Персоны

Государственный Академический Камерный оркестр России

1956 – наст. время
Первый концерт Московского камерного оркестра. Малый зал Московской консерватории, 5 сентября 1956 года. Источник изображения: Wikimedia commons
Государственный Академический Камерный оркестр России

Биография

Московский камерный оркестр, ныне Государственный Академический Камерный оркестр России – коллектив, созданный Рудольфом Баршаем в 1956 году, первый камерный оркестр в СССР.

Сегодня странно осознавать, что к середине ХХ века в Советском Союзе не было камерных оркестров как таковых. Советские музыканты могли видеть и слышать западные образцы во время гастролей. Зарубежные музыканты приезжали и в крупные города СССР. В сентябре 1955 года в Москве и Ленинграде выступал Камерный оркестр Вильгельма Штросса из ФРГ. Среди публики в зале Московской консерватории был и молодой альтист, один из создателей Квартета имени Бородина  Рудольф Баршай. Именно после этого концерта он загорелся идеей создать подобный оркестр и в Москве. Музыкантов Баршай приглашал сам. Ему требовались люди, не только обладающие несомненным талантом, но и способностью искренне увлечься новым делом: репетировали поначалу по ночам, после основной работы. Дебют Московского камерного оркестра состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале консерватории, а через полгода 25 декабря коллектив впервые появился на сцене Большого зала Ленинградской филармонии, и с этого момента стал постоянным участником филармонических сезонов.

Рудольф Баршай.

«Баршаевцы», как в тот период называют оркестрантов, исполняют на сценах ленинградских Большого и Малого залов старинную музыку – больше всего Баха, но также Куперена, Рамо, Вивальди, Перголези, дают монографические программы Корелли, Генделя, а также Гайдна и Моцарта (в клавирных концертах солирует Святослав Рихтер). В программах Московского камерного оркестра звучит много музыки ХХ века – от композиторов, уже завоевавших статус «классиков», – Стравинского, Бартока, Прокофьева, до опусов современников, которые нередко пишут специально для Камерного оркестра. Так, в 1967 году в Большом зале коллектив играет программу, которая полностью состоит из музыки, посвященной Рудольфу Баршаю, – сочинения Свиридова, Вайнберга, Бориса Чайковского.

Оркестр высоко ценит Дмитрий Шостакович, называя его звучание моментом «единства истории и современности». Именно Московский камерный оркестр под управлением Баршая дает премьеру его Четырнадцатой симфонии, которая проходит на сцене Ленинградской капеллы. В филармонических программах звучит Камерная симфония Шостаковича – оркестровая версия Рудольфа Баршая Восьмого квартета, сделанная с разрешения композитора. Дмитрию Шостаковичу Баршай приедет показать и свой главный труд, над которым работает несколько лет: оркестровку и собственный вариант окончания «Искусства фуги» Баха. Это сочинение тоже не раз звучит в Ленинградской филармонии в исполнении Московского камерного оркестра.

Рудольф Баршай.

«Искусство фуги» оркестр играет и на последнем выступлении с Рудольфом Баршаем в Малом зале филармонии в декабре 1975 года. Со следующего 1976-го Баршай и взращенный им коллектив продолжат свою биографию отдельно друг от друга. Баршай покинет СССР, Камерный оркестр будет работать под руководством других музыкантов, активно гастролируя, но в Ленинграде он бывают гораздо реже.

Если с Рудольфом Баршаем за неполные двадцать лет Московский камерный оркестр дал на обеих филармонических сценах более 40 концертов, то при следующем художественном руководителе – Игоре Безродном – играет всего две программы (1978). Еще три концерта проходят в Большом зале весной 1981 года – художественный руководитель оркестра не указан, но в программах, кроме Михаила Плетнева, солирует гобоист Евгений Непало – именно он возглавит оркестр и уже зимой того же года привезет его еще на две программы в Большой зал.

К этому времени камерные оркестры уже не были диковинкой. Два своих камерных оркестра есть и в Ленинградской филармонии, наряду с ними в Большом и Малом залах нередко выступают Литовский камерный оркестр, Киевский камерный оркестр, камерные коллективы из зарубежных стран. С 1980-х годов новые оркестры приезжают и из столицы: сначала «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, чуть позже – «Солисты Москвы» Юрия Башмета.

Бывший оркестр Баршая теряет позиции лидера в этой нише. В 1983 году возглавить коллектив предлагают Виктору Третьякову, а Московский камерный оркестр получает новое название – Государственный камерный оркестр СССР. В Большом зале коллектив с 1984-го по 1989 год даст 10 концертов, в программах солирует сам Третьяков, а также Олег Каган, Юрий Башмет, Дора Шварцберг – она участвует в июньском концерте 1989 года, который окажется последним перед долгим перерывом в истории сотрудничества ГАКО и ленинградского Большого зала.

Константин Орбелян.

В следующий раз оркестр приезжает уже в Петербургскую филармонию с новым художественным руководителем – Константином Орбеляном. Теперь это Государственный академический камерный оркестр России, который в 2003–2006 годах открывает в Большом зале фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга». Пианист по первому образованию, Орбелян был и первым руководителем, не игравшим в коллективе, и в отличие от своих предшественников выступал с Камерным оркестром только за дирижерским пультом.

