Персоны

Игорь Безродный

1930–1997
Игорь Безродный в Ленинградской филармонии в день концерта 3 января 1952 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Игорь Безродный

Биография

Безродный Игорь Семенович – скрипач, дирижер.

Проблема выбора будущей профессии, да и музыкального инструмента, перед Игорем Безродным в детстве не стояла. Его родители были скрипачами, отец работал в Тбилисском симфоническом оркестре, мать преподавала. Первую скрипку Игорю купили в шесть лет, а через год, в 1937-м, когда семья переехала из Тбилиси в Москву, мальчика привели в Центральную музыкальную школу. Так Безродный попал в класс знаменитого педагога Абрама Ильича Ямпольского, который станет его учителем на ближайшие восемнадцать лет! У Ямпольского Безродный оканчивает ЦМШ, затем консерваторию, а потом и аспирантуру, его ассистентом начинает в 1955 году преподавательскую деятельность. Концертная и конкурсная карьера начнется еще раньше. С 1948 года Безродный числится в штате Московской филармонии, в 1949-м впервые выступает за рубежом – на конкурсных прослушиваниях фестиваля «Пражская весна», где занимает первое место. В 1950 году скрипач становится лауреатом I премии и на Конкурсе им. Баха в Лейпциге. В 1951-м совсем молодому музыканту присуждают Сталинскую премию… Экзамены в аспирантуру он сдает в перерывах между гастрольными поездками. Позднее на вопрос журналиста, в каких странах довелось играть, Безродный ответит: «Легче перечислить, где я не был: это Австралия, Африка… Пожалуй, и все».

Сольный концерт Игоря Безродного в Малом зале 3 января 1952 года. Партия фортепиано – Владимир Ямпольский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Победители международных конкурсов обычно сразу же появлялись в афише Ленинградской филармонии. Игорь Безродный начинает свою филармоническую биографию с Малого зала: здесь в апреле 1950 года он дает первый сольный концерт. В Большом зале скрипач дебютирует весной 1953 года: на авторском вечере Кабалевского исполняет Скрипичный концерт с оркестром Радиокомитета под управлением композитора. С этого момента и до 1966 года Безродный играет в Большом зале часто, иногда по нескольку раз за сезон. С филармоническими оркестрами он исполняет концерты Бетховена, Моцарта (№ 4), Брамса, Бартока, Поэму Шоссона, концертную сюиту Танеева, концерт Сибелиуса и ленинградскую премьеру его Двух серенад для скрипки с оркестром – ноты Безродному передал сам композитор при личной встрече в Хельсинки. Безродный играет под управлением дирижеров Зандерлинга, Гаука, Рахлина, Рождественского, Силантьева, гастролеров Пааво Берглунда и сэра Малкольма Сарджента. С 1950-го по 1965 год в Филармонии состоятся тринадцать сольных концертов скрипача: восемь – в Большом зале и пять – в Малом зале имени Глинки. Здесь же на камерной филармонической сцене Игорь Безродный выступает в составе трио с пианистом Дмитрием Башкировым и виолончелистом Михаилом Хомицером. С Дмитрием Башкировым на вечере фортепианных концертов Игорь Безродный появляется и на сцене Большого зала в декабре 1973 года, но уже за дирижерским пультом Заслуженного коллектива.

Игорь Безродный в концерте 2 декабря 1955 года. Оркестр ЗКР, дирижер Курт Зандерлинг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Дирижирование было его мечтой с детства. О стремлении овладеть инструментом «побольше чем скрипка, а именно симфоническим оркестром» Безродный рассказывает своим друзьям, записавшим монолог на пленку незадолго до смерти музыканта. Рассказ этот полон юмористических подробностей. Вспоминает музыкант и первое дирижерское выступление:

«Хорошо помню ужас, который я испытал, выйдя на сцену перед большим оркестром. Я должен был дирижировать увертюру-фантазию Чайковского "Ромео и Джульетта", которая начинается с хорала двух фаготов, двух кларнетов. Но от страха я забыл, где они сидят. И никак не мог найти их глазами, не мог увидеть, чтобы начать дирижировать. Концертмейстер, который сидел в оркестре, с недоумением посмотрел на меня (это был мой старый приятель по классу Ямпольского) и шепнул: "Ну, что же ты не начинаешь? Давай, начинай!" Тогда я понял, что тянуть больше нельзя, зажмурил глаза и куда-то вперед, в центр оркестра, дал первый ауф-такт. И когда они заиграли, тогда я, наконец, увидел, где они находятся. Вот с такого идиотского случая началась моя дирижерская деятельность…»

Соблазн попробовать себя за пультом манит многих инструменталистов, которые, не имея профильного образования, со временем уходят в профессию дирижера. Безродный считал это дилетантизмом. А потому Игорь Семенович, в то время профессор Московской консерватории, становится студентом дирижерского факультета, учится у Николая Аносова, Лео Гинзбурга, Бориса Хайкина. Со временем страх перед оркестром на сцене, разумеется, исчезнет. Безродный много дирижирует на провинциальных эстрадах, дает концерты с московскими оркестрами. В 1976 году, вскоре после эмиграции Рудольфа Баршая, именно Безродному предложат возглавить Московский камерный оркестр. С этим коллективом Игорь Семенович дважды приезжал в Большой зал Ленинградской филармонии в 1978 году.

