Персоны

Ленинградский камерный оркестр / Камерный оркестр ЗКР

основан в 1962 году

Биография

Ленинградский камерный оркестр / Камерный оркестр ЗКР – камерный оркестр, созданный в 1962 году артистами Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии.

В сентябре 1955 года на гастроли в Москву и Ленинград из Мюнхена приезжает Камерный оркестр Вильгельма Штросса. В Большом зале Ленинградской филармонии немецкие музыканты дают четыре концерта, в которых исполняют Баха и его сыновей, Телемана, Корелли, Перголези. В оркестре 20 струнных и клавесин, играют без дирижера, его функцию выполняет первая скрипка – сам Вильгельм Штросс. Этот, первый такого формата, оркестр производит настоящий переворот в умах музыкантов двух столиц. Становится ясно, что играть старинную музыку полным составом симфонического оркестра, как это всё еще было принято на советских сценах, уже невозможно.

Москва сразу же откликается на вызов: в 1956 году Рудольф Баршай создает первый в стране камерный коллектив – Московский камерный оркестр, который становится штатной единицей Московской филармонии.

В Ленинграде события развиваются не столь быстро. Но программы Баха и Вивальди в 1958 году в Малом зале исполняет уже Камерный ансамбль солистов Заслуженного коллектива, в его составе играют альтист Юрий Крамаров и скрипач Лазарь Гозман. С их именами и будет связана первая глава истории Ленинградского камерного оркестра.

О том, как он возник, вспоминает скрипачка ЗКР Людмила Одинцова:

«В 1961 я поступила в ЗКР и была назначена секретарем комсомольской организации. И хотя в ней было всего три человека, должность позволяла мне присутствовать на заседаниях художественного совета филармонии. Это было время, когда на Западе один за другим появлялись камерные оркестры, которые начали приезжать на гастроли в Ленинград. Молодые музыканты ЗКР увлеклись идеей создания своего камерного коллектива, и мне было поручено озвучить идею на худсовете. Инициатива была одобрена, и тогда же появился первый и долгое время единственный в городе Ленинградский камерный оркестр, его художественным руководителем был выбран Юрий Крамаров, которому, собственно, и принадлежала инициатива создания коллектива».

4 и 5 мая 1962 года в афише Малого зала филармонии впервые появляется новое название: Ленинградский камерный оркестр. Здесь уже указано имя руководителя – Юрий Крамаров. Оркестр выступает без дирижера, в баховских программах солируют Давид Ойстрах и Игорь Ойстрах. В составе оркестра – 14 струнных и клавесин, в течение нескольких десятилетий на нем играет Ольга Крылова. Концертмейстер оркестра – Лазарь Гозман. Именно он в 1963 году, после внезапного ухода Крамарова из Заслуженного коллектива, станет художественным руководителем Ленинградского камерного оркестра, который так и будут называть – оркестр Лазаря Гозмана.

Надо понимать, что коллектив, в отличие от Московского оркестра Баршая, функционировал исключительно на общественных началах. Он не был отдельной штатной единицей Филармонии, репетировал в свободное от занятости в ЗКР время. Гозман занимался составлением репертуара, договаривался с солистами. Скрипач Ефим Бельский (как назвали его в одной из рецензий – «общественный директор») эти репетиции обеспечивал, а также договаривался о концертных площадках. Оркестровые партии музыканты расписывали с партитуры сами, и это не сегодняшняя техника нажатия клавиши на компьютере для распечатки готового набора, а кропотливая, часто ночная работа. Почти все участники оркестра выступали в программах как солисты. Это скрипачи Лазарь Гозман, Мирра Фурер, Вадим Селицкий, Эммануил Бодер, Константин Варенберг, Яков Милкис, Людмида Одинцова, альтисты Алексей Людевиг и Григорий Меерович, виолончелисты Исаак Зис, Лев Фишков, клавесинистка Ольга Крылова. Солировать в концерты приглашали и своих коллег по Заслуженному коллективу – скрипачей и духовиков, которые постепенно тоже войдут в состав Ленинградского камерного оркестра.

В его программах очень много Баха и Вивальди, прежде редко звучавшего в концертных залах. Есть Гендель, Глюк, Гайдн, Моцарт. В этих концертах оркестр чаще всего играет без дирижера. Но почти сразу в репертуаре появляется ХХ век: в июне 1963-го под управлением Геннадия Рождественского в Малом зале оркестр исполняет Онеггера и Мийо. Тенденция сочетания старого и нового сохранится в программной политике камерного коллектива.

