончил, но страсть исследователя во многом определит исполнительские интересы Чернушенко.
Концерт 4 апреля 1977 года. Солист Георгий Селезнев.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После четырех лет работы по распределению в Магнитогорске (1958–1962) – в хоровой капелле и в училище – Владислав Чернушенко возвращается в Ленинград и получает свой первый коллектив – любительский хор Дома культуры работников пищевой промышленности. В ДК на улице Правды, 10, ныне не существующем, а когда-то известном благодаря первому клубу авторской песни «Восток», выступлениям Владимира Высоцкого, театру «Суббота», собирались петь хором люди самых разных профессий, и для многих Владислав Чернушенко стал проводником в неизведанный мир музыки старых европейских мастеров и русской хоровой классики.
Один из участников этого любительского хора, инженер Борис Фридман, с благодарностью вспоминает Чернушенко – его репетиции, рассказы об исполняемых произведениях, сделанные дирижером переводы канонических латинских текстов, тематические вечеринки и «капустники», инициатором и непременным участником которых был руководитель хора, поездки по стране, участие в международных конкурсах в Венгрии (1970), Польше (1973), Италии (1979), где хор ДК пищевиков становился лауреатом II премии.
Качество исполнения, которое демонстрировал коллектив Чернушенко, вызывало у международного жюри сомнения в его любительском статусе. Свидетельством высокого уровня Ленинградского камерного хора (дополнение «ДК пищевиков» из названия постепенно исчезло) было и его появление в филармонических афишах. В Малом зале имени Глинки хор Чернушенко выступал в программах Геннадия Рождественского, который после ленинградского концерта пригласил коллектив в Москву для исполнения музыки Моцарта к драме «Тамос – король Египта». В Большом зале хор участвовал в исполнении Мессы соль мажор Шуберта под управлением Арвида Янсонса, советской премьеры «Терезиен-мессы» Гайдна, представленной Игорем Блажковым, вместе с Академическим хором Латвии пел в «Осуждении Фауста» Берлиоза, дирижировал Юозас Домаркас, все концерты прошли с Заслуженным коллективом. За пультом этого оркестра Владислав Чернушенко впервые выступил в Большом зале 17 мая 1970 года в дневном абонементе «Дебюты молодых дирижеров». Это фактически был его аспирантский экзамен: в 1967-м Чернушенко окончил консерваторию, а в 1970-м и аспирантуру у Ильи Мусина уже как оперно-симфонический дирижер.
Концерт 14 сентября 1985 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Успевал он невероятно много. В 1971–1974 был штатным дирижером Малого театра оперы и балета, в 1974-м стал руководителем главного коллектива своей жизни – Капеллы, не оставляя при этом любительский Ленинградский камерный хор вплоть до 1979 года, когда стал ректором Ленинградской консерватории. Этот пост музыкант занимает до 2002 года. Но Капелла остается его приоритетным интересом.
С 1974 года хор Капеллы участвует почти во всех филармонических программах Чернушенко. Под его управлением в Большом зале впервые в Ленинграде исполняются «Огненный всадник» Гуго Вольфа (1975), Stabat Mater Дворжака (1979), звучат Высокая месса Баха, Te Deum Генделя, Реквием Моцарта, Симфония № 9 Бетховена, Месса № 3 Брукнера, кантаты «Москва» Чайковского и «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Александр Невский» и «Иван Грозный» Прокофьева, «Казнь Степана Разина» и Симфония № 13 Шостаковича.
В филармонических программах дирижера много музыки петербургских авторов – «Пушкин» Андрея Петрова, «Ярославна» Бориса Тищенко, поэма «Двенадцать» Вадима Салманова, оратории «Слово о полку Игореве» Люциана Пригожина и «С тобой и без тебя» Владислава Успенского, «Перезвоны» и «Скоморохи» Валерия Гаврилина, кантата «Голос из хора» Сергея Слонимского – с композитором Чернушенко связывало многолетнее сотрудничество: в 1975 году он представил в Большом зале премьеру сюиты из оперы Слонимского «Виринея», в 2004-м – его Реквием.
Но Владиславу Чернушенко ближе всего из современников был Георгий Свиридов. Его сочинения дирижер включает почти во все сольные программы Хора Капеллы, ему посвящает монографические концерты. В декабре 1982-го под управлением Чернушенко впервые звучат Восемь хоров a`cappella Свиридова, 17 марта 1996 года он проводит в Большом зале концерт «Фестиваля музыки Георгия Свиридова», уже после смерти композитора дирижирует программами к круглым датам со дня его рождения – 85-летию, 90-летию, 100-летию (2015).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Свиридове Чернушенко справедливо видит наследника традиций русского хорового искусства. Сохранение этих традиций Чернушенко считает своей миссией, и делает для этого немало. Как председатель Хорового общества Ленинграда, он привлекает внимание к проблеме торжественным пленумом в честь 100-летия со дня основания Русского хорового общества, пленум проходит в Большом зале 13 декабря 1979 года. Музыкант организует фестиваль «Невские хоровые ассамблеи»: открытие и закрытие первого фестиваля состоится в Филармонии в мае 1981 года, в рамках «Невских хоровых ассамблей-2005» Чернушенко даст 5 концертов к 525-летию Хора государевых певчих дьяков, из которого и выросла Певческая капелла.
