Персоны
Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Биография
Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского – коллектив, созданный в 1930 году в Москве как Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио.
Слово «Большой» вошло в название нового коллектива неслучайно: инструментальные ансамбли и до этого работали на радио, выступая в прямом эфире, – другого до конца 1940-х и не существовало. Потому название «большой» отражало масштаб оркестра и его новые возможности. Это был первый симфонический оркестр такого рода, следующий, при Ленинградском радиокомитете, будет создан в 1931 году.
Радиокомитет, тем более Всесоюзный, в советское время был важным идеологическим фронтом. Сегодня может показаться странным, что наряду с жесткими постановлениями, регламентирующими правила функционирования искусства и его творцов, классике и «правильной» советской музыке власть оказывала всяческую поддержку. Пропаганда классики являлась одной из идеологических задач, и она успешно выполнялась БСО Всесоюзного радио, сигнал которого ловился в самых отдаленных населенных пунктах страны. Количество исполненных оркестром в содружестве с другими радийными артистами – отдельными солистами и оперным ансамблем – вызывает искреннее восхищение. Мобильность, способность легко читать партитуры с листа, набирая огромный репертуар, – важнейшая черта оркестра радио. Она отличает коллектив и сегодня.
За десятилетия существования оркестр неоднократно переименовывали. Сначала это было связано с реорганизацией самой структуры вещания. Так в 1960 году появляется название Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. С ростом популярности ТВ смещаются акценты, и в 1976-м это уже Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, а потом опять Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР. В 1993 году, в год 100-летия смерти Чайковского, оркестру было присвоено имя великого композитора. Сотрудничество с радио и ТВ прекратится еще раньше, но сохранится в английском названии оркестра, указывая на его историческую преемственность: Tchaikovsky Symphony Orchestra of Moscow Radio.
Первым руководителем БСО Всесоюзного радио был назначен Александр Иванович Орлов (1930–1937), выпускник Петербургской консерватории, еще до революции обосновавшийся в Москве. В 1937 году его сменяет Николай Семенович Голованов. Его только уволили из Большого театра, и хотя в 1948-м он вернется туда на пост главного дирижера, с БСО продолжит работать до 1953 года, сделав из него первоклассный коллектив. В 1953–1961 оркестром руководит Александр Васильевич Гаук. С ним коллектив впервые приезжает на два концерта в Большой зал Ленинградской филармонии в январе 1957 года.
Без главного дирижера пройдут длительные гастроли БСО весной 1958 года: с 24 апреля по 11 мая оркестр даст 10 концертов, исполнив 6 программ (четыре идут с повтором) под управлением Натана Рахлина (7 концертов) и Евгения Светланова (3 концерта). Светланов участвует и в следующей поездке оркестра в Ленинград. Она окажется не менее насыщенной: с 15 по 28 октября 1960 года БСО дает 9 концертов: два под управлением Светланова, два – Кирилла Кондрашина, пять – Александра Гаука, который открывает и завершает гастроли. В Ленинград БСО привозит разнообразные программы – Бетховена, Вагнера, Берлиоза, Рихарда Штрауса, Респиги, Дебюсси, Равеля, Дюка, Казеллу. Играет Чайковского, Рахманинова, симфонии Мясковского (№ 27) и Хачатуряна (№ 2), Прокофьева (№ 5) и Шостаковича (№№ 5, 6 и 7). Афиша гастрольных концертов БСО, с прекрасными солистами – а это Лев Оборин, Белла Давидович, Михаил Вайман, Мария Гринберг – выглядит вполне респектабельно.