Одним из важных событий в его биографии станет концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Генри Пёрселла в редакции Бенджамина Бриттена. Оно состоится 21 декабря 1973 года в Малом зале и до 1976-го опера будет не раз повторена и здесь, и на сцене Большого зала тем же составом. Инициатором исполнения «Дидоны» был дирижер, руководитель Камерного хора Ленинградского хорового общества Валентин Нестеров. Большой знаток музыки ушедших эпох, он руководил представлением, сидя за чембало. С ним, но уже за дирижерским пультом, Ленинградский камерный оркестр представит программы, посвященные Баху, Моцарту, Телеману – фрагменты его «Страстей по Луке» прозвучат впервые в Малом зале 10 апреля 1975 года.

С 1967 года оркестр сотрудничает с фирмой «Мелодия». Среди записей – концерты Моцарта с Элисо Вирсаладзе (серия), с ней и Беллой Давидович – двойной ми-бемоль мажорный Моцарта, с солистами ЗКР Виталием Буяновским и Олегом Талыпиным – концерты Моцарта для валторны и для фагота, с виолончелистом Анатолией Никитиным – концерты Вивальди. По заказу «Мелодии» Ленинградский камерный записывает все шесть Бранденбургских концертов Баха… Коллектив выезжает для выступлений в Москву, Ригу, в другие города.

В 1977 году Лазарь Гозман эмигрирует из СССР. Уедут из страны и некоторые другие артисты камерного оркестра, его состав наполовину обновляется молодыми музыкантами, пульт концертмейстера занимает Георгий Кнеллер, но остается и костяк старожилов, в том числе скрипач Вадим Селицкий, игравший в оркестре со дня его основания. Селицкий и становится лидером коллектива. Ленинградский камерный продолжает работать. Теперь в его состав официально входят две флейты, два гобоя, фагот, две валторны. С оркестром выступает новое поколение солистов – Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Григорий Соколов, Михаил Фихтенгольц. С конца 1970-х все концерты проходят с дирижерами. Среди новых для оркестра имен – Лев Маркиз, Саулюс Сондецкис, Пеэтер Лилье. Особенно тесно коллектив сотрудничает с Игорем Блажковым. Под его управлением в залах Филармонии музыканты исполняют программы, посвященные 300-летию Рамо, Доменико Скарлатти, Генделя, 325-летию Пёрселла, монографические программы, посвященные Телеману, Перголези, Иоганну Себастьяну Баху и Филиппу Эммануилу Баху, Гайдну, Моцарту. Во всех этих и других афишах Блажкова с камерным оркестром почти всегда стояли ремарки «Первое исполнение в СССР». Артисты знакомили публику с неизвестной музыкой ХХ столетия: это и Серенада, соч. 24 Шенберга, и сюита «Цветок полевой» Воан-Уильямса, и драматическая кантата «Федра» Бриттена, и Пассакалия для струнных Франка Мартена, посвященная Карлу Мюнхингеру и его Штутгартскому камерному оркестру, первый приезд которого в Большой зал филармонии в 1959 году оказался одним из стимулов к рождению Ленинградского камерного.

В конце 1980-х для не имеющего самостоятельного статуса коллектива начинаются непростые времена. Чтобы как-то поддержать Камерный оркестр, Юрий Темирканов в 1989 году устраивает его гастроли в Японию, где музыканты выступают с серией концертов под управлением Саулюса Сондецкиса. С ним играют и несколько программ в Большом зале, в январе 1991 года дают один концерт с Иегуди Менухиным, выступают и под управлением Валентина Зверева – в 1992–1996 он, по приглашению Темирканова, занимает позицию не только первой флейты Заслуженного коллектива, но и художественного руководителя Камерного оркестра.

С переименованием города Ленинградский камерный оркестр теряет свой бренд. Название «Санкт-Петербургский камерный оркестр» не приживается (такого рода коллективы в городе есть), и теперь это просто Камерный оркестр Заслуженного коллектива России. Сложнее становится проведение концертов и для самой Филармонии. Прежде в Малом зале оркестр играл «в зарплату», в новых условиях артистам надо платить, расходы на концерты продажей билетов не окупаются, и Камерный оркестр ЗКР выступает здесь гораздо реже, а с 2008-го по 2016 год вообще не играет ни разу. В Большом зале его концерты ставят в общий план, и здесь возможности оказываются шире.