Игорь Безродный и Симфонический оркестр филармонии в концерте 15 марта 1966 года. Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Фотография с дарственной надписью Игоря Безродного артистам Симфонического оркестра филармонии 15 марта 1966 года, в день совместного концерта.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1981 году музыкант переезжает в Финляндию, где руководит Филармоническим оркестром города Турку, а в последние годы жизни преподает в Академии им. Сибелиуса в Хельсинки. Безродный написал, в соавторстве с Владимиром Григорьевым, книгу о своем учителе – «Педагогический метод профессора А. И. Ямпольского» (М., 1995).

О. Р.


Концерты

  • 23 марта 1953

    Авторский концерт Дмитрия Кабалевского

    Кабалевский. Увертюра к опере «Семья Тараса». Концерт для виолончели с оркестром № 1. Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром

  • 10 апреля 1954

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Танеев. Концертная сюита для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1

  • 11 апреля 1954

    (повторение программы 10 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Танеев. Концертная сюита для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1

  • 13 апреля 1954

    Вечер скрипичной музыки
    Игорь Безродный

    В программе: Брамс, Бах, Сибелиус, Прокофьев–Грюнес, Дебюсси, Равель, Рахманинов, Танеев

  • 9 декабря 1954

    Вечер скрипичной музыки
    Игорь Безродный

    В программе: Локателли–Изаи, Прокофьев, Бах, Изаи, Дебюсси, Римский-Корсаков–Цимбалист, Глазунов, Равель

  • 21 января 1955

    3-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт

    Россини. Увертюра к опере «Семирамида». Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Сибелиус. Симфония № 2.

  • 2 декабря 1955

    2-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Сибелиус (к 90-летию со дня рождения)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Сибелиус. «Туонельский лебедь» для оркестра из сюиты «Четыре легенды о Лемминкяйнене». Три романса с оркестром. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 2

  • 9 января 1956

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Игорь Безродный

    В программе: Гендель, Вивальди, Тартини–Крейслер, Григ, Блох, Рахманинов, Гершвин–Хейфец

  • 8 февраля 1956

    3-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Моцарт. Симфония ми-бемоль мажор. Концерт для скрипки с оркестром № 4. Четыре немецких танца

  • 19 ноября 1957

    Вечер скрипичной музыки
    Игорь Безродный

    В программе: Гендель, Бах–Крейслер, Прокофьев, Бах, Шимановский, Владигеров

  • 21 ноября 1957

    2-й концерт 4-го абонемента (для Ленинградского Государственного Университета)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ладислав Словак (Чехословакия)

    Сухонь. Серенада для струнного оркестра. Шуберт. Симфония си-бемоль мажор. Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром. Дворжак. Два славянских танца

  • 20 ноября 1958

    1-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Барток. Концерт для оркестра. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром. Равель. «Цыганская рапсодия» для скрипки с оркестром. Лист. Мефисто-вальс

  • 22 ноября 1958

    (повтор программы 20 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Барток. Концерт для оркестра. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром. Равель. «Цыганская рапсодия» для скрипки с оркестром. Лист. Мефисто-вальс

  • 21 апреля 1960

    Вечер скрипичной музыки
    Игорь Безродный

    В программе: Гендель, Прокофьев, Бах, Дебюсси–Хейфец, Гершвин–Хейфец, Шимановский, Брамс, Мошковский, Трайгс

  • 6 января 1961

    3-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Силантьев

    Танеев. «Храм Аполлона», антракт ко второй картине III действия оперы «Орестея». Концертная сюита для скрипки с оркестром. Симфония № 1

  • 27 февраля 1961

    Вечер скрипичной музыки
    Игорь Безродный

    В программе: Шуберт, Тартини–Крейслер, Брамс, Прокофьев, Владигеров, Шопен–Ауэр, Сен-Санс, Таунсенд, Мошковский–Сарасате

  • 28 октября 1962

    1-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Воан-Уильямс. «Осы», увертюра. Брамс. Симфония № 3. Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром. Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла (Путеводитель по оркестру для юношества).

  • 17 февраля 1963

    Вечер скрипичной музыки
    Игорь Безродный

    В программе: Шуберт, Франк, Прокофьев, Шостакович–Цыганов, Шимановский

  • 24 ноября 1963

    1-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Блажков

    Бах. Сюита для оркестра № 2. Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Хиндемит. Симфония «Художник Матис». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 25 февраля 1964

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Глазунов. Симфония № 4. Танеев. Концертная сюита для скрипки с оркестром. Бах. Чакона (оркестровка Н. Рахлина)




Другие материалы

Игорь Уксусников

Игорь Уксусников

Артист балета 1931–2009
Даниил Тюлин

Даниил Тюлин

Дирижер 1925–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»