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио в концерте в Большом зале 30 сентября 1967 года. Дирижер Геннадий Рождественский, солисты – Александр Ведерников, Маргарита Грозная.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Многое меняется в жизни коллектива, когда на пост главного дирижера приходит 30-летний Геннадий Рождественский, он возглавляет оркестр с 1961-го по 1974 год, а в репертуар музыкантов входит новая музыка. Единственные гастроли Рождественского с БСО Всесоюзного радио и телевидения в Ленинград совпадают с празднованием главной даты советского календаря – 50-летием «Великого Октября»: именно так указано в афишах концертов БСО в Большом зале, которые пройдут с 25 по 30 сентября 1967 года. Лишь одна из пяти программ, классическая (Чайковский и Скрябин), не предваряется этим «мотто». В четырех других звучит советская музыка. Кроме Шостаковича (поэмой «Октябрь» дирижирует Максим Шостакович, под управлением Рождественского фортепианный концерт № 2 играет Дмитрий Паперно, скрипичный № 1 – Давид Ойстрах) и Пятой симфонии Прокофьева, это будет сплошь недавно написанная или совсем новая музыка. Патетическая оратория Свиридова, сюита из оперы Щедрина «Не только любовь» с Ириной Архиповой, фортепианные концерты с авторами за роялем: Хренникова (№ 1) и Щедрина (№ 2). Из первых исполнений – Концерт для оркестра Андрея Эшпая, концерт № 1 для скрипки с оркестром Альфреда Шнитке, солирует Марк Лубоцкий, «Вариации на темы Мясковского» коллективного авторства московских композиторов. Среди премьер есть и вокально-симфонический цикл Владимира Фере с поэтическим названием «Места, священные навек» и вполне конкретным подзаголовком – «Родина Ленина». Но был бы Рождественский Рождественским, если бы не присоединил к юбилейным реляциям еще одно праздничное сочинение – написанную в 1937 году Прокофьевым «Кантату к Двадцатилетию Октября» на тексты из работ Маркса, Энгельса и Ленина? Рождественский – не первый исполнитель этого опуса, так и не услышанного автором, но в Ленинграде кантата звучала впервые, существенно разбавив пафос парадных мероприятий, у которых появился иной ракурс.
Концерт 30 сентября 1967 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
На четыре концерта в ноябре 1976 года Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио приедет с новым главным дирижером. В 1974 году на этот пост назначат Владимира Федосеева. С оркестром они почти ровесники: коллективу 44 года, Федосееву 42. Следующий этап их биографии будет совместным. С Федосеевым БСО выступает в Большом зале многократно. В январе 1986-го две разные программы посвящены Георгию Свиридову (оркестр выступает с Капеллой Юрлова), в одном из концертов звучат Рахманинов и Стравинский, в другом – Гайдн и Борис Чайковский. БСО становится одним из главных исполнителей музыки этого чудесного композитора. В октябре 1987 года они представят ленинградскую премьеру его Каприччио на английские темы для симфонического оркестра и исполнят, впервые в Ленинграде, с Капеллой Юрлова ораторию-действо Валерия Гаврилина «Скоморохи». Эти гастроли БСО пройдут в рамках фестиваля к 70-летию Октябрьской революции, оркестр играл в Большом зале и на предыдущем круглом юбилее советской власти – в ноябре 1977 года. Но и тогда, и тем более 10 лет спустя, из «обязательной программы» были разве что Третья симфония Хренникова и Поэма Андрея Петрова. Основными именами в афише оставались Рахманинов, Прокофьев, Гайдн, Бетховен, Берлиоз, Дебюсси, Равель.
Торжества 1987 года станут последним в истории СССР юбилеем. А БСО будет посвящать свои концерты в Большом зале филармонии другим памятным датам. 30 мая 1989 года оркестр сыграет концерт, повторив программу, которой дирижировал Петр Ильич Чайковский в своем последнем выступлении в Дворянском собрании 16 октября 1893 года. Солирует Григорий Соколов. Вечер будет посвящен грядущему 150-летию со дня рождения композитора, а сбор от концерта пойдет в фонд культуры на сооружение памятника Чайковскому. Юбилей отметят в 1990-м, памятник в Петербурге так и не появится, ограничатся бюстом, установленном в Таврическом саду. В этот приезд Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР и его главный дирижер дадут еще три концерта.
В следующий раз коллектив выступит в Большом зале Петербургской филармонии через 10 лет уже как Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского. Концерты 15 и 16 мая 1999 года пройдут под грифом «25 лет вместе». Имя Чайковского оркестру официально присвоят в 1993 году, а четвертьвековое сотрудничество оркестра и Владимира Федосеева будет отмечено туром по России.
