Персоны

Людмила Ковнацкая

1941–2023
Юбилейный концерт-приношение Людмиле Григорьевне Ковнацкой 5 февраля 2016 года, Малый зал филармонии. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Людмила Ковнацкая

Биография

Ковнацкая Людмила Григорьевна – музыковед, органистка.

Людмила Ковнацкая. Ленинград, 1975 год. Фото: Юрий Матюшичев.
Это и следующие фото в статье из книги: “Liber amicorum” («Книга друзей». СПб.: БиблиоРоссика, 2016)

Сегодня авторитет Людмилы Григорьевны Ковнацкой, музыкального ученого, исследователя, первооткрывателя, бесспорен в отечественном и зарубежном музыковедении. Она – автор монографии « Бенджамин Бриттен» (М.: «Советский композитор», 1974), ставшей первой полной работой, посвященной английскому композитору не только в России (тогда в СССР), но и в Великобритании. На бриттеновском фестивале в Олдборо Ковнацкую принимают, как члена своей большой семьи, Кембриджский биографический центр объявляет ее «Ученым года» (1993), а за книгу «Арнольд Шенберг. Письма», она получает Литературную премию и медаль имени Беляева (2002). С лекциями по самому широкому кругу проблем Ковнацкая с 1988 года выступает в университетах континентальной Европы, Великобритании и США. В 2002-м становится членом Директории Международного музыковедческого общества (IMS), в 2012–2017 возглавляет Региональную ассоциацию стран Восточной Европы Директории IMS, а в 2017-м получает статус члена-корреспондента Американского музыковедческого общества (AMS). В 1997–2001 профессор Ковнацкая была научным консультантом по России крупнейшего в мире музыкального справочника – Британского энциклопедического словаря «The Grove’s Dictionary of Music and Musicians» (London: McMillan, 2001), для которого написала и несколько статей, в том числе о Дмитрии Шостаковиче, оказавшемся второй важнейшей доминантой научных интересов исследователя. Одним (но не единственным) из итогов ее работы стал трехтомник «Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930» (2013): газета «Музыкальное обозрение» объявило трехтомник «Книгой года», а его составителя и автора проекта Людмилу Ковнацкую – «Персоной года».

Список статей, опубликованных Ковнацкой, переходит за сотню. Несколько десятков сборников она выпустила как автор и редактор-составитель. В работе над ними почти всегда принимали участие ученики Людмилы Григорьевны. С 1969-го до 2020 года она преподавала в консерватории. Под ее научным руководством было написано пятьдесят дипломов, кандидатских и докторских диссертаций, посвященных разным темам, периодам истории и композиторским именам – от Таллиса и Перселла до Воан-Уильямса и Типпета, от Паганини до Даллапикколы, от Вебера, Брамса и Сен-Санса до Яначека, Энеску, Стравинского

В стенах Ленинградской консерватории прошли студенческие годы и самой Людмилы Ковнацкой. Сюда она поступила в 1955-м на вечернее отделение теоретико-композиторского факультета сразу после окончания музыкального училища имени Римского-Корсакова. С 1961-го параллельно училась в органном классе Исайи Александровича Браудо, а 2 мая 1964 года приняла участие в органном концерте студентов в Большом зале филармонии. На эту сцену Людмила Ковнацкая выйдет еще несколько раз с консерваторскими коллективами как исполнитель органной партии в «Военном реквиеме» Бриттена – под управлением Николая Рабиновича в декабре 1964-го, январе и апреле 1965-го и Юрия Серебрякова 19 мая 1974 года.

Премьера «Военного реквиема» Бриттена в СССР. Большой зал, 25 декабря 1964 года. Партия органа – Людмила Ковнацкая.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Интерес к Бриттену у юной Ковнацкой сформировался еще в студенчестве. Его музыка была тогда мало известна в СССР, а о доступности партитур и клавиров даже и речь не шла. Помог случай. В полупустом консерваторском коридоре студентку увидел Мстислав Ростропович (в те годы он преподавал в Ленинграде), остановился и, как всегда, легко и приветливо спросил, на каком факультете она учится и чем собирается заниматься. Услышав о Бриттене, которого знал лично, пообещал помочь с нотным материалом и обещание сдержал. Дружба свяжет Ковнацкую и Ростроповича на всю жизнь, а выпускница Людмилы Григорьевны Лариса Чиркова станет хранителем семейного архива Ростроповича и Вишневской. Но все это случится уже в 1990-е, а тогда, в 1965-м, после защиты диплома у доцента Веры Александровой, Ковнацкая поступает в аспирантуру к Михаилу Семеновичу Друскину, и эта встреча оказывается ключевой в ее жизни.

Людмила Ковнацкая и Михаил Друскин. Пярну (Эстония), 1978 год.
Фото: Александр Ковнацкий

В 1967-м она становится не только ассистентом консерваторского класса Друскина, но помощником, единомышленником, соратником профессора. Знакомится с его братом – философом, математиком, музыкантом, членом содружества «Чинари» Яковом Друскиным (1902–1980): это он в 1942-м, рискуя жизнью, вынес из дома и сохранил рукописный архив своего умершего в тюрьме друга Даниила Хармса, в котором оказались и рукописи Александра Введенского. Много лет спустя последнюю фотографию Даниила Хармса, сделанную уже в тюрьме, Людмила Ковнацкая также тайно привезет в Ленинград из Москвы, получив ее в условленном месте в запечатанном пакете от незнакомого человека. А дневники самого Якова Друскина (Друскин Я. Дневники. 1933-1962. М.: Академический Проект, 1999; Друскин Я. Дневники. 1963-1979. Перед принадлежностями чего-либо. М.: Академический Проект, 2001) подготовит к изданию сестра Михаила и Якова Друскиных Лидия Семеновна Друскина (1911–2005), которую Ковнацкая будет опекать до конца ее дней.