В сторону русской хоровой музыки перемещаются и репертуарные предпочтения Владислава Чернушенко. Если когда-то в его программах звучали старые европейские мастера – Лассо, Джованни Габриэли, Джезуальдо, то с начала 1980-х он начинает поднимать пласт отечественной духовной музыки. Ее исполнение пока еще под официальным запретом, но 5 марта 1980-го в сольную программу Капеллы дирижер включает хоровые концерты Бортнянского, Архангельского, Чеснокова, фрагменты литургических сочинений Рахманинова и Чайковского.
В 1982 году Владислав Чернушенко исполняет в зале Капеллы «Всенощное бдение» Рахманинова, в афише название не указано, лишь опус 37. В зал на 800 мест попасть можно с трудом, на улице – конная милиция. 27 сентября 1983 года Всенощную, без афиши и программки, Чернушенко повторяет с хором Капеллы в Большом зале филармонии. Сложно представить, что эти исполнения не были санкционированы партийным начальством, иначе бы они просто не состоялись. Во всяком случае, когда в ноябре 1985 года, уже после начала перестройки, московский Камерный хор Валерия Полянского должен был петь «Всенощную» в Большом зале, именно городской комитет КПСС за несколько дней до события запретил исполнение, хотя на сей раз была и афиша, и железнодорожные билеты на руках (анонсировались недельные гастроли оркестра МК СССР Геннадия Рождественского с хором Полянского), и забронированные номера в гостинице.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Так или иначе, Владислав Чернушенко надолго оставался не только первым, но единственным исполнителем «Всенощной» Рахманинова, а потом и Чайковского, их «Литургии Иоанна Златоуста», других русских духовных сочинений. К началу 1990-х они вошли в концертный обиход. Но Чернушенко не переставал искать неизвестную или забытую музыку. Это монографический вечер из хоровых опусов Павла Чеснокова, в 1921 и 1922 годах выступавшего в Большом зале, это и сочинения для солистов, хора и оркестра – Демественная литургия Гречанинова, первая русская оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанная в 1811 году бывшим крепостным певчим Шереметевской капеллы Степаном Дегтяревым.
До 1991 года Владислав Чернушенко часто выступал за пультом филармонических оркестров. Выходил он на сцену Большого зала и с ученическими коллективами – десятилетки, консерватории, а в 1989 году дважды дирижировал здесь Симфоническим оркестром Балтийской музыкальной академии, объединившем студентов консерваторий Ленинграда, Риги, Вильнюса и Таллина.
Идея Балтийской академии советской власти не пережила. Но в 1991-м году Владислав Чернушенко создает в Капелле свой симфонический оркестр, первый состав которого тоже можно было назвать студенческим. На официальном сайте Капеллы датой создания коллектива названо 1 ноября 1991 года. Но именно под таким названием оркестр под управлением Владислава Чернушенко дает еще 17 июля 1991-го свой первый концерт в Филармонии.
Владислав Чернушенко и Георгий Свиридов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С этого времени сотрудничество дирижера с Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим оркестром становится эпизодическим. Среди редких концертов с АСО – вечер, посвященный 135-летию консерватории (30.10.1997) и 100-летию Ильи Александровича Мусина (17.01.2004). Программ с ЗКР больше, но и они чаще носят мемориальный характер: вечера памяти художественного руководителя Филармонии Виталия Фомина (ноябрь 1994) и дирижера Евгения Светланова (7.02.2003), концерт «Петербургский венок Свиридову», приуроченный к 85-летию со дня рождения композитора (2.12.2000).
Основные концерты Владислава Чернушенко проходят с оркестром Капеллы. Нередко он делит программы с сыном – главным дирижером капелльского оркестра Александром Чернушенко. Долгие годы в Капелле работает и жена Владислава Александровича – главный хормейстер хора Людмила Алексеевна Кожухова-Чернушенко.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С коллективами Капеллы и ее старинным концертным залом на Мойке, 20 связаны в последние годы все художественные планы Владислава Чернушенко, не утратившего и сегодня своей неуемной творческой энергии. В Филармонии он теперь появляется редко и в основном в арендных концертах. Таким был и вечер 16 марта 2015 года, посвященный Почетному гражданину Санкт-Петербурга Жоресу Алферову. Сам Владислав Александрович Чернушенко через год, в мае 2016-го, тоже был удостоен этого звания. Среди многочисленных государственных и общественных наград звание Почетного гражданина Петербурга, несомненно, остается важнейшим в его биографии, неразрывно связанной с родным городом.