Концерт в Большом зале 13 июня 2003 года. Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев, чтец – Алексей Петренко.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Гастроли, впрочем, проводить становится всё труднее. Петербургская филармония расходы взять на себя не может. Спонсоры выделяют деньги на специальные события. Так в ноябре 2001 года БСО имени Чайковского приезжает на Гаврилинский фестиваль (два концерта), в июне 2003-го, в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга, играет еще две программы, одна из них проходит под управлением Теодора Курентзиса. 28 сентября 2010-го БСО играет на юбилее Газпрома.
24 июня 2014 года оркестр Федосеева выступил на филармоническом фестивале «Музыкальная коллекция», а 19 сентября 2017-го приехал с программой из Глазунова, Римского-Корсакова и Стравинского, посвященной 85-летию своего главного дирижера Владимира Федосеева. Это последний на сегодняшний день (июнь 2021-го) концерт коллектива в Большом зале. Всего их было 54, для оркестра-гастролера – внушительная цифра.
И. Р.
Концерты
-
3 января 1957
Симфонический концерт
Большой оркестр Всесоюзного радио (Москва)
Дирижер – Александр ГаукСтравинский. Сюита из балета «Петрушка». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь Героя»
-
4 января 1957
3-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Большой оркестр Всесоюзного радио (Москва)
Дирижер – Александр ГаукР. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь Героя». Балакирев. «Исламей» в инструментовке А. Казеллы. Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»
-
24 апреля 1958
7-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинШостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
-
26 апреля 1958
7-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
27 апреля 1958
6-й концерт 1-го абонемент (повторение программы 26 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
29 апреля 1958
6-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБетховен. Симфония № 7. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Увертюра к опере «Тангейзер»
-
30 апреля 1958
3-й концерт 5-го абонемента (повтор программы 29 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБетховен. Симфония № 7. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Увертюра к опере «Тангейзер»
-
4 мая 1958
7-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Свенсен. «Зорагайда», легенда для оркестра
-
5 мая 1958
6-й концерт 4-го абонемента (повторение программы 4 мая, для Ленинградского Государственного Университета)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Свенсен. «Зорагайда», легенда для оркестра
-
7 мая 1958
6-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановМясковский. Симфония № 27. Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Сен-Санс. Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила». Бизе. Хабанера из оперы «Кармен». Равель. Сюита № 1 «Дафнис и Хлоя» для оркестра
-
10 мая 1958
7-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБерлиоз. Фантастическая симфония. Увертюра «Римский карнавал». Гретри–Мотль. Балетная сюита (Тамбурин, Менуэт, Жига). Равель. «Болеро»
-
11 мая 1958
4-й концерт 5-го абонемента (повтор программы 10 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБерлиоз. Фантастическая симфония. Увертюра «Римский карнавал». Гретри–Мотль. Балетная сюита (Тамбурин, Менуэт, Жига). Равель. «Болеро»
-
15 октября 1960
1-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Александр ГаукГайдн. Симфония № 94 «Сюрприз» («С ударом литавр»). С. Барбер. Адажио для струнного оркестра. Дюка. «Ученик чародея». Шостакович. Симфония № 6
-
18 октября 1960
1-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Евгений СветлановМясковский. Симфония № 27. Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2
-
19 октября 1960
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Евгений СветлановБетховен. Симфония № 7. Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2
-
21 октября 1960
1-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода, программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукА. Хачатурян. Симфония № 2 «Колокол». Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Равель. «Болеро»
-
24 октября 1960
1-й концерт 8-го абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Кирилл КондрашинПрокофьев. Симфония № 5. Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
25 октября 1960
(повтор программы 24 октября, программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Кирилл КондрашинПрокофьев. Симфония № 5. Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
27 октября 1960
1-й концерт 6-го абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Александр ГаукРахманинов. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
28 октября 1960
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфония № 4. Р. Штраус. Сюита «Мещанин во дворянстве». Казелла. Рапсодия «Италия»