В 1991 году за дирижерским пультом Заслуженного коллектива впервые выступает немецкий музыкант Лео Кремер. 7 июня 1996 года в концерте, посвященном 75-летию Петербургской филармонии, он дает концерт с Камерным оркестром ЗКР, в программе – Иоганн Себастьян Бах и Филипп Эммануил Бах. Это станет началом длительного сотрудничества. До вынужденного перерыва, связанного с закрытием границ из-за пандемии коронавируса, в залах Филармонии состоятся 73 концерта Камерного оркестра под управлением Лео Кремера. Главный органист и капельмейстер знаменитого Шпайерского собора, знаток музыки Баха и его современников, имеющий опыт работы и с большими оркестрами, носитель европейской традиции, Лео Кремер существенно влияет на исполнительскую манеру петербургского коллектива. Музыканты признаются, что перестройка давалась нелегко, менялось отношение ко всему привычному – темпам, артикуляции, штрихам, вибрато (точнее, к его отсутствию). Но постепенно они почувствовали вкус к такого рода музицированию и уже не представляли, как можно барокко, венскую классику, Шуберта играть иначе. Это повлияло и на стиль исполнения музыки следующих поколений композиторов. Важное место в программах занимали кантатно-ораториальные сочинения – Высокая месса, Рождественская оратория, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею Баха, оратории «Иуда Маккавей» Генделя и «Илия» Мендельсона, Реквием Моцарта и «Немецкий реквием» Брамса, мессы Гайдна, Моцарта, Шуберта. Лео Кремер сотрудничает с петербургскими хорами (чаще – Lege Artis), с 2000 года несколько раз привозит и свой хор Домского собора Шпайера. С ним Камерный оркестр ЗКР уже знаком по работе за границей: с конца 1990-х оркестр вместе с Кремером выступает в Шпайере, гастролирует по всей Германии, в Италии. Дважды оркестр становится участником престижного фестиваля Musica Sacra в Ватикане, где среди слушателей в первом ряду сидят папские кардиналы: под управлением Лео Кремера в 2002-м в знаменитой папской базилике Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S. Maria Maggiore) с Хором Венского музыкального общества оркестр исполняет Немецкий реквием Брамса, в 2003 году с Хором Шпайерского собора – Реквием, Торжественную вечерню и Коронационную мессу Моцарта. За день до них концерт на фестивале дает Николаус Арнонкур с Венским филармоническим оркестром.

В 2000 году вторым дирижером Заслуженного коллектива становится Николай Алексеев. В его неформальные обязанности входит и руководство Камерным оркестром ЗКР. Вместе они дадут один концерт в Большом зале (2002) и несколько в Малом зале (2002, 2007, 2017), совершат гастрольную поездку в Японию (2002). Но интересы дирижера сосредоточены на репертуаре для большого симфонического оркестра, и неофициальным лидером камерного состава остается Лео Кремер.

Под его управлением в филармонических залах музыканты исполняют немало и чисто инструментальных программ. В концертах солируют артисты Камерного оркестра. Среди них – его новый концертмейстер Александр Золотарев. С оркестром он не раз играл «Времена года» Вивальди, солировал 1 марта 2001 года в концерте, составленном из программ Ленинградского камерного времен Лазаря Гозмана. Золотарев, вместе с многолетним виолончелистом ЗКР и Камерного оркестра Сергеем Чернядьевым, взяли на себя обязанности организационных руководителей коллектива. Сергей Чернядьев уйдет из Филармонии в сентябре 2019 года. Чуть раньше уволится скрипачка Людмила Одинцова – единственный музыкант, игравший в Камерном оркестре со дня его основания.

Последний концерт коллектива состоялся в декабре 2019 года. Намеченные в плане следующие выступления пришлось отменить из-за всеобщего локдауна, а потом и локальных ограничений.

В марте 2020 года молодые артисты Заслуженного коллектива создали новый ансамбль – Молодежный камерный оркестр ЗКР, которым руководит скрипач и дирижер Ярослав Забояркин. Станет ли он наследником Ленинградского камерного оркестра/Камерного оркестра ЗКР, которому в 2021 году исполнилось 60 лет, или у каждого будет своя судьба, покажет время.

И. Р.