И. Р.
Концерты
-
17 мая 1970 (днем)
4-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Владислав ЧернушенкоКотляревский. Поэма-картина «Разлив». Чайковский. Концерт ля скрипки с оркестром. Симфония № 4
-
20 мая 1972
5-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». «Скиталец», фантазия для фортепиано (в переложении для фортепиано с оркестром Ф. Листа). Месса № 2
-
12 апреля 1973 (днем)
5-й концерт абонемента «А» (по рукописной книге регистрации концертова)
Симфонический концерт
Дирижер – Виталий КатаевЧайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Тищенко. Опера «Краденое солнце»
-
13 апреля 1973 (днем)
5-й концерт абонемента «Б» (по рукописной книге регистрации концертов, повтор дневной программы 12 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Виталий КатаевЧайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Тищенко. Опера «Краденое солнце»
-
4 февраля 1974
3-й концерт 6-го абонемента
Берлиоз. «Осуждение Фауста»
Дирижер – Юрий ЕфимовБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
5 февраля 1974
(повтор исполнения 4 февраля)
Берлиоз. «Осуждение Фауста»
Дирижер – Юрий ЕфимовБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
9 мая 1974
Концерт хоровой музыки
В программе: Соловьев-Седой, Пахмутова, Баснер, Прокофьев, Гендель, Керубини, Тухманов, Таривердиев, Пожлаков, Давиденко, Слонимский, Сорокин, Зариньш, народные песни
-
10 марта 1975
5-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Владислав ЧернушенкоМоцарт. Симфония № 40. Шуберт. Месса № 2. Вольф. Баллада «Огненный всадник»
-
11 марта 1975
(повтор программы 11 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Владислав ЧернушенкоМоцарт. Симфония № 40. Шуберт. Месса № 2. Вольф. Баллада «Огненный всадник»
-
7 апреля 1975
6-й концерт 4-го абонемента
К 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Одиннадцатая Ленинградская Музыкальная весна
Дирижер – Владислав ЧернушенкоВ программе: Корчмар, Салманов, Котляревский, Слонимский
-
6 марта 1976
Концерт – рапорт ведущих хоровых коллективов Ленинграда
В программе: Мурадели, Холминов, Новиков, Прицкер, Морозов, Салманов, Соловьев-Седой, Буш, Дунаевский, Френкель, Макаров, Парцхаладзе, Фибих, Моцарт, Песков, Калинников, Кравченко, Флярковский, Сорокин, Давиденко, Ирдынеев, Щёкотов, Адлер, Чишко, Дарзиньш, Фалик, Туликов, народные песни
-
4 апреля 1977
К 60-летию Великого Октября
V пленум правления Союза композиторов РСФСР
Тринадцатая Ленинградская музыкальная весна
Дирижеры – Валерий Гергиев, Владислав ЧернушенкоДауров. Приветственная увертюра. Ямпилов. Симфоническая поэма «Первопроходцы». Эшпай. Концерт для оркестра. Барыбин. Оратория «Пою мое отечество»
-
21 марта 1978
4-й концерт 6-го абонемента
К 300-летию со дня рождения Антонио Вивальди
Дирижер – Игорь БлажковВивальди. Концерт для фагота с оркестром фа мажор. Концерт для скрипки с оркестром ля мажор. Концерт для гобоя с оркестром ля минор. Концерт для двух флейт, двух фаготов, двух труб, двух мандолин, двух гитар, виолончели, струнных и чембало. «Магнификат»
-
22 марта 1978
(повтор программы 21 марта)
К 300-летию со дня рождения Антонио Вивальди
Дирижер – Игорь БлажковВивальди. Концерт для фагота с оркестром фа мажор. Концерт для скрипки с оркестром ля мажор. Концерт для гобоя с оркестром ля минор. Концерт для двух флейт, двух фаготов, двух труб, двух мандолин, двух гитар, виолончели, струнных и чембало. «Магнификат»
-
4 апреля 1978
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЛаул. «Musica trista». Лобковский. Концерт-каприччио для флейты-пикколо, струнных, ударных и арфы. Арапов. Симфония № 4 для чтеца, меццо-сопрано, баритона, двух хоров и оркестра
-
5 июня 1978
6-й концерт 7-го абонемента
Бах. Месса си минор
Бах. Месса си минор
-
6 июня 1978
(повтор программы 5 июня)
Бах. Месса си минор
Бах. Месса си минор
-
18 июня 1978 (днем)
5-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Альвидас ШульчисВольфензон. Оратория «Марсово поле». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Чюрленис. Симфоническая поэма «Море»
-
19 июня 1978
Моцарт. Реквием
Моцарт. Реквием
-
4 ноября 1978
2-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Бетховен. Симфония № 9