Архив Михаила Семеновича Друскина стал после его ухода из жизни в 1991-м важнейшей работой для Людмилы Ковнацкой. Тщательно разобранный и систематизированный, он был передан в Российскую национальную библиотеку. А в 2018 году в издательстве «Композитор. Санкт-Петербург» вышел седьмой, последний том собрания сочинений Друскина. Инициатором, автором проекта и редактором-составителем стала Людмила Григорьевна Ковнацкая. Это была дань своему главному Учителю.

Под научным руководством Друскина Ковнацкая пишет свою первую большую научную работу: в 1970-м защищает кандидатскую диссертацию «Английские национальные традиции в творчестве Бенджамина Бриттена», в 1974-м издает монографию о Бриттене. В 1986 году выходит ее вторая книга – «Английская музыка ХХ века. Истоки и этапы развития» (М.: «Советский композитор»). Этой же теме посвящена и докторская диссертация Людмилы Ковнацкой (1988). Как и тексты Друскина, работы Ковнацкой, эти и другие, написаны удивительным литературным языком, их безупречная научная точность лишена малейшего налета наукообразности, а персонажи исследования предстают живыми героями увлекательной истории. Такими всегда были и лекции Ковнацкой, в которых композиторы разных эпох вели через нее, как через медиума, живой диалог с аудиторией. Сколько студентов благодаря Ковнацкой заново влюблялось в музыку, сколько композиторов и исполнителей считали ее наставником, а потом и близким другом! В ряды ценителей музыки она сумела завербовать и «смежников» – искусствоведов, театроведов, балетоведов, и друзей – врачей, инженеров.

Буквально до последних своих лет Людмила Григорьевна Ковнацкая оставалась активным участником концертной жизни. Не только как слушатель и обязательный посетитель всех филармонических премьер. Она была организатором фестивалей к 80-летию (1993) и 85-летию (1998) Бриттена в Петербурге, художественным руководителем фестиваля «Мир музыки Бенджамина Бриттена» в Ереване (1996). В год 100-летия композитора при содействии Ковнацкой прошли цикл камерных концертов в Бетховенском зале Большого театра (руководитель проекта – Алексей Гориболь), премьеры в Петербурге в лютеранской церкви святой Екатерины трех притч Бриттена – «Река Кэрлью», «Пещное действо» и «Блудный сын», серии концертов в Перми, Екатеринбурге, Тбилиси. Людмила Ковнацкая – и вдохновитель проектов, и составитель программ, и автор буклетов, и лектор.

Лишь малая часть этих событий состоялась в Малом зале Петербургской филармонии. Это концерт фестиваля «Английская музыка в Санкт-Петербурге» 1 декабря 1993-го и программа «В честь Дня святой Цецилии и Бенджамина Бриттена (к 90-летию)» 22 ноября 2003 года.

Малый зал филармонии, 5 февраля 2011 года. Юбилейный концерт.
Фото: Виктор Васильев

В Малом зале филармонии проходили и вечера в честь самой Людмилы Григорьевны Ковнацкой, устроенные выпускниками профессора и близкими по духу музыкантами: в «Музыкальных приношениях» к ее юбилеям 5 февраля 2011 и 2016 годов прозвучала музыка композиторов-спутников юбиляра – Бриттена, Шостаковича, Шенберга, Стравинского. Другим приношением стала книга “Liber amicorum” («Книга друзей». СПб.: БиблиоРоссика, 2016), где собраны и краткие тексты-посвящения от учеников, и научные статьи ее коллег-друзей. Есть среди них статья крупнейшего американского музыковеда Ричарда Тарускина. Его шеститомную «Историю западноевропейской музыки» (Taruskin, R. The Oxford History of Western Music [text] / Richard Taruskin  – Oxford: University Press, 2005), наряду с английскими изданиями избранных писем Бриттена и другими библиографическими редкостями, Людмила Григорьевна Ковнацкая передала в дар музыкальной библиотеке Петербургской филармонии.

С Ричардом Тарускиным. Санкт-Петербург, двор Шереметьевского дворца («Фонтанного дома»), 2006 год.
Фото: Ольга Пантелеева

«История западноевропейской музыки» Ричарда Тарускина и Избранные письма Бенджамина Бриттена в двух томах. Дар Людмилы Григорьевны Ковнацкой библиотеке Санкт-Петербургской филармонии.

Жизнь большого ученого и редкой души человека оборвалась 9 мая 2023 года.

И. Р.


Концерты

  • 2 мая 1964

    Органный концерт студентов Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс И. А. Браудо и Н. И. Оксентян)

    Бах. Прелюдия и фуга. «Маленький гармонический лабиринт». Хоральная фантазия. Прелюдия и фуга. Токката и фуга ре минор. Фантазия. Четыре хоральные прелюдии. Токката для органа ре минор «Дорийская»

  • 25 декабря 1964

    Концерт – премьера.
    Бриттен. Реквием (первое исполнение в СССР)
    Дирижер – Николай Рабинович

    Бриттен. Реквием.

  • 4 января 1965

    (повтор исполнения 25 декабря)

    Концерт – премьера.
    Бриттен. Реквием (первое исполнение в СССР)
    Дирижер – Николай Рабинович

    Бриттен. Реквием.

  • 19 мая 1974

    Бриттен. Военный реквием
    Дирижеры – Юрий Серебряков, Леонид Гельруд

    Бриттен. «Военный реквием»




Другие материалы

«Мадригал»

«Мадригал»

Камерный ансамбль основан в 1965 году
Алексей Наседкин

Алексей Наседкин

Фортепиано 1942–2014

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»