Концерты

  • 24 января 1965

    Иоганн Себастьян Бах.
    Исайя Браудо

    В программе: Бах

  • 4 апреля 1967

    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    Бортнянский. «Гимн природе». «Торжественная песня». Концерт для хора. Березовский. Концерт для хора. Чайковский. «На сон грядущий». Щедрин. «Ива, ивушка». Вивальди. Кантата Gloria

  • 6 апреля 1967

    (повтор программы 4 апреля)

    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    Бортнянский. «Гимн природе». «Торжественная песня». Концерт для хора. Березовский. Концерт для хора. Чайковский. «На сон грядущий». Щедрин. «Ива, ивушка». Вивальди. Кантата Gloria

  • 1 апреля 1968 (днем)

    3-й концерт абонемента «А»

    Музыка – детям

    В программе: Сен-Санс, Егоров, Шостакович, Колкер, Герчик, Иванников, Рылов, Глинка, Кабалевский, Соловьев-Седой

  • 2 апреля 1968 (днем)

    3-й концерт абонемента «Б» (повтор дневной программы 1 апреля)

    Музыка – детям

    В программе: Сен-Санс, Егоров, Шостакович, Копкер, Герчик, Иванников, Рылов, Глинка, Кабалевский, Соловьев-Седой, пионерские песни

  • 12 октября 1968

    Вечер клавирных концертов И. С. Баха
    Солист – Игорь Лазько

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Концерт для фортепиано с оркестром ми мажор. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор

  • 19 декабря 1968 (днем)

    2-й концерт абонемента «А»

    Музыка – детям
    Ленинградский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Лазарь Гозман

    Телеман. Сюита «Дон Кихот». Вивальди. Концерт для двух гобоев с оркестром. Гайдн. Серенада. Боккерини. Менуэт. Бах. «Шутка» из сюиты для оркестра № 2

  • 20 декабря 1968 (днем)

    2-й концерт абонемента «Б» (повтор дневной программы 19 декабря)

    Музыка – детям
    Ленинградский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Лазарь Гозман

    Телеман. Сюита «Дон Кихот». Вивальди. Концерт для двух гобоев с оркестром. Гайдн. Серенада. Боккерини. Менуэт. Бах. «Шутка» из сюиты для оркестра № 2

  • 2 марта 1969

    (программка с составом оркестра)

    Ленинградский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Лазарь Гозман

    В программе: Бах

  • 21 марта 1969

    (программка с составом оркестра)

    Ленинградский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Лазарь Гозман

    В программе: Вивальди

  • 6 декабря 1969

    (программка с составом оркестра)

    Ленинградский камерный оркестр
    Руководитель – Лазарь Гозман

    Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Дивертисмент № 11. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. «Деревенская симфония»

  • 6 февраля 1970

    (программка с составом камерного оркестра)

    Антонио Вивальди
    Ленинградский камерный оркестр

    В программе: концерты Вивальди

  • 18 февраля 1970

    (анонс)

    Ленинградский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Лазарь Гозман

    Гайдн. Симфония № 40. Симфония № 45 «Прощальная»

  • 7 мая 1971

    (программка с составом оркестра)

    Ленинградский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Лазарь Гозман

    Гайдн. Симфония № 73 «Охота». Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. Симфония № 45 «Прощальная»

  • 19 мая 1972

    Бах. Концерты для клавесина с оркестром
    Солист – Андрей Волконский

    Бах. Концерты для клавесина с оркестром ля мажор, ми мажор, соль минор, ре мажор

  • 29 января 1973

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Зураб Соткилава (тенор)

    В программе: Тактакишвили, Донауди, Паизиелло, Верди, Чилеа, Тости, Джордано, Марио, Денца, итальянские народные песни

  • 8 мая 1974

    Камерно-вокальный вечер
    Дирижер – Вольдемар Нельсон

    Гендель. Concerto grosso cи-бемоль мажор. Брамс. «Песни любви». «Новые песни о любви». Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

  • 15 ноября 1975

    Ленинградский камерный оркестр

    Гайдн. Симфония № 44 «Траурная». Моцарт. «Деревенская симфония». Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная»

  • 18 ноября 1975

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Хор Латвийской ССР

    Дарзиньш. «Миньон», «Я знаю», «Иди со мной», «Песня русалок», «В дали мечтаний», «Лунною дорожкой», «Былое», «Дети Циана», «Сломанные сосны». Вивальди. «Gloria»

  • 4 января 1979

    Вечер инструментальных концертов
    Солисты – Татьяна Гринденко и Гидон Кремер
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Виотти. Концертная симфония для двух скрипок, двух гобоев, двух валторн и струнного оркестра № 1. Хенце. «Il Vitalino raddoppiato» для скрипки и камерного оркестра. Пярт. Двойной концерт «Tabula rasa» для двух скрипок, струнных и подготовленного рояля. Шуберт. Полонез для скрипки и маленького оркестра



Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»