Персоны

Яков Зак

1913–1976
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Яков Зак

Биография

Зак Яков Израилевич – пианист, педагог.

Международная слава пришла к музыканту довольно рано: в 1937 году двадцатичетырехлетний Яков Зак триумфально выигрывает Конкурс Шопена в Варшаве. Уже после первого тура жюри и публика единодушно признают его лучшим интерпретатором музыки польского композитора. Кроме первой премии Зак получает специальный приз – серебряную маску Шопена за «лучшее исполнение мазурок». К этому времени за плечами Зака обучение в Одесской консерватории и аспирантура Московской консерватории, где пианист с 1932 года учился у Генриха Нейгауза и посещал уроки Константина Игумнова. Вероятно, Зак не считался, или, по крайней мере, сам не считал себя одним из лучших учеников Нейгауза – на шопеновский конкурс он готовится втайне от своего профессора и лишь несколько раз проконсультируется с ним уже перед отборочным туром.

Победа на конкурсе сразу же выдвинет Якова Зака в число первых музыкантов страны. Он много гастролирует по Советскому Союзу, часто выступает и в Ленинградской филармонии.

Впервые Зак вышел на сцену Большого зала еще до получения лауреатского звания: за месяц до отъезда в Варшаву участникам конкурса дают возможность «обыграть» программу в крупнейших залах страны. Уже в апреле 1937-го пианист играет в Филармонии на вечере лауреатов конкурса и дважды исполняет Концерт № 2 Шопена – с Государственным оркестром Союза ССР, приехавшим на гастроли с Александром Гауком, и с Заслуженным коллективом под управлением Фрица Штидри. 31 мая 1938 года состоится первый клавирабенд Зака. Их будет больше 30-ти – в Большом и Малом залах. В его сольных программах, помимо Шопена, – виртуозные транскрипции Баха–Годовского, Скрябин, Рахманинов, Лист, Равель, Дебюсси, монографические вечера, посвященные Моцарту, Бетховену, Шуберту, Брамсу, Прокофьеву…
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

25 и 26 марта 1940 года Яков Зак играет фортепианные дуэты в ансамбле с Эмилем Гилельсом. Более десяти лет пианисты, связанные общим прошлым (оба они – выпускники Одесской консерватории и аспиранты Нейгауза), периодически собирались для совместного музицирования. Один из дуэтных вечеров Зака и Гилельса состоялся в Большом зале в ноябре 1943 года. В тот приезд они дали серию концертов. Кроме дуэтной и сольных (у каждого) программ, было два выступления с Большим симфоническим оркестром Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга: на вечере фортепианных концертов Зак играл Шопена (№ 2), Гилельс – Чайковского (№ 1), а открывали пианисты свои гастроли 13 ноября исполнением Концерта для двух фортепиано с оркестром Моцарта.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

ID=1

В военный Ленинград Яков Зак уже приезжал. В марте 1943-го, вскоре после прорыва блокады, он дал в Большом зале концерт, разделив его по отделению с Давидом Ойстрахом, сыграл две сольные программы и с Оркестром Радиокомитета, с которым будет нередко выступать и после его вхождения в 1953 году в состав Филармонии. В войну Зак прилетал и в Новосибирск, куда эвакуировался Заслуженный коллектив: 27 июля 1942 года он исполнил концерты Шопена и Рахманинова (оба – № 2) под управлением Курта Зандерлинга – именно с ним пианист чаще всего будет выходить на сцену Большого зала в послевоенные годы.
Яков Зак в Ленинградской филармонии, 11 ноября 1950 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С оркестром Яков Зак играет много – концерты Шопена (оба), Брамса (оба), Рахманинова (№№ 2, 4, Рапсодия на тему Паганини), Чайковского (№ 1, № 2), Шумана, Равеля, Бурлеску Рихарда Штрауса, Прокофьева (№№ 2 и 3), редко исполняемый концерт № 2 Метнера. За дирижерским пультом на выступлениях пианиста в разные годы стоят Евгений Мравинский, Николай Рабинович, Эдуард Грикуров, Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Арвид Янсонс, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Игорь Блажков, Джемал Далгат, Карел Анчерл, Одиссей Димитриади, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев, Неэме Ярви – под его управлением 11 и 12 октября 1971 года проходят последние выступления Якова Зака в Большом зале. В мае того же года в Малом зале имени Глинки состоялся его последний клавирабенд.
Яков Зак, 16 октября 1968 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Параллельно с сольной карьерой Яков Израилевич всю жизнь преподавал в Московской консерватории. В марте 1973 года на сцене Большого зала он представил свой консерваторский класс. Среди участников концерта были имена, которые еще не раз появятся в филармонической афише, – Николай Петров, Евгений Могилевский, Любовь Тимофеева, Светлана Навасардян. Одна из самых знаменитых выпускников профессора Зака – Элисо Вирсаладзе. Учился у него и Валерий Афанасьев, и хотя из класса Якова Зака он перешел к Эмилю Гилельсу, благодарность к своему первому консерваторскому наставнику сохранил на всю жизнь. 100-летию со дня рождения Учителя Афанасьев посвятил концерт 1 ноября 2013 года в Большом зале и стихотворение, опубликованное в программке вечера:

Посвящается Я. Заку
Вы подарили мне чудесное сознанье,
Что музыка – живое существо,
Тепла и трепетна. И только осязанье
Ее до дна познает естество.
Звук – ласка есть и боль, прикосновенье
К звезде, которая под пальцами дрожит.
А интервал – судьба, ночное бденье,
Где тихий дух Творца с душою говорит.
Всё пальцы знают: трепетные нити
Связали их с лучом, с тревогой бытия.
Бетховен, Шуберт и Палаццо Питти –
Ваш музыкальный дар, основ основа. «Ля».