Алексей Уткин и Государственный Академический Камерный оркестр России.

С 2010 года оркестр возглавляет гобоист Алексей Уткин – замечательный музыкант, когда-то игравший в «Виртуозах Москвы», а в 2000-м создавший свой ансамбль «Эрмитаж». Его участники и вошли в обновленный состав Государственного камерного оркестра России. В Москве у коллектива насыщенная концертная жизнь, интересные программы, с ним выступают прекрасные солисты – Элисо Вирсаладзе, Борис Березовский, Валерий Афанасьев. Но в афишу Петербургской филармонии оркестр Алексея Уткина вернется лишь в сентябре 2020 года.

О. Р.


Концерты

  • 25 декабря 1956

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Бах. Прелюдия и фуга (инструментовка В. Моцарта). Бранденбургский концерт № 3. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром № 4. Сюита № 2

  • 27 декабря 1956

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Манфредини. Симфония № 10. Рамо. Концерт для струнного оркестра соль минор. Вивальди. Концерт для оркестра ре минор. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Перселл. Павана. Чакона

  • 21 октября 1958

    Вечер итальянской музыки
    Московский камерный оркестр

    Альбинони. Концерт для струнных инструментов и органа № 1. Корелли. Concerto Grosso ре мажор. Боккерини. Симфония № 2 ми-бемоль мажор. Вивальди. Концерт для гитары с оркестром. Карулли. Концерт для гитары с оркестром. Джеминиани. Concerto grosso № 12 ре минор (по сонате для скрипки и фортепиано «La folia» Корелли)

  • 12 января 1959

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Эмиль Гилельс
    Московский Камерный оркестр

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Гайдн. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор

  • 13 января 1959

    (повтор программы 12 января)

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Эмиль Гилельс
    Московский Камерный оркестр

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Гайдн. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор

  • 5 декабря 1961

    (программка с составом оркестра)

    Вечер камерной музыки

    В программе: Моцарт, Галынин, Прокофьев, Бах, Вивальди, Стравинский

  • 3 апреля 1962

    (программка с составом оркестра)

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель и главный дирижер – Рудольф Баршай

    В программе: Вивальди

  • 22 ноября 1962

    (программка с составом оркестра)

    Антонио Вивальди
    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    В программе: Вивальди

  • 14 января 1963

    (программка с составом оркестра)

    Вечер старинной и современной музыки
    Московский камерный оркестр под управлением Р. Баршая

    Моцарт. Симфония № 29. Барток. Дивертисмент для струнного оркестра. Ряэтс. Концерт для камерного оркестра. Вивальди. Концерт для двух гобоев и оркестра. Концерт для четырех скрипок и оркестра.

  • 15 января 1963

    (программка с составом оркестра)

    Вечер старинной и современной музыки
    Московский камерный оркестр под управлением Р. Баршая

    Гендель. Concerto grosso си-бемоль мажор. Рамо. Концерт № 3 (портреты композиторов). Россини. Соната до мажор. Прокофьев. Мимолетности (15 пьес в инструментовке Р. Баршая). Моцарт. Дивертисмент ре мажор.

  • 6 октября 1963

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    В программе: Гендель, Вивальди

  • 9 октября 1963

    (программка с составом оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    В программе: Моцарт

  • 16 мая 1964

    (программка с составом артистов оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Моцарт. Симфония № 40. Шуберт. Симфония № 5. Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная»

  • 17 мая 1964

    (программка с составом артистов оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Корелли. Concertо grossо № 4. Concertо grossо № 8. Вивальди. Концерт для двух гобоев с оркестром. Перголези. «Stabat Mater»

  • 18 декабря 1964

    (программка с составом артистов оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Рамо. Концерт № 5 (Портреты композиторов). Дебюсси. Два танца для арфы и струнных. Равель. Интродукция и аллегро для арфы, струнных, флейты и кларнета. Вивальди. Концерт для двух гобоев, струнных и клавесина. Свиридов. Музыка для камерного оркестра, посвящена Р. Баршаю (1-е исп. в Ленинграде).

  • 8 февраля 1965

    (программка с составом оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Вивальди. «Времена года», четыре концерта для скрипки, оркестра и клавесина. Перголези. Stabat Mater для солистов, струнных и органа.

  • 8 февраля 1965

    (программка с составом оркестра)

    Иоганн Себастьян Бах
    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Бах. Ричеркар. Концерт ре минор для 2-х скрипок с оркестром. Бранденбургский концерт № 1. Неоконченная фуга из «Искусства фуги». Оркестровая сюита № 2 си минор.

  • 28 сентября 1965

    (программка с составом артистов оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Корелли. Concerti grossi №№ 1 – 6, соч. 6

  • 29 сентября 1965

    (программка с составом артистов оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Корелли. Concerti grossi №№ 7 – 12, соч. 6

  • 8 марта 1966

    (программка с составом оркестра)

    Гендель. Concerti grossi
    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Гендель. Семь больших концертов (Concerti grossi)




Другие материалы

Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Симфонический оркестр 1930 – наст. время
Владимир Матусов

Владимир Матусов

Баритон 1926–1989

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»