И. Р.


Концерты

  • 8 января 1937

    Играют участники III Международного Шопеновского конкурса пианистов

    В программе: Шопен

  • 21 апреля 1937

    7-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Союза ССР
    Дирижер – Александр Гаук

    Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Стравинский. Сюита из балета «Петрушка»

  • 27 апреля 1937

    Концерт лауреатов Международного Шопеновского конкурса пианистов

    В программе: Шопен

  • 28 апреля 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Р. Штраус. «Дон Кихот»

  • 31 мая 1938

    Фортепианный вечер
    Яков Зак

    Бах–Бузони. Токката для органа. Мендельсон. Рондо-каприччиозо. Шопен. Соната № 3. Лист. Соната «По прочтении Данте». Экспромт. Лист–Бузони. Фантазия на темы из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»

  • 19 января 1939

    Фортепианный вечер
    Лауреат международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве
    Яков Зак

    Бах–Бузони. Прелюдия и фуга ре мажор. Бах–Годовский. Ария до мажор. Люлли–Годовский. Жига. Шопен. Баркарола. Метнер. Соната ля минор. Скрябин. Соната № 3. Рахманинов. Прелюдия ре мажор. Прелюдия до минор. Лист. «По прочтении Данте»

  • 22 января 1939

    (рукопись)

    Концерт, посвященный памяти Ленина

    В программе: Бах–Годовский, Шопен, Скрябин, Палиашвили, Аракишвили, Каргаретели

  • 4 февраля 1939

    Фортепианный вечер
    Лауреат Международного конкурса имени Шопена в Варшаве
    Яков Зак

    Шопен. Фантазия. Две мазурки. Вальс. Ноктюрн. Скерцо. Полонез. Лист. Фантазия на темы из музыки к пьесе «Афинские развалины» Бетховена. Экспромт. Этюд. Лист–Бузони. Фантазия на темы из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»

  • 25 мая 1939

    Фортепианный вечер
    Лауреат Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве
    Яков Зак

    Бетховен. Соната № 31. Бах–Бузони. Хоральная прелюдия «Возрадуйтесь». Бах–Гальстон. Сицилиана. Бах–Бузони. Токката соль мажор. Равель. Прелюдия. Токката из сюиты «Гробница Куперена». Шопен. Соната № 3

  • 24 октября 1939

    Концерт 2-го вечернего абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Гендель. Сюита «Музыка фейерверка». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шуман. Симфония № 4

  • 16 января 1940

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»

  • 25 марта 1940

    Вечер фортепианных дуэтов
    Эмиль Гилельс и Яков Зак

    Моцарт–Бузони. Фантазия. Duettino concertante. Шопен. Рондо. Сен-Санс. Вариации на тему Бетховена. Дебюсси. «Празднества». Рахманинов. Сюита № 2

  • 26 марта 1940

    Вечер фортепианных дуэтов
    Эмиль Гилельс и Яков Зак

    Моцарт–Бузони. Фантазия. Duettino concertante. Шопен. Рондо. Сен-Санс. Вариации на тему Бетховена. Дебюсси. «Празднества». Рахманинов. Сюита № 2

  • 10 ноября 1940

    (программка с рукописными правками)

    Фортепианный вечер
    Лауреат международного конкурса пианистов
    Яков Зак

    Бах–Годовский. Фуга. Гайдн. Соната. Скрябин. Две поэмы. Пять этюдов. Дебюсси. «Отражения в воде». «Генерал Лавин (эксцентрик)». Шопен. Баркарола. Скерцо. Две мазурки. Два вальса. Andante spianato и Большой блестящий полонез. Сен-Санс. Этюд в форме вальса

  • 22 ноября 1940

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Вебер. Увертюра «Турандот». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Брамс. Симфония № 1

  • 27 июля 1942

    (программка)

    Фортепианный концерт
    Лауреат международного конкурса
    Яков Зак
    При участии симфонического оркестра Филармонии
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 6 марта 1943

    (рукописная книга)

    Фортепианный концерт
    Яков Зак

    Шопен. Фантазия. Пять мазурок. Два скерцо. Три вальса. Экспромт. Полонез

  • 14 марта 1943

    [Дополнено по книге Крюкова А. Музыка в дни блокады: Хроника. СПб: Композитор, 2002. С. 317]

    Фортепианный концерт
    Яков Зак

    (программа не указана)

  • 20 марта 1943

    (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Давид Ойстрах и Яков Зак

    В программе: Бах–Бузони, Бах–Годовский, Люлли–Годовский, Крейслер–Рахманинов, Мендельсон, Рахманинов, Фалья–Крейслер, Римский-Корсаков–Цимбалист

  • 21 марта 1943

    (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Рахманинов. «Утес». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром




Другие материалы

Тоша Зайдель

Тоша Зайдель

Скрипка 1899–1962
Владимир Капельницкий

Владимир Капельницкий

Виолончель ?–